Interfax-Russia.ru – Камчатский край обладает уникальными природными ресурсами, но, как признают власти региона и эксперты, они не всегда используются эффективно, прежде всего из-за пробелов и недостатков в законодательстве.
Губернатор Камчатского края Алексей Кузьмицкий, презентуя свой регион в Министерстве иностранных дел России, назвал три системообразующих кластера краевой экономики, и все они так или иначе связаны с природными ресурсами – это рыбное хозяйство, туризм и отдых, добыча и переработка минерально-сырьевых ресурсов. При этом, отметил Кузьмицкий, рыбохозяйственный комплекс играет наиважнейшую роль – он формирует более половины совокупных объемов промпроизводства и более 20% валовой добавленной стоимости. По меньшей мере, пятая часть морских биоресурсов страны по статистике ежегодно добывается на Камчатке.
Между тем, даже несмотря на рекордные уловы последних лет и ряд позитивных изменений в других указанных Кузьмицким отраслях, у добытчиков есть существенные проблемы, ряд из которых требует безотлагательного решения. Есть у них и инициативы, в том числе очень конструктивные и своевременные. В конце ноября эти насущные темы на состоявшемся в Совете Федерации круглом столе "Природные ресурсы Камчатского края и их роль в социально-экономическом развитии региона" обсудили члены верхней палаты российского парламента, представители камчатских министерств и ведомств, регулирующих добычу и охрану природных ресурсов, а также главы краевых отраслевых объединений и предприятий.
Основная часть проблемных вопросов, поднятых в ходе этого круглого стола, была по понятным причинам посвящена добыче морских биоресурсов – это главное богатство и двигатель экономики региона.
Как отметил в своем выступлении министр рыбного хозяйства Камчатского края Владимир Галицын, рыбная отрасль обеспечивает 94% экспортного потенциала края. Но, несмотря на то, что существуют объективные предпосылки для успешного развития рыбохозяйственного комплекса, "предприятия отрасли сталкиваются с достаточно серьезными проблемами, требующими незамедлительного решения". Одной из наиболее острых проблем министр назвал состояние промыслового флота. "Оно характеризуется значительным износом и не отвечают современным требованиям, у 89% судов возраст превышает 15 лет", - сказал Галицын.
Кроме того, низкий уровень использования береговых перерабатывающих мощностей в сочетании со сложными климатическими условиями заметно затрудняют развитие перерабатывающего сектора в прибрежной зоне. "Проблемы отрасли решаются крайне медленно, изменения законодательства не всегда своевременны, и реализация на практике неоправданно затягивается", - посетовал глава министерства.
Первоочередными задачами в области развития рыбного хозяйства края, по его мнению, являются модернизация и обновление промыслового флота, поддержка и развитие рыбоперерабатывающих производств, внедрение современных технологий глубокой переработки биоресурсов.
Другие серьезные "камни преткновения" на пути к процветанию рыбного хозяйства в регионе назвал председатель комитета по рыболовству, природным ресурсам и аграрной политике Заксобрания Камчатского края Роман Гранатов. В частности, он отметил, что в соответствии с недавними изменениями в законодательстве, многие компании Камчатского края перешли на льготное налогообложение, однако это сыграло на руку только тем предприятиям, которые занимаются и добычей рыбы, и ее переработкой. "Те предприятия, которые занимаются исключительно переработкой из покупного сырья, сегодня не попадают под льготное налогообложение. Это делает их неконкурентоспособными, поэтому их тоже надо поддержать в плане ослабления налогового бремени и позволить им провести столь необходимую модернизацию за счет высвобожденных средств", - сказал Гранатов.
Другая проблема, которую донес до участников круглого стола глава отраслевого комитета регионального парламента, касается участия в промысле коренных малочисленных народов. "Вся территория Камчатского края по закону признана территорией традиционного проживания коренных малочисленных народов, которые справедливо имеют здесь ряд преференций. Однако нет никакого механизма отнесения граждан к этой "льготной категории", он просто не прописан в законе", - заявил Гранатов. В итоге, продолжил он, родовые общины выходят на водоемы "и ловят, где только захотят, в том числе на особо охраняемых территориях, ссылаясь на соответствующий приказ Роскомрыболовства, формально позволяющий им это делать".
"Это большая проблема, неслучайно за пару последних лет число зарегистрированных общин резко выросло – сегодня их 330. Для сравнения – в 2007 году их было 124, а до 2004 года – и вовсе 24. Причем в муниципалитетах сейчас рассматривается еще около 500 заявлений от групп людей, претендующих на такие же льготы, и по закону им невозможно в этом отказать", - подчеркнул он.
Как считает исполнительный директор Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Красильников, отрасль сталкивается как с давними, хроническими проблемами вроде устаревания промыслового флота, так и с относительно новыми сложностями, хотя в целом "круг проблем не растет, и даже намечаются шаги по их решению". В первую очередь Красильников отметил недостатки нормативно-правового регулирования в области рыболовства. "Правила игры здесь должны быть понятны, прозрачны, удобны и эффективны", - заявил он.
В частности, он рассказал о проблеме вторичного оборота долей, возникшей после установления долевого закрепления квот на вылов рыбы. Проще говоря, некоторые организации, получившие долю, проводят с ней вторичные манипуляции, бывает, с мошенническим умыслом. "Фактически вторичный оборот долей есть и успешно действует, но при отсутствии действенного госрегулирования оборот этот является теневым, здесь происходит много "серых" манипуляций. К примеру, нам необходимо в законодательном порядке ответить на вопрос – возможно ли использование долей квот в качестве залога для получения прибыли", - отметил Красильников.
Устранив этот пробел в законодательстве, по его мнению, можно дать предприятиям эффективные возможности, например, по продаже части доли, либо по продаже доли на определенный срок, например, на период ремонта судна, а все "серые" схемы автоматически окажутся вне закона.
В то же время как "важный и позитивный шаг" глава Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки отметил заключение соглашения о закреплении процентного соотношения прибрежных вод на добычу биоресурсов в дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. По сути, этим соглашением была определена планка региональных квот. "По всей видимости, следующим шагом должно стать распространение возможности прибрежного рыболовства на районы континентального шельфа и исключительные экономические зоны России. Из 23 позиций перечня типов судов, используемых в настоящее время для прибрежного рыболовства, 22 типа имеют гораздо более серьезные возможности, чем 12 миль, но "прибрежники" пока заперты территориальными водами. Рыбаки Камчатки ждут изменений в нормативно-правовой базе, которые бы расширяли территории, доступные для рыболовства", - посетовал Красильников.
Он убежден, что вопрос о том, где именно ловить рыбу, должен определяться "техническими возможностями применяемого флота, а регулироваться, с одной стороны, законодательством о государственной границе в части возможности пересечения этой границы, с другой стороны, правилами рыболовства в части разрешений и запретов по типам судов, объему лова и т.п.".
Посетовал он и на бюрократические препоны, которые мешают реализовывать добытые биоресурсы. "Для того чтобы отправить партию лососевой икры по маршруту Петропавловск-Камчатский – Москва, необходим пакет из 21 документа, для продукции из лосося – еще больше", - отметил Красильников. "Каким образом, например, копия свидетельства о разрешении на плавание под флагом РФ относится к пищевой безопасности продукта, который перевозится?", - задал он вопрос с риторическим подтекстом и добавил, что "как ни парадоксально, за рубеж продать добытое сегодня гораздо проще".
Вместе с тем, в других областях природопользования в крае также накопилось немало сложностей, и они замедляют развитие той или иной сферы хозяйствования, а вместе с ними – рост всей региональной экономики.
Так, и.о. министра природных ресурсов Камчатского края Юрий Гаращенко в ходе своего выступления обратил особое внимание на то, что структура регионального хозяйства всегда "отличалась моноотраслевой специализацией в межрегиональном обмене труда, и ориентация на один вид природного ресурса неизменно приводила к истощению этого ресурса и сопровождалось разрушением систем производства".
В этой связи он напомнил, что долгосрочная стратегия социально-экономического развития Камчатского края предусматривает поступательное развитие и других направлений природопользования помимо рыбохозяйственного. Это использование рекреационных ресурсов, поиск, добыча и переработка полезных ископаемых, использование водных ресурсов, развитие "зеленой" энергетики, охоты и охотничьего хозяйства, туризма, лесозаготовительной и лесохозяйственной деятельности, и т.д.
В каждой из этих отраслей – свои неурядицы, мешающие их нормальному развитию. В частности, говоря о лесном хозяйстве, Гаращенко подчеркнул, что эта отрасль имеет дальнейшие перспективы развития лишь при использовании удаленных ресурсов, например, расположенных на правом берегу реки Камчатки. Однако освоение этих ресурсов сдерживается "отсутствием необходимой инфраструктуры – лесохозяйственных дорог, мостов через водные объекты, и в целом высокими транспортными затратами из-за удаленности". Серьезной проблемой Камчатки Гаращенко назвал лесные пожары, борьба с которыми "недостаточно эффективна", что связано с "отсутствием современной материально-технической базы лесоохраны и недостаточностью выделяемых из бюджета средств на тушение этих пожаров".
В свою очередь, руководитель Камчатского территориального управления Федерального агентства по недропользованию Александр Литвинов обратил внимание собравшихся на особо болезненные проблемы в нормативном обеспечении геологоразведки в крае. "Во-первых, у нас совершенно неоправданная, сложная процедура получения лицензии на геологическое изучение. Во-вторых, порочной является методика определения стартовых платежей, утвержденная приказом Минприроды РФ. Платежи эти становятся настолько огромными, что всякая привлекательность геологического изучения совершенно теряется. По этим причинам весь процесс лицензирования был, по сути, в 2009 году заморожен", - посетовал Литвинов.
Отметим, что все это лишь самые острые проблемы из тех, которые озвучили участники круглого стола. Все их конструктивные замечания и предложения по решению насущных вопросов и внесению изменений в законодательство вошли в итоговый проект рекомендаций в адрес правительства РФ, ряда федеральных и региональных министерств и ведомств, Федерального Собрания России. В середине декабря этот документ должен рассмотреть Совет Федерации, после чего рекомендации уйдут на рассмотрение и возможное утверждение в органы исполнительной и законодательной власти РФ и Камчатского края.
Обозреватель Сергей Нагорный