Право руля

Interfax-Russia.ru – Необычный барельеф появился на днях во Владивостоке. Жители города увековечили многострадальный "правый руль".

Памятный барельеф, посвященный "правому рулю", горожане предлагали установить уже давно. Связано это с тем, что большинство жителей Владивостока (кстати, как и почти всего Дальнего Востока) ездят на подержанных японских иномарках с правым расположением руля и не спешат расставаться со своими "праворульными" железными конями.

"Новый барельеф - часть проекта "Обитатель Спортивки", - сообщил журналистам главный художник Владивостока, автор проекта Павел Шугуров.

Спортивкой горожане называют один из районов Владивостока. На барельефе, уместившемся на стене одного из жилых домов этого района, изображен моряк, который в поднятой правой руке держит руль от иномарки, в левой руке - руль от российского автомобиля. Под барельефом красуется подпись - "Правый навсегда!".

Этот памятник – не единственное украшение района. Другими "Обитателями Спортивки" стали "Виталий - фанат "Луча" (приморская футбольная команды)", и "Женщина, вынесшая перестройку". Кроме того, сейчас во Владивостоке активно обсуждаются эскизы памятников Элеоноре Прей, прапорщику Комарову и Штирлицу. Также художники и активные горожане предлагают установить в городе памятник моряку загранплавания, Катюше - героине знаменитой песни, Соньке-золотая ручка и даже корюшке (по опыту чижика-пыжика в Санкт-Петербурге, пермяка-соленые уши в Перми, соленого огурца в городе Луховицы).

"Установить новые памятники и малые архитектурные формы, "населить" Владивосток камерной городской скульптурой, продолжить работу в области художественной росписи зданий, подпорных стен и других объектов - эти задачи позволит решить новая долгосрочная целевая программа "Улучшение художественного облика городской среды Владивостокского городского округа на 2012-2016 годы", разработанная в администрации города Владивостока", - сообщила пресс-служба мэрии Владивостока.

В конце июня текущего года программу вынесли на обсуждение городской думы, которая полностью поддержала предложенную инициативу.

"Я сам предлагал руководителям города программу развития парковых зон и программу развития памятных мест. Памятников как таковых в городе немало, но на сегодняшний день, я считаю, не хватает архитектурных форм, как бы я это назвал. Как раньше было. Скульптура голубей, художника, рисующего сидя на скамье пейзажи, или, к примеру, влюбленной пары. Во Владивостоке столько прекрасных мест, где не хватает таких статуй. А ведь если их установить, то появится не только новое интересное место в городе, но и место, где жители смогут отдохнуть", - считает депутат Думы Владивостока Александр Юртаев.

Среди последних памятников, которые появились во Владивостоке - памятник Кириллу и Мефодию, памятник приморцам, погибшим в ходе локальных войн и военных конфликтов, скульптура Петра и Февронии, камерная городская скульптура морячки на крыше, памятник основателю Владивостока графу Муравьёву-Амурскому, а также памятник Илье Муромцу. Все монументы созданы на частные средства.

"Когда даритель сказал: я считаю, что в городе страже, форпосте - Владивостоке должен быть памятник покровителю погранвойск России, мы посоветовались и решили, почему бы и нет, очень здорово", - прокомментировал глава города Игорь Пушкарев предложение частного инвестора поставить в городе памятник Илье Муромцу.

Памятник Илье Муромцу установили в конце мая 2012 года в Адмиральском сквере Владивостока на площадке у храма-часовни святого Андрея Первозванного. Это подарок городу от руководителя предприятия по изготовлению памятников из Красноярска.

По замыслу скульптора, Илья Муромец предстает в облике святого, а не былинного богатыря. К лику святых православной церкви Илья Муромец был причислен в 1643 году. За свою невиданную богатырскую силу, использовавшуюся для борьбы с врагами, Илья Муромец почитается наравне с Георгием Победоносцем - покровителем русского воинства.

"Памятник герою былинного эпоса имеет глубоко символическое значение. Прежде всего, это памятник общероссийской воинской доблести и торжеству православия на земле Русской", - отмечается на сайте компании-изготовителя монумента.

Что касается "правого руля", то во Владивостоке он также уже успел стать частью истории города. Одними из первых иномарки с правым рулем в Приморье стали привозить моряки загранплавания, массовый же завоз японских "праворульных машин" начался с конца 80-х годов прошлого столетия.

По данным Дальневосточного таможенного управления, в январе 2009 году после введения "заградительных" пошлин, количество ввозимых иномарок резко сократилось. Тогда же Владивосток пережил целую серию массовых выступлений в защиту "правого" руля. Горожане регулярно устраивали митинги, пикеты, шествия, перекрывали дороги. Завершились акции в декабре того же года, после того, как "усмирять" протестующих в Приморье был направлен отряд подмосковного ОМОНа "Зубр".

В последние два года, по данным таможни, количество импортированных в регион автомобилей стабильно растет.

Так, если в 2011 году было ввезено 152 тыс. легковых автомобилей, то в первом полугодии 2012 года - уже более 107 тыс. Всего по состоянию на начало 2012 года по данным отдела аналитики "Автостат", на которые ссылается специализированный сайт drom.ru, в России насчитывалось 2,48 млн иномарок с правым расположением руля. Это примерно 6,8% от общего парка легковых автомобилей в стране (36,4 млн шт.).

При этом почти 80% парка праворульных машин сосредоточено на территории Дальнего Востока (967,4 тыс. шт.) и Сибири (952,9 тыс. шт.). Причем на Дальнем Востоке более 60% парка составляют именно такие автомобили. В целом, по статистике ГИБДД, правый руль имеет фактически каждая пятая иномарка в стране. Главными факторами популярности "праворулек", главным образом, японских, специалисты называют их невысокую цену, передовой дизайн, безопасность и надежность.

В центре России (ЦФО) статистика совсем другая. Там машин с правым расположением руля насчитывается всего 66,5 тысяч штук, что составляет менее 1% парка (10,77 млн шт. — парк ЦФО). А на Северо-Западе России доля праворульных машин вообще мизерная — всего 0,2% парка. На юге России на долю таких машин приходится 2,4% парка, в Поволжье 2,5%, а на Урале — 6,4%. Кстати, недавно во время визита премьер-министра РФ Дмитрия Медведева на Дальний Восток, поднималась тема праворульных машин. По его мнению, государство не вправе запрещать эксплуатацию таких автомобилей.

Случайность ли, но после визита премьера, власти Владивостока пошли навстречу любителям "правого руля" и приняли решение ввести новую схему движения в центре приморской столицы. После запуска в эксплуатацию вантового моста через бухту Золотой Рог в центре города на улицах Семеновская и Мордовцева появились участки дорог с левосторонним движением, как в Японии, Англии и ряде других стран.

Обозреватель Наталья Пономарева

.

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".