Interfax-Russia.ru – Находящиеся в Сомали российские моряки обратились на родину за помощью: они утверждают, что не по собственной воле оказались в "пиратских водах" и просят помочь им вернуться домой.
Сигнал SOS поступил от российских моряков, находящихся у берегов Сомали: экипаж теплохода "Sea Master-1" просит правительство России о помощи.
Первым тревожным звонком стала телефонограмма, которую семь членов экипажа "Sea Master-1" (преимущественно жители Приморского края) направили в Российский профсоюз моряков (РПСМ). В ней они сообщили, что судовладелец обманом заставил их работать в "пиратских водах" и не позволяет вернуться на родину.
"При найме на работу всем членам экипажа говорили, что мы будем принимать судно в порту Дурбан (ЮАР), и нам предстоит перегнать его с попутным грузом на Дальний Восток. Когда мы приступили к работе, команду поставили перед фактом: "Sea Master-1" берет груз и идет в порт Бербера (Сомали), а затем неизвестно куда. Только что выяснилось, что мы остаемся работать в пиратоопасных районах (Аденский залив, Красное море, западная часть Индийского океана). Мы регулярно получаем сводки о пиратских нападениях на суда", - заявляют моряки.
Компания-судовладелец, как они утверждают, их нежелание соседствовать с пиратами, тем не менее, упорно игнорирует.
"22 сентября 2011 года мы написали коллективное обращение на списание с теплохода на имя представителя судовладельца Г.В. Семерова, который находится на судне. Но он нам сказал, что отправлять заявление в компанию не будет. В связи со сложившейся ситуацией мы просим Вас о помощи и содействии в скорейшей репатриации с судна, так как мы не согласны работать в зонах повышенного риска", - говорится в телефонограмме россиян.
"… питание на судне отвратительное, воду пить невозможно, по камбузу бегают тараканы, нам не платят овертайм, заработная плата мизерная. Вопрос о репатриации остается открытым: в компании заявляют, что если команда хочет списаться, то она должна это сделать за свой счет", - жалуются "сомалийские пленники".
Более того, их родственники утверждают, что морякам запрещено выходить на связь с российской стороной.
"Сегодня мы связались с женой третьего помощника капитана судна. По ее словам, в ночь на среду она говорила по телефону со своим мужем, однако во время разговора связь резко оборвалась. Супруга полагает, что телефон у мужа отобрали охранники на судне", - сообщил агентству "Интерфакс-Дальний Восток" глава Дальневосточной региональной организации (ДВРО) Российского профсоюза моряков Николай Суханов.
Как рассказал Николай Суханов, на судне есть охрана. "От пиратов она не защитит, так как у нее нет оружия, но в страхе держать экипаж вполне способна", - предположил он.
Осложняет ситуацию еще и то, что с экипажем теплохода не был заключен коллективный договор. Соглашаясь работать без этого документа, в котором оговариваются права работников и обязанности работодателя, моряки, как правило, обрекают себя на фактически бесправное существование. Более того, судно, на котором "застряли" россияне, как выяснилось, ходит под "удобным флагом" Панамы. Выбрать "удобный флаг" - значит зарегистрировать судно за рубежом, в одной из тех стран, что предоставляют оффшорные льготы. Именно на кораблях с "удобными флагами" чаще всего нарушаются трудовые права моряков, и именно с их участием чаще всего происходят трагедии, поскольку столь же пренебрежительно, как и к правам работников, на них относятся и к правилам безопасности, передвижения, рыбного промысла и т.д. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить несколько последних катастроф.
Например, крушение теплохода "Александра" у берегов Южной Кореи. Теплоход затонул после столкновения с другим судном. Большая часть экипажа – 11 жителей Дальнего Востока – спастись не смогла. Выжить удалось только одному матросу – он успел добраться до спасательного плота и дождался на нем спасателей.
Затонувшая в начале 2011 года в Татарском проливе Охотского моря рыболовецкая шхуна "Партнер" с российскими моряками на борту тоже ходила под "удобным флагом" Камбоджи. 7 января она подала сигнал бедствия, а затем бесследно исчезла. Ее экипаж успел сообщить, что судно идет ко дну, а спасательных плотов у него нет. Поиски шхуны результатов не дали – спасатели не смогли обнаружить ни ее саму, ни даже следов кораблекрушения. Зато тела моряков с "Партнера" находили в море и на побережье еще несколько месяцев.
Акции борьбы с "удобными флагами" регулярно проводят морские профсоюзные организации – не только в России, но и за рубежом – в Корее, Японии, Таиланде. Очередная такая неделя борьбы стартовала одновременно во всех этих странах 27 сентября.
"Акция направлена на то, чтобы вынудить судовладельца подписать коллективный договор с моряками. С ним экипаж все-таки защищен, получает более высокую зарплату, а самое главное - это прописанные социальные гарантии", - рассказал агентству "Интерфакс-Дальний Восток" глава Ассоциации дальневосточных капитанов Петр Осичанский.
Но вернемся к истории с моряками, которых не выпускают из Аденского залива. Несмотря на все сложности, экипажу "Sea Master-1" всеми силами пытаются помочь в профсоюзе моряков.
"Сейчас мы пытаемся установить владельца "Sea Master-1", связаться с ним и начать переговоры. Моряки готовы вернуться в Приморье даже за свой счет, однако для этого необходимо дождаться сменной команды. Это, конечно, проблема, и на это нужно время", - рассказали в организации агентству "Интерфакс-Дальний Восток".
Председатель Балтийской территориальной организации РПСМ Александр Бодня, в свою очередь, направил министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову, губернатору Приморского края Сергею Дарькину и прокурору Приморья Юрию Хохлову обращение с просьбой организовать возвращение россиян из Сомали и привлечь к ответственности круинговую компанию, через которую моряки устроились работать на судно.
"В настоящее время теплоход находится в пиратском районе Аденского залива, без коллективного договора, без согласия членов экипажа работать в этом районе. Законное право моряков об отказе работать в зоне военной опасности, подтвержденное Ллойдом, игнорируется судовладельцем", - подчеркивает в обращении к чиновникам Александр Бодня.
Между тем, представитель компании-судовладельца сам связался с профсоюзом моряков. Он утверждает, что находящиеся в Сомали моряки в безопасности.
"На нас вышел представитель судовладельца Валерий Константинов. Он разъяснил, что судно работает под эгидой ООН на доставке гуманитарных грузов в беднейшие страны Африки - Кения, Сомали, Судан. Поэтому теплоход хорошо охраняется - несколько охранников постоянно находятся на борту, а в море "Sea Master-1" сопровождает вооруженный конвой", - сообщил 29 сентября агентству "Интерфакс-Дальний Восток" председатель Дальневосточного отделения Российского профсоюза моряков Николай Суханов.
Судовладелец, по словам Николая Суханова, не возражает против замены экипажа (сделать это можно будет 3-4 октября в порту Судана, когда туда придет теплоход), но оплатить перелет до России морякам предлагает из собственного кармана.
"РПСМ настаивает на том, чтобы желающие вернуться домой российские моряки смогли сделать это за счет судовладельца. Но хозяин "Sea Master-1" пока не желает платить за перелет. При этом он готов повысить россиянам зарплаты и по всем правилам оформить им страховку", - рассказал Николай Суханов.
Обстановка у сомалийских берегов сейчас действительно очень напряженная. Сомалийские пираты не прекращают нападений на иностранные суда. Только за первое полугодие 2011 года они совершили более 150 нападений, ранив десятки людей и захватив сотни заложников. Более того, раз от разу их атаки становятся все более жестокими. В июне, например, морские разбойники впервые открыли огонь по судну во время шторма в Индийском океане. В то время как раньше они бы предпочли удалиться. Остается надеяться, что российские моряки, "застрявшие" в Сомали, с пиратами повстречаться не успеют. Их просьбы о помощи услышаны, а значит ситуация может благополучно разрешиться уже в скором времени. Тем не менее, надо признать, что экипаж "Sea Master-1" отчасти и сам виноват в том, что оказался в столь бедственном положении. О том, что нельзя отправляться в рейс, не позаботившись о защите собственных прав, профсоюзные организации моряков предупреждают постоянно. Но рядовые моряки этими мерами все равно пренебрегают: одни - из-за отсутствия других, более надежных вариантов трудоустройства, а другие - из-за элементарного легкомыслия.
Обозреватель Вера Широкова