С холодным расчетом

Interfax-Russia.ru – Российский и китайский вузы создали совместный институт по исследованию пограничных морей и Арктики.

17 июня представители Юридической школы Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и Центра полярных и глубоководных исследований Шанхайского транспортного университета (ШТУ) подписали меморандум о создании совместного института по исследованию пограничных морей и Арктики. Согласно этому документу, новое учреждение будет одновременно располагаться на базе обеих этих организаций.

"Мы будем исследовать актуальные проблемы в области международного морского права, связанные с режимом территориального и открытого морей, использованием шельфа и морского дна", - сообщил проректор Дальневосточного федерального университета Владимир Курилов.

В частности, как уточнил Interfax-Russia.ru заведующий кафедры международного публичного и частного права Юридической школы Дальневосточного федерального университета Вячеслав Гаврилов, значительная часть работы специалистов нового научно-исследовательского института будет посвящена вопросам правового статуса и территориальной принадлежности арктического шельфа в Северном Ледовитом океане.

"Сейчас Россия пытается обосновать свои притязания на часть арктического шельфа в Северном Ледовитом океане. Так вот для того чтобы распространить юрисдикцию России на континентальный шельф за пределами исключительной экономической зоны, нужно собрать доказательства, указывающие на то, что эта территория является продолжением евразийского материка. Только после этого можно обращаться в Комиссию ООН по границам континентального шельфа за положительным заключением по юридической обоснованности указанных стремлений России", - сказал специалист.

По его словам, данное заключение позволит России обеспечить распространение своей юрисдикции на транспортную артерию Северного морского пути, обрести дополнительный источник полезных ископаемых и приблизить достижение согласия между приарктическими и другими государствами мира в отношении делимитации (территориальное разграничение - ИФ) и использования пространств этого региона.

"Страна, владеющая арктическими пространствами и контролирующая торговые пути в этом регионе, будет иметь несомненное преимущество. Однако здесь еще сохраняются проблемы, которые должны быть решены, в том числе, с помощью норм международного права. Возьмем, к примеру, Берингов пролив, который отделяет Аляску от Чукотки, и является конечной восточной точкой Северного морского пути. Тот, кто будет контролировать Берингов пролив, по сути, будет контролировать и весь Северный морской путь. А статус Берингова пролива с точки зрения международного права до сих пор до конца не определен", - отметил ученый.

Такая же проблема, по его словам, существует и в отношении других восточных направлений. Так до сих пор остаются нерешенными некоторые юридические вопросы в отношении статуса Сангарского пролива (между японскими островами Хоккайдо и Хонсю), а также проливов между Хоккайдо и Курильскими островами.

"Таким образом, в область наших исследований попадает территория Арктики, Берингова моря, Японского моря, Восточно-китайского моря, Желтого моря и других морей, прилегающих к азиатскому континенту. Большое количество вопросов, связанных с правовыми аспектами определения их статуса и правил эксплуатации все еще ждет своего теоретического и практического разрешения", - сказал собеседник Interfax-Russia.ru.

В целом же, говоря о перспективных видах деятельности института по исследованию пограничных морей и Арктики, ученый выделили три основных направления.

"Первое направление – это проведение научных конференций и круглых столов. Мне бы хотелось, чтобы на базе Шанхайского университета и ДВФУ была создана постоянно действующая авторитетная площадка для обмена мнениями и дискуссий ведущих ученых – специалистов мировых центров по изучению Арктики и морского права", - рассказал юрист.

Вторым базовым направлением института, по словам Гаврилова, должна стать исследовательская работа - выпуск совместных публикаций, издание монографий, написание научных трудов на обозначенную тематику. Кроме того, в планах института перевод на английский и китайский языки основных российских законов и других нормативно-правовых актов в области международного морского права.

"Также мы планируем разработать ряд образовательных программ по данной тематике. В частности, хотим создать на базе ДВФУ летнюю школу по изучению Арктики и правовому обеспечению использования прибрежных морей. Идея такая: один раз в год на 3-4 недели во Владивостоке могли бы собираться ведущие профессора и студенты из разных стран мира, которых интересуют проблемы эксплуатации и статуса морей и прибрежных районов", - сказал профессор.

По его мнению, благодаря созданию такой Школы Владивосток мог бы стать одним из наиболее значимых научных центров по изучению международного морского права, а также дискуссионной площадкой для мировой научной элиты в этой области.

Впрочем, подобные научные изыскания велись в нашей стране и раньше. Как рассказал "Интерфаксу" заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Денис Храмов, благодаря долгой и кропотливой работе соответствующих специалистов Россия уже добилась того, что анклав площадью 52 тыс. кв. км на шельфе Охотского море, ранее относящийся к нейтральным водам, с 15 марта вошел в состав континентального шельфа нашей страны.

"С 2001 года была проведена гигантская работа, включавшая множество исследований, геологических обоснований, переговоров. В итоге первую обновленную заявку по шельфу Охотского моря Россия подала летом 2013 года. Тогда нам казалось, что доводы бесспорны, но, тем не менее, комиссия подняла вопрос корректности данных структуры дна, попросив подкрепить их новейшими способами эхолотирования. Подключившееся Минобороны в 2013 году провело специальное исследования на подножье морского склона, доказав верность предоставленных Россией данных", - сообщил чиновник.

Как рассказал Храмов, при рассмотрении первоначальной заявки по Охотскому морю у комиссии возникло два принципиальных вопроса. Во-первых, нет ли у Японии возражений в связи с тем, каким образом Россия отмеряет экономическую зону от исходных линий в этом регионе. И не задействуются ли при этом спорные с Японией острова.

"Дело в том, что комиссия по шельфу не имеет права рассматривать заявки, по которым есть неурегулированные территориальные вопросы. От Японии после продолжительных переговоров нам удалось получить ноту о том, что эта страна не возражает против заявки России в Охотском море", - пояснил замминистра.

На втором этапе, для того чтобы доподлинно убедиться в том, что интересующий Россию анклав действительно находится на шельфе, а не на глубинном океаническом дне, комиссия потребовала российских ученых определить точки подножия континентального склона. После того, как все необходимые доказательства были представлены, заявленная территория наконец-то официально отошла нашей стране.

"Решение принято в соответствии с конвенцией ООН, органа, уполномоченного по принятию решений. Никакие другие страны это решение оспорить не смогут. В соответствии с п.8 ст.76 Конвенции ООН по морскому праву внешние границы континентального шельфа, установленные прибрежным государством на основе рекомендаций Комиссии, являются окончательными и для всех обязательны", - подчеркнул собеседник агентства.

Отвечая на вопрос о том, когда Россия намерена подать в Комиссию по границам континентального шельфа заявку на расширение своего шельфа в Арктике, Храмов сообщил, что, скорее всего, документы будут готовы уже к ноябрю 2014 года.

"Мы посчитали необходимым в летний полевой сезон этого года провести еще один раунд исследований. Сейчас Роснедра подводят итоги тендера на проведение летом сейсмических работ в районе смыкания котловины Подводников, хребта Ломоносова и поднятия Менделеева с материковой окраиной. Эта сейсмика и дополнительная батиметрия позволят усилить геологические и морфологические доказательства того, что заявленные объекты являются продолжением шельфа РФ", - пояснил собеседник агентства.

По его словам, заявка, подкрепленная дополнительными материалами, будет передана сначала министерству иностранных дел РФ. Затем МИД совместно с правительством РФ в зависимости от политических и прочих условий примет решение, когда лучше подать заявку России по Арктике в Комиссию при ООН.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"