Interfax-Russia.ru - Российско-киргизская экспедиция обнаружила на Памире племя, считавшееся давно исчезнувшим.
Российско-киргизская этнографическая экспедиция "Тюркский мир Большого Алтая: от Алтая до Чон-Алая", организованная Научно-образовательным центром (НОЦ) алтаистики и тюркологии "Большой Алтай" Алтайского госуниверситета (АлтГУ, Барнаул) совместно с Ошским государственным университетом и Киргизским национальным университетом имени Ж.Баласагына, обнаружила на Памире древнее тюркское племя чогорок, считавшееся давно исчезнувшим.
"О киргизском племени чогорок, живущем на Памиро-Алае, впервые упоминалось в книге ХVI века "Бабур-Наме". Больше сведений о них не было вплоть до 50-х годов ХХ века, когда советский тюрколог Саул Абрамзон на основе письменных свидетельств сделал предположение, что племя чогорок вошло в состав киргизов. Однако объективного подтверждения этому факту ученый не нашел", - сообщает портал "Научная Россия" со ссылкой на НОЦ "Большой Алтай".
В этом году во время экспедиции в Чон-Алтайский район Ошской области Киргизии ученые встретили представителей этого племени, предки которых в древности переселились в Чон-Алайскую долину с Памира.
"Во время экспедиции в Чон-Алайский район, разговаривая с местными жителями, мы обнаружили, что в этом горном регионе до сих пор хорошо сохранилось знание родоплеменного деления, "санджиры" киргизов. Благодаря этому нам удалось выйти на след древнего рода чогорок, который со времен исследований Абрамзона считался потерянным - предполагалось, что он растворился либо ассимилировался среди других родов "тейит", - рассказала участница экспедиции, эксперт НОЦ алтаистики и тюркологии "Большой Алтай" Аниса Бикбулатова.
Как оказалось, представители племени чогорок сохранили свою идентичность и в настоящее время живут в Кара-Мыке и других аилах Чон-Алайского района Ошской области - Кара-Теит, Жаш-Телек, Чак.
"В рамках экспедиции нам удалось не только встретить самих представителей племени чогорок, но и пообщаться с ними, уточнить родовую структуру и этногенетические предания. Выяснилось, что чогорок переселились в Чон-Алай с территории Памира и наряду с другими группами вошли в состав большого родоплеменного объединения киргизов "тейит", но при этом сохранили свое название и свою идентичность", - рассказал Interfax-Russia.ru другой участник экспедиции, эксперт НОЦ "Большой Алтай" Иван Назаров.
Также исследователи уточнили этнические связи внутри группы "тейит".
"В целом, сохранение родоплеменной структуры у киргизов, которая регулирует в том числе брачные отношения, и способствовала сохранению родовой идентичности представителей племени чогорок на территории Чон-Алайской долины. Сегодня общая численность этого племени – всего около тысячи человек, т.е. это действительно малочисленное племя, которое в свое время было вынуждено включиться в состав сложной, многоступенчатой родоплеменной структуры киргизов, чтобы иметь возможность полноценно вести свое хозяйство, выстаивать брачные отношения с окружающими группами и так далее", - добавил Назаров.
В целом, отметил ученый, культура чогорок сегодня практически не отличается от культуры других киргизских народностей, проживающих на территории долины.
"Экстремальность высокогорных условий исключает иные формы хозяйственной деятельности помимо кочевого скотоводства, которое преобладает на этой территории, земледелия, каких-то ремесел и так далее", - добавил эксперт.
В свою очередь руководитель этнографической экспедиции, старший преподаватель Ошского государственного университета Тажибай Айтбаев отметил, что район Чон-Алай исследователи выбрали неслучайно.
"Чон-Алай – это самый отдаленный регион Киргизии, здесь в большей степени сохранилась традиционная культура, те обычаи и обряды, которые в других районах уже исчезают, поэтому именно здесь мы надеялись найти ценные этнографические материалы. Последняя этнографическая экспедиция проводилась в Чон-Алайском районе в 1953-1956 годы", - сказал он.
Впервые российско-киргизская этнографическая экспедиция в рамках проекта "Тюркский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности" Алтайского госуниверситета состоялась в 2021 году. В ней приняли участие 20 этнографов из АлтГУ, шести вузов Киргизии и Института истории, а также археологии и этнологии им. Б. Джамгерчинова Национальной академии наук Киргизии.
"В прошлом году в рамках первой международной этнографической экспедиции "Большой Алтай: Россия – Киргизия, 2021" мы детально изучили особенности быта киргизов-кочевников в северных и центральных областях республики и на основе собранного материала написали значительную часть рукописи коллективной монографии", пояснил Иван Назаров.
В этом году экспедиция состоит из двух блоков, первый из которых посвящен исследованию быта киргизов, а второй – изучению материальной и духовной культуры алтайцев, выявлению киргизско-алтайских культурных и этногенетических связей.
"В этом году мы собираем материалы по южным районам Киргизии, где есть своя специфика бытования киргизов, связанная с влиянием высокогорья и ближайших соседей - таджиков и узбеков. В августе мы продолжим собирать этнографический материал на Алтае с целью выявления культурных и этногенетических связей и параллелей между алтайцами и киргизами", – добавил он.
Также этим летом археологи отправятся на поиски затерянного поселения эскимосов Санлук на территории нацпарка "Берингия" на Чукотке.
О существовании чукотского поселения Санлук стало известно в середине прошлого века. Его руины обнаружила экспедиция советского исследователя Николая Дикова. Тогда ученые обследовали несколько жилищ и забрали с собой ряд артефактов, относящихся к этой культуре. С тех пор археологический памятник никто не посещал, и его координаты со временем потерялись. Известно лишь, что поселение находится между поселениями Наукан и Уэлен на территорию площадью примерно 50 на 80 м.
"Санлук или по-другому Ченлюн находится высоко над уровнем моря, на скалистом берегу в очень труднодоступном месте. И так получилось, что его потеряли - несколько лет не могли обнаружить ни с моря, ни с суши. Сейчас ориентировочно его нашли, исследуя спутниковые снимки из космоса. По крайней мере, по описанию Дикова это место идеально подходит. В нынешнем году экспедиция туда направится, чтобы это подтвердить и, наконец, исследовать памятник", - рассказал председатель комитета по охране объектов культурного наследия Чукотского автономного округа Владимир Девяткин.
Экспедицию Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева возглавит Кирилл Днепровский, который много лет занимается исследованием древней культуры народов Чукотки.
Археологи планируют не только найти Санлук, но и исследовать руины трех древних стоянок, менгирное поле, могильник и святилище поселения Тунилек, а также провести раскопки в поселении Мыс Надежды и на археологических объектах "Каекан-1" и "Каекан-2", которые экспедиция Кирилла Днепровского обнаружила в прошлом году во время исследования поселения Наукан. В общей сложности планируется изучить 11 археологических объектов эскимосской культуры в районе мыса Дежнева на Чукотке.