Точка зрения 3 ноября 2010 г. 14:28

Роковая тренировка

Interfax-Russia.ru - Вертолет Ми-8 с четырьмя офицерами Погранслужбы ФСБ на борту упал недалеко от Южно-Сахалинска. Выжить не удалось никому.

Спасать было уже некого

Получить навыки управления вертолетом в сложных метеоусловиях – такая задача стояла перед сахалинским авиаотрядом ФСБ России. Во вторник, 2 ноября, в самый разгар непогоды, экипажи один за другим поднимались в воздух на Ми-8. К сожалению, одному из них не суждено было вернуться на аэродром.

В 19:47 по сахалинскому времени вертолет Погранслужбы ФСБ потерпел крушение между поселками Мицулевка и Дачное Корсаковского района (недалеко от Южно-Сахалинска). В момент катастрофы на его борту находились четыре офицера – майоры Анатолий Козлов, Артем Трушко, Александр Слепцов и Николай Дудров.

Как сообщили агентству "Интерфакс-Дальний Восток" в пресс-службе УФСБ по Сахалинской области, при крушении Ми-8 упал носом в землю, после этого раздался взрыв, вертолет загорелся и к приезду пожарных и спасателей почти полностью сгорел. Экипаж находился внутри вертолета, а потому спасателям, которые оказались на месте трагедии спустя несколько минут, было уже некого спасать.

Сейчас выясняются причины авиакатастрофы. Район падения вертолета оцеплен, там работают сотрудники военно-следственного комитета. Вместе с ними находятся представители военной и транспортной прокуратуры, спасатели, пожарные, оперативная группа Главного управления МЧС по Сахалинской области, представители правительства Сахалинской области. Во вторник место трагедии посетил губернатор региона Александр Хорошавин – он провел оперативное совещание с военными, руководителями экстренных служб и правоохранительных органов. В среду им на подмогу должна прибыть еще и спецкомиссия из Хабаровска. Кроме того, военная прокуратура Дальневосточного военного округа параллельно проводит проверку об исполнении законодательства о правилах полета и подготовке к ним.

Уже допрошены военнослужащие, принимавшие непосредственное участие в подготовке техники и членов экипажа к полету. Об этом "Интерфаксу" в среду рассказал официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин. Как выяснилось, экипаж вертолета не докладывал на землю о нештатных ситуациях на борту. По его словам, руководитель полетов, в частности, сообщил, что до момента исчезновения вертолета с экрана радара полет проходил в обычном режиме, поступающие с земли команды выполнялись экипажем.

Как сообщается в местных СМИ, водители, проезжающие по автотрассе Южно-Сахалинск – Корсаков (вертолет упал в полукилометре от нее), заметили, что Ми-8 летел на небольшой высоте, затем резко начал падать. После они увидели взрыв и услышали громкий хлопок. Взрыв, судя по всему, был сильный. Об этом свидетельствует и тот факт, что обломки вертолета раскиданы на 50-70 метров. Региональное управление ФСБ всех очевидцев крушения призывает обратиться в 318-й военно-следственный отдел и рассказать об увиденном.

Александр Хорошавин уже заявил о том, что семьи погибших получат необходимую помощь. "Я хочу выразить слова искренней поддержки родным и близким членов экипажа Ми-8. Мы сделаем все для того, чтобы облегчить положение родных и близких военнослужащих, исполнявших свой долг", - отметил глава региона.

Ми-8: история взлета и падений

Вертолет Ми-8, разработанный в Советском союзе еще в начале 1960-ых годов, по праву можно назвать "вертолетом –легендой". Это винтокрылая машина используется для гражданских авиаперевозок, при геологической разведке нефти и газа, для снабжения буровых и отдаленных населенных пунктов, перевозки вахт нефтедобытчиков, краново-монтажных работ, в спасательных операциях, при доставке срочных грузов, в санитарной и пожарной авиации, на милицейской и таможенной службе, в лесном и сельскохозяйственном ведомствах, при перевозке пассажиров и т.д.

Советская армия начала эксплуатацию Ми-8 с 1965 года, а немного позже он стал поставляться в ВМФ, правительственные службы. Ми-8 стоит на вооружении армий более 40 стран мира и применялся практически во всех военных конфликтах после 1970 года. За 50 лет было создано более полусотни его модификаций, в том числе правительственные и VIP-варианты.

Нельзя обойти вниманием тот факт, что катастрофы с участием этой легендарной машины случаются довольно часто.

Так, буквально на следующий день после аварии на Сахалине стало известно о том, что в лесу, недалеко от поселка Байкит (Красноярский край), совершил аварийную посадку Ми-8, принадлежащий Сибирскому региональному центру МЧС. На его борту находились 3 члена экипажа, 6 пассажиров и технический груз. Никто из людей не пострадал, но воздушное судно получило повреждения хвостовой стойки и пробоину фюзеляжа.

В конце октября этого года еще один Ми-8, на борту которого было 12 человек, произвел вынужденную посадку в закрытом городе подводников Вилючинск на Камчатке. Он совершал полет по маршруту Елизово – Северо-Курильск, сесть его заставило внезапное повышение давления в масляной системе вертолета. В этом же месяце армейский Ми-8, следовавший из Мариновки в Саратов (Волгоградская область), совершил вынужденную посадку в 4 километрах от пункта вылета. Причины этого инцидента пока не известны.

В сентябре ЧП с участием Ми-8 произошло в Мурманской области. Через 10 минут после взлета на табло вертолета загорелась надпись "Пожар в левом двигателе". Пилот пошел на вынужденную посадку. Она завершилась благополучно. На борту находился экипаж из трех человек и 18 пассажиров, никто из них не пострадал.

В Хабаровском крае Ми-8, принадлежащий артели старателей "Амур", упал в июне. В нем находилось четверо пассажиров-геологов и трое членов экипажа: командир воздушного судна, бортмеханик, штурман. Пострадал в результате аварии только бортмеханик – он получил тяжелые травмы. Причиной этого инцидента была названа техническая неисправность.

Это всего лишь несколько эпизодов из многолетней истории Ми-8. На самом деле, по данным специалистов, каждый год в России в аварийные ситуации попадает до 10 вертолетов этого типа. Примечательно, что в качестве причин ЧП эксперты чаще всего называют следующие: "ошибка пилота", "нарушение правил эксплуатации" и "ненадлежащее техническое обслуживание". Что привело к трагедии на Сахалине, еще предстоит выяснить.

Обозреватель Вера Широкова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще