Interfax-Russia.ru – Воды Амура метр за метром поглощают российскую часть Большого Уссурийского острова. На его китайской стороне тем временем царит круглосуточный строительный бум.
Соломоново решение
Большой Уссурийский – крупный остров на реке Амур – оказался частью СССР в 1929 году. Его территориальную принадлежность с середины 1960-х годов начал активно оспаривать соседний Китай, но советские руководители не желали и слышать о передаче спорных территорий. Долгое время этот спор считался неразрешимым и портил отношения двух стран примерно так же, как аналогичный спор вокруг принадлежности Южных Курил сегодня мешает развитию полноценного сотрудничества между Россией и Японией.
В 2004 году власти России и Китая, наконец, решили многолетнюю проблему. Решение это можно назвать соломоновым. Под юрисдикцию РФ отошла восточная часть острова Большой Уссурийский, под юрисдикцию Китая – западная часть, а также небольшой остров Тарабаров. Общая площадь этих территорий составляет примерно 340 кв. км. Примерно 170 кв. км из них перешли Китаю. 14 октября 2008 года российская сторона окончательно и безвозмездно передала Китаю контроль над половиной Большого Уссурийского острова.
Итак, Россия и Китай, пожав друг другу руки, твердо решили осваивать остров совместно. Красивая природа и богатство островной флоры и фауны позволяли говорить о солидном туристическом потенциале Большого Уссурийского. Кроме того, остров достаточно выгодно располагается географически – российская часть острова административно входит в территорию города Хабаровска.
После исторического раздела острова перед федеральными и местными властями встали конкретные рабочие задачи – соединить Большой Уссурийский с "большой землей" постоянным мостом (сейчас действует только понтонный), провести коммуникации, начать строительство объектов туристской инфраструктуры и т.д.
Однако прежде всего предстояло укрепить берега острова, которые особенно сильно страдают с тех пор, как этим самым укреплением начали заниматься на китайской стороне острова. Китайцы там работают авральными темпами. Днем и ночью завозят на остров бетон и прочие стройматериалы, причем не только укрепляют, но и наращивают берега. За пару лет рабочие из КНР укрепили бетоном и тяжелым грунтом 10 тыс. метров своего берега. Параллельно они построили мост, приступили к возведению причала, административных зданий, гостиниц и даже колеса обозрения.
Нам бы порадоваться за деловитых соседей, но возникает сразу несколько "но". Во-первых, как считают специалисты, именно бурная строительная деятельность жителей Поднебесной привела к тому, что река Уссури и амурская протока Казакевичево изменили направление и силу течений и теперь беспощадно подтачивают берег с российской стороны, отнимая в год 10-15 метров земли. Во-вторых, очевидно, что в "соревновании" по освоению острова россияне далеко позади китайцев. Мост со стороны Хабаровска строить лишь собираются, а пока власти региона решали денежно-бюрократические вопросы с Москвой и искали подрядчика для работ по укреплению берегов, десятки метров российской земли поглотил Амур.
Там, где была дорога, ходят корабли
На губительную неторопливость властей на днях открыто посетовали в полномочном представительстве президента РФ Дмитрия Медведева в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Поручение президента России о проведении берегоукрепительных работ на российско-китайской границе на острове Большой Уссурийский не выполняется, посчитали в полпредстве.
"Такой вывод сделал заместитель полпреда президента РФ в ДФО Владимир Пысин по результатам поездки на Большой Уссурийский остров, часть которого принадлежит КНР", - заявил агентству "Интерфакс – Дальний Восток" пресс-секретарь полпреда президента РФ в ДФО Виктора Ишаева Евгений Аношин.
По его словам, замполпреда на катере береговой охраны осмотрел водный участок российско-китайской границы в районе слияния реки Уссури и протоки Казакевичева. Выяснилось, что на китайском берегу практически завершены берегоукрепительные работы, но совсем иная картина на российской части острова. "В.Пысин встретился с пограничниками, которые сообщили, что за минувшие два года российский берег сократился на 30-35 метров. Ежегодно вода подступает на 10-15 метров. По их словам, в последние годы обрушение берега ускоряется. Причина – сужение протоки Казакевичева за счет укрепления и наращивания китайского берега, что приводит к увеличению скорости течения", - отметил Аношин.
Кроме того, уже больше года назад полностью исчезла автомобильная дорога, которая проходила вдоль берега. Сегодня на ее месте ходят пограничные корабли.
Под угрозой смыва находится и российский пост технического наблюдения за границей, лишь 200 метров осталось до храма-часовни мученика воина Виктора. Часовня эта была поставлена в 1999 году в память о воинах, погибших при защите дальневосточных рубежей. В основном российский берег представляет собой сотни поваленных волной деревьев.
"По поручению президента РФ берегоукрепительные работы на российской части острова должны быть проведены и завершены в 2011-2012 годах. Сегодня мы видим, что никакая работа не ведется. Деньги на эти мероприятия есть, министерство финансов РФ средства заложило, однако до сих пор нет проекта. Власти Хабаровского края проект подготовили, но он не прошел стадию согласования", - процитировал слова Пысина пресс-секретарь полпреда.
Замполпреда уточнил, что проект берегоукрепительных работ оценивается в 150 млн рублей. Из них 22-23 млн рублей будет выделено Хабаровским краем, остальные деньги поступят из федерального бюджета.
"Каждое государство должно планировать работу по защите своей территории. Здесь должен быть нормальный берег с тяжелым грунтом, камнем, битумом. Это место должно стать нормальным, ухоженным, с нормальной причальной стенкой. Так должно быть, но пока соседи своими действиями усугубляют ситуацию на нашем берегу", - отметил Пысин.
И все завертелось
Между тем, в Хабаровске хоть и сочли эту критику не совсем справедливой, но в эти же дни приступили к активным действиям. Первый этап берегоукрепительных работ на острове Большой Уссурийский работы официально начался 11 мая. Об этом в конце минувшей недели сообщил пресс-центр правительства Хабаровского края.
В село Казакевичево, расположенное напротив российской части острова, грузовики стали завозить необходимые материалы. "Доставка грузов и начало берегоукрепления стали возможными лишь после начала навигации по Амуру. К российскому берегу острова материалы будут доставляться баржами", - цитирует пресс-служба министра промышленности и транспорта края Владимира Быченко.
"25 апреля завершился конкурс, определивший подрядчика на выполнение госконтракта – ОАО "Дальстроймеханизация". Договор был подписан 11 мая, с этой даты начался первый этап работ", - подчеркнул он.
Тем временем, еще в феврале этого года министр экономического развития и внешних связей Хабаровского края Виктор Калашников говорил журналистам о том, что все идет по плану. "Краевые власти изменили и доработали ранее представленный проект укрепления левого берега протоки Казакевичево на Большом Уссурийском острове. Полоса берегоукрепления увеличена с 70 до почти 500 метров. В короткие сроки разработана проектно-сметная документация, предполагающая дополнительные вложения. В этом вопросе край заручился поддержкой федерального центра", - отметил Калашников.
Также, по его словам, в этом году с российской стороны начнется строительство моста на Большой Уссурийский остров. "Сформирована и согласована необходимая проектно-сметная документация. На 2011 год выделено 200 млн рублей из федерального и 30 млн из краевого бюджетов. Строительные работы планируется начать ближе к лету", - сказал Калашников.
"Нормативные сроки сдачи моста – четыре года", - добавил министр экономического развития и внешних связей Хабаровского края.
Еще раньше – в январе – правительство края утвердило концепцию развития острова до 2016 года. "Проект освоения острова Большой Уссурийский оценивается в 19 млрд 361 млн рублей", - сообщил пресс-центр краевого правительства.
Как отмечается в концепции, ее цель – создание на острове туристско-рекреационного комплекса международного значения, сочетающего экономическую эффективность с принципами устойчивого использования острова в интересах России и Китая.
Прогнозируется, что развитие туристско-рекреационной инфраструктуры острова позволит к 2020 году увеличить туристический поток на Большой Уссурийский остров с КНР до 1,5 млн человек в год. Рост внутреннего туристического потока края возрастет, как ожидается, с 345 тыс. человек до 575 тыс. человек в год. При этом рост доходов от туризма должен увеличиться на 2,1 млрд рублей в год.
Помимо строительства на острове объектов транспортной и инженерной инфраструктуры планируется возвести парк развлечений, гостиничный комплекс, торгово-развлекательный и культурный центр, аквапарк, бизнес-центр, конноспортивный комплекс, Восточноазиатский центр делового сотрудничества, логистический центр, а также 470 таун-хаусов. Построить все это планируется на условиях государственно-частного партнерства.
"В перспективе этот остров сможет привлечь очень много туристов", - не скрывал надежд в беседе с Interfax-Russia.ru губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт около полугода назад. Впрочем, как выясняется, перспективный остров для начала надо отвоевать у могучей реки.
Обозреватель Сергей Нагорный