Точка зрения 5 сентября 2014 г. 10:15

Пропавший в море

Interfax-Russia.ru – Один моряк погиб и один пропал без вести при крушении камбоджийского лесовоза "Полайн" в Японском море. Причины случившегося выясняет прокуратура.

Лесовоз "Полайн" под флагом Камбоджи перевернулся в Японском море в ночь на 4 сентября. В момент крушения на борту судна находилось 10 моряков - 9 россиян и один гражданин Украины. Девятерым из них удалось перебраться на спасательные плоты. Позднее их подобрали проходившие мимо теплоход "Алдан" Сахалинского морского пароходства (СахМП), южнокорейское судно "Голден шейк" и китайский сухогруз "Ханджин Ньюпорт". К сожалению, один из моряков по неизвестной причине скончался на руках у спасателей. Еще один член экипажа пропал без вести во время эвакуации с тонущего лесовоза.

"Пропал старший помощник капитана. Его до сих пор не нашли, хотя во время эвакуации другие члены экипажа его видели. Он был в спасательном жилете, просто не смог догнать плот, пытался дотянуться, но не получилось. Вообще, вода в этом месте не очень холодная, поэтому есть надежда, что его все-таки найдут живым", - сообщил Interfax-Russia.ru президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский.

Как в свою очередь уточнили агентству "Интерфакс - Дальний Восток" в Сахалинском морском пароходстве, в настоящее время поиски пропавшего моряка ведутся силами двух гражданских судов. Кроме того, в спасательной операции участвуют корабли береговой охраны Южной Кореи и Японии. Жизни остальных членов экипажа уже ничего не угрожает.

Пятерых из них (старший механик, второй механик, боцман, повар и матрос) уже доставили во Владивосток на спасательном судне "Алдан".

"В пятницу (5 сентября - ИФ) в 09:00 наше судно "Алдан" встало на рейд порта Владивосток, на его борт должна прибыть комиссия для оформления его на приход из-за границы. Моряки "Полайна" находятся на борту нашего корабля. Все живы, здоровы, жалоб на здоровье у них нет. После оформления судна их доставят на берег, где их ожидает представитель судовладельца "Полайна" (владивостокская компании "МВ-Лайн")", - уточнил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" начальник службы безопасности мореплавания СахМП Сергей Лопухов.

Еще двое (третий механик и матрос) направляются вместе с южнокорейским судном "Голден шейк" в один из портов Южной Кореи. Туда же китайский сухогруз "Ханджин Ньюпорт" транспортирует капитана "Полайна", нуждающегося в медицинской помощи.

Как уточнил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" начальник службы безопасности мореплавания СахМП Сергей Лопухов, в дальнейшем возвращением моряков из Южной Кореи займется судовладелец. Компании также предстоит решить, что делать с затонувшим лесовозом, перевозившим из Приморья в Китай около 2 тыс. тонн леса.

"Сначала мы считали, что кораблекрушение могло произойти из-за шторма, однако по информации судовладельца, ночью высота волны в месте крушения теплохода не превышала и 1,5 метров. Тем не менее, какой-то удар о борт все-таки произошел, груз сместился, лесовоз получил крен, и в течение двух часов судно затонуло. Выходит, лесовоз погиб не в борьбе со стихией, а по не очень понятным причинам", - сказал Осичанский.

В то же время, как считают некоторые эксперты, погубить камбоджийское судно могла так называемая волна-убийца. Как утверждают ученые, она способна перевернуть не только небольшой лесовоз, но и целую буровую платформу.

"Волна-убийца – явление пока еще малоизученное. Однако известно, что такая волна возникает в спокойном океане, море или на побережье. Причем по своим размерам она в несколько раз превосходит окрестные волны. Кроме того, возникает такая волна совершенно внезапно. На ее появление не влияет ни шторм, ни подводные землетрясения. Скорее всего, к возникновению таких волн-убийц приводит нелинейная динамика океана", - сообщил Interfax-Russia.ru научный руководитель научного центра по изучению волн-убийц Института морской геологии и геофизики Дальневосточного отделения РАН Роман Шамин.

По его словам, до недавнего времени волны-убийцы считались исключительно выдумками моряков. Однако с развитием технического прогресса ученым удалось найти подтверждение существования этого необычного природного явления.

"О существовании волны-убийцы моряки знали с незапамятных времен. Воспоминания о встрече с ней есть даже у Колумба. Однако долгое время сведения о таких необычных волнах существовали только в виде мифов, рассказываемых очевидцами. Первые научные доказательства существования волны-убийцы появились лишь в конце прошлого тысячелетия. 1 января 1995 года ее зафиксировали ученые, изучавшие морские волнения на нефтяной платформе "Дропнер" в Северном море у побережья Норвегии", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.

Ученый подчеркнул, что волны-убийцы не следует путать с цунами. Последние почти всегда являются следствием подводного землетрясения, а появление волны-убийц не зависит ни от геологической активности, ни от конкретной точки, ни от погоды.

"Цунами всегда происходит от подводного землетрясения, а волна-убийца является следствием изменения динамики океанов. Кроме того, в открытом море цунами имеет высоту десятки сантиметров максимум (от силы метр), в то время как волна-убийца может достигать высоту до 30 метров. И самое главное, цунами, зародившись, идет до берега – то есть это явление долгоживущее. А волна-убийца мгновенно возникает, минуту живет, обрушивается и потом ее не остается. Единственное их сходство состоит в том, что и то, и другое явление несет смерть. Правда, цунами – преимущественно на берегу, в открытом море оно практически не обнаружимо, а волна-убийца может нести опасность как на берегу, так и в открытом океане", - уточнил Роман Шамин.

Из-за чего на самом деле перевернулся "Полайн", экспертам еще только предстоит выяснить. В настоящее время проверку в связи с крушением камбоджийского лесовоза начала Находкинская транспортная прокуратура.

"Ведется проверка исполнения портовыми службами требований федерального законодательства при выдаче разрешения на отход судна", - сообщила пресс-служба Дальневосточной транспортной прокуратуры.

Серьезные морские происшествия случались на Дальнем Востоке и ранее. Так, к примеру, в январе этого года справиться со стихией не смогли 10 сахалинских пограничников, утонувших при задержании браконьерского судна.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще