Interfax-Russia.ru - Самолет модели Ту-154 совершил последний гражданский регулярный рейс по России.
Ту-154 авиакомпании "АЛРОСА" совершил последний полет по маршруту из Мирного (Якутия) в Новосибирск, сообщает пресс-служба аэропорта Толмачево.
"Воздушное судно (бортовой номер RA-85757), принадлежащее "Авиакомпании АЛРОСА", совершило трехчасовой перелет из столицы алмазного края, Мирного, в аэропорт Толмачево (Новосибирск), куда доставило 141 пассажира", - говорится в сообщении.
Воздушным судном управляли пилоты 1 класса Александр Лешкевич, имеющий более 18 тыс. часов налета, и Николай Ворошилов, имеющий почти 10 тыс. часов налета. В экипаже также были штурман-инструктор Игорь Контарез и бортинженер-инструктор Михаил Богданов.
"По словам директора "Авиакомпании АЛРОСА" Андрея Гулова, у принадлежащего авиакомпании Ту-154М заканчивается действие сертификата летной годности. К тому же на смену ему приходят современные воздушные суда - более тихие и экономичные. После вывода из эксплуатации борт RA-85757 будет находится в аэропорту Толмачево, пока не будет принято решение о его дальнейшей судьбе", - отмечается в сообщении.
Действие сертификата летной годности самолета истекает 30 октября.
Авиакомпания "АЛРОСА" выразила в социальной сети "Вконтакте" сожаление по поводу прекращения полетов Ту-154.
"28 октября воздушное судно с бортовым номером RA-85757 совершило свой заключительный полет по маршруту Мирный-Новосибирск. Вместе с этой легендарной машиной уходит целая эпоха отечественного авиастроения. RA-85757 трудился в Мирнинском авиапредприятии с 24.06.2002 г. и на сегодняшний день остается одной из самых надежных и быстрых машин в парке нашей авиакомпании", - говорится в публикации.
Пользователи "Вконтакте" высказали свое недовольство в комментариях под сообщением, посетовав, что "тушка" (Ту-154) надежнее более современных аналогов. В частности, самолетов американской корпорации The Boeing Company.
Данный борт являлся единственным Ту-154 из оставшихся в России, совершающим пассажирские рейсы на регулярной основе. Самолет имеет 8 кресел бизнес-класса и 142 кресла эконом-класса.
Данное воздушное судно было выпущено почти 28 лет назад, 25 ноября 1992 года, на заводе "Авиакор" в Самаре. В 2013 году оно пополнило авиапарк авиакомпании "АЛРОСА", созданной на базе Мирнинского авиапредприятия. За последние 18 лет самолет налетал почти 27,5 тыс. часов. Только за время службы в авиакомпании "АЛРОСА" Ту-154 выполнил 737 рейсов и перевез свыше 160 тыс. пассажиров, 1 224 тонны груза и 52 тонны почты.
Между тем, за последние 10 лет крушения самолетов модели Ту-154 дважды приводили к большому количеству жертв.
Так, в декабре 2016 года военно-транспортный самолет Ту-154, принадлежащий министерству обороны России, разбился в акватории Адлерского района Сочи. Погибло 92 человека.
Воздушное судно направлялось в Сирию на авиабазу Хмеймим. На борту находились артисты Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова, тележурналисты, глава фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка, а также сотрудники Минобороны России.
В декабре 2019 года уголовное дело, возбужденное по факту крушения самолета Минобороны, прекратили за отсутствием состава преступления. В январе 2020 года Второй кассационной суд общей юрисдикции направил дело на новое апелляционное рассмотрение.
Позднее Мещанский районный суд Москвы отказал 81 родственнику жертв катастрофы в удовлетворении исковых требований к страховой компании "Согаз", перестраховщику MS Amlin pls и министерству обороны РФ.
Истцы просили суд взыскать с ответчиков более 2 млрд руб. в связи с недоплаченным страховым возмещением, причинением материального и морального вреда, однако суд не нашел оснований для удовлетворения требований заявителей.
31 июля 2020 года Мосгорсуд повторно признал законным отказ в компенсациях родственникам погибших в декабре 2016 года.
Второй громкий случай с крушением Ту-154 за последние 10 лет произошел 10 апреля 2010 года. Самолет Ту-154М, на котором президент Польши Лех Качиньский с делегацией летел в Смоленск, разбился при посадке. Погибли 8 членов экипажа и 88 пассажиров, в том числе Качиньский.
В апреле 2020 года российские и польские эксперты сошлись во мнении, что самолет Ту-154 с Лехом Качиньским на борту разбился не из-за взрывчатки внутри салона судна.
"Доводы иностранных специалистов о наличии следов взрывчатых веществ полностью опровергнуты экспертами, проводившими многочисленные судебные экспертизы как на территории РФ, так и на территории Республики Польша", - сообщила официальный представитель Следственного комитета России (СКР) Светлана Петренко "Интерфаксу".
По данным следствия, в трудных метеоусловиях "командир воздушного судна должен был принять решение об уходе на запасной аэродром, но этого сделано не было".
"Последующие ошибочные действия экипажа, который продолжил заход на посадку в условиях отсутствия видимости, а также не отреагировал на систему раннего предупреждения приближения земли, и привели к трагедии", - сказала Петренко.
Ранее польская сторона неоднократно утверждала, что причиной крушения президентского самолета могла стать детонация взрывчатки на борту.
Самолет модели Ту-154 разработало конструкторское бюро "Туполев". Первый полет модели состоялся 3 октября 1968 года, а эксплуатация началась 9 февраля 1972 года. Ту-154 стал самым массовым советским реактивным среднемагистральным пассажирским самолетом. В общей сложности было построено более 1 тыс. единиц воздушных судов данного типа. Долгое время Ту-154 был самым распространенным среднемагистральным самолетом в СССР.
4 сентября 2020 года умер главный конструктор Ту-154 Александр Шенгардт, который проектировал пассажирские и боевые стратегические самолеты марки "Ту". За создание лайнера Ту-154 в 1980 году Шенгардт стал лауреатом Ленинской премии.