Interfax-Russia.ru — Морпорты Сахалина и Камчатки посоревнуются за возможность стать частью Северного морского пути. Их ожидает реконструкция.
Пунктом разворота Северного морского пути (СМП) может стать либо сахалинский порт Корсаков, либо порт Петропавловска-Камчатского. Окончательное решение властей будет зависеть от качества и скорости модернизации каждого из объектов.
"Это совершенно очевидно, что нам надо развивать и там (на Камчатке — ИФ) порт, и здесь (на Сахалине — ИФ). Но какой порт будет двигаться быстрее, будет зависеть, в том числе, и от руководства субъекта. Валерий Игоревич (Лимаренко, губернатор Сахалина — ИФ) проявляет большую энергию в продвижении этого проекта. Я уверен, что такая же позиция будет и со стороны Владимира Солодова (губернатор Камчатки — ИФ). Это нормальное соревнование", — сообщил журналистам вице-премьер, полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев по итогам совещания в городе Корсаков (Сахалинская область) 8 декабря.
Глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков, также присутствовавший на совещании, сообщил журналистам, что "Корсаковский морской торговый порт должен служить точкой входа для бесшовной железной дороги с Сахалина в Европу". По его словам, после реконструкции товарооборот в порту вырастет в 20 раз.
"Сейчас идет формирование грузовой базы, очень серьезные компании вовлечены в это. И мы убеждены, что этот проект состоится, и действительно Сахалин сможет стать логистическим хабом", — отметил Чекунков.
Как уточнил журналистам заместитель председателя правительства Сахалинской области Сергей Олонцев, реконструкция и расширение порта Корсаков потребует около 90 млрд рублей.
"Проект по реконструкции Корсаковского порта сейчас находится на стадии разработки декларации о намерениях, в котором будут указаны основные технические и экономические параметры. По предварительным данным, (вложения в реконструкцию оцениваются — ИФ) в районе 90 млрд рублей", — сказал он.
По его словам, после реконструкции порт станет полноценным логистическим центром, что позволит эксплуатировать его в рамках Северного морского транспортного коридора (СМТК), так называемого проекта СМТК+.
"Цель этого проекта — создание мощностей контейнерного терминала с тем, чтобы можно было обрабатывать до 1 млн контейнеров в год, а также создание дополнительного пирса по приему нефтепродуктов на 250 тыс. тонн в год и пассажирского терминала, который будет принимать суда для перевозки пассажиров, а также автомобильного транспорта", — отметил зампред областного правительства.
Напомним, что Минтранс России уже включил развитие порта Корсаков (ожидаемый прирост годовых мощностей до 11 млн тонн в 2029-2030 годах) в проект комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ). Грузовая база проекта будет обеспечена в первую очередь за счет перевалки контейнеров и других видов грузов, за исключением углеводородного сырья, следующих из стран Азиатско-Тихоокеанского региона через Россию в Европу. В частности, в порту построят контейнерный терминал грузооборотом 600 тыс. TEU (Twentyfoot Equivalent Unit, единица измерения груза, равная объему одного 20-ти футового контейнера — ИФ) с увеличением в 2030 году до 4,5 млн TEU, универсальный терминал для генеральных грузов на 3 млн тонн в год, рыбный терминал на 1 млн тонн в год, а также международный грузопассажирский терминал, рассчитанный на 250 тыс. человек и 50 тыс. автотранспортных средств в год.
"Корсаковский морской порт является принципиально важным, системообразующим как для Сахалина — переваливает более 80% грузов, так и для перспективы развития Северного морского пути, поэтому им надо заниматься серьезно. Сегодня говорилось о планах модернизации порта. Эти планы предусматривают увеличение объемов перевалки грузов в 20 раз — с 1,5 млн тонн (в год — ИФ) до 30 млн", — сказал журналистам в свою очередь Юрий Трутнев.
Вице-премьер назвал планы по модернизации порта "очень амбициозными, но неизбежными", поскольку Корсаков никак не обойти на трассе Северного морского пути. Планируется, что порт останется в региональной собственности, а на его реконструкцию пойдут как федеральные, так и частные инвестиции.
"Впереди еще довольно значительный путь: надо, прежде всего, консолидировать пакет акций (АО "Корсаковский морской торговый порт" — ИФ) под управление Корпорации развития Сахалинской области. Далее необходимо технико-экономическое обоснование проекта, сам проект. И существенным будет определение источников инвестиций. Уверен в том, что модернизацию порта надо проводить с привлечением частных инвестиций", — отметил полпред.
Также предварительное технико-экономическое обоснование (ТЭО) для создания портов-хабов для транзита грузов по Севморпути готовят в Мурманске и Петропавловске-Камчатском. Кстати, власти Камчатки, чтобы создать единую портовую инфраструктуру для судов, которые следуют по Севморпути, уже начали реконструкцию причалов в бухте Авачинская (принадлежат "Нацрыбресурс"). Первые три модернизированных причала планируется сдать в эксплуатацию в мае 2021 года.
"Проект по реконструкции сооружений (причалов – ИФ) комплексный, он связан с инвестиционными планами резидента Свободного порта Владивосток, который планирует здесь создавать целый терминал по перевалке рыбной продукции, включая морозильные мощности, контейнерные площадки и парк рефрижераторных контейнеров. Сейчас нам надо определиться с планами по развитию терминала. Новый объект должен создать рабочие места и предоставить сбалансированное обслуживание флота в Авачинской бухте", — рассказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов.
Как сообщили в пресс-службе правительства региона, причальный фронт длиной 533,6 погонных метров позволит принимать и обрабатывать морские суда водоизмещением до 30 тыс. тонн. Этот круглогодичный морской транспортный узел не только увеличит российские мощности для перевалки и хранения рыбных грузов, но также станет важным элементом Северного морского пути.
"Это драйвер нашей экономики. Мы видим перспективу увеличения объемов перевалки грузов, в том числе за счет задействования возможностей Северного морского пути. Единой концепции, к сожалению, сейчас нет", — отметил губернатор Камчатки.
Как ранее сообщал журналистам глава "Русатом Карго" (входит в ГК "Росатом") Алексей Неклюдов, начать пилотную эксплуатацию Северного морского транзитного коридора корпорация планирует с 2024 года.
"В период с 2020 по 2024 год мы планируем построить два перевалочных портовых хаба на северо-западе и северо-востоке страны для того, чтобы обеспечить быструю и эффективную перегрузку контейнеров, контейнерезированных грузов из фидерных судов на суда ледового класса", — говорил он.
Компания приступила к прединвестиционной проработке СМТК, в рамках которой планируется уточнить целевой сегмент рынка и определить маркетинговую стратегию, провести исследование объема и структуры грузооборота, маршрутов между Северной Европой и Восточной Азией, оценить перспективный грузопоток и выбрать площадки для перегрузочных хабов на востоке и на западе маршрута, а также провести аудит верфей для строительства пилотной серии судов ледового класса Arc-7.
Между тем, как рассказал исполняющий обязанности руководителя по научному направлению Института Севера и Арктики Сибирского федерального университета (СФУ, Красноярск) Руслан Шарафутдинов, в советское время рекордный объем перевозок по Севморпути был достигнут в 1987 году — 6,6 млн т. В 2017 году эта цифра значительно выросла — до 10,7 млн т, а к концу 2019 года грузопоток по Северному морскому пути и вовсе составил 26 млн тонн — в основном за счет развития проектов по добыче углеводородов и угля. После этого в своем майском указе президент России Владимир Путин поручил к 2024 году увеличить объем транспортировки грузов по СМП до 80 млн тонн в год. В таком случае, по расчетам Минтранса РФ, к 2034 году объем грузовых перевозок по Северному морскому пути может составить 157 млн тонн.
"Если такие "показатели мечты" окажутся реализованы, то развитие Северного морского пути как транспортного маршрута окажет крайне положительное влияние на экономику народного хозяйства страны, особенно северных и арктических регионов", — отмечает Шарафутдинов в своей заметке, которой поделился с Interfax-Russia.ru.
В то же время, он напомнил, что главное направление развития Северного морского пути связано с обеспечением вывоза минерального сырья (его основные пользователи — "Норильский никель", "Газпром", ЛУКОЙЛ, Роснефть, Росшельф). На фоне надвигающегося кризиса в мировой экономике, минеральное сырье оказывается все менее востребованным, а, значит, шансы на значительное увеличение потоков — призрачные.
Северный морской путь представляет собой судоходный маршрут в российской Арктике. Он проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек.
Длина СМП от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения составляет 5,6 тыс. км. Маршрут через СМП почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток: так, от Санкт-Петербурга до Владивостока через Суэцкий канал — 23 тыс. 200 км, а по СМП — 14 тыс. 280 км (на 40% короче). Продолжительность навигации составляет 2-4 месяца, а использование ледоколов позволяет сделать ее круглогодичной. К тому же, Суэцкий и Панамский каналы уже почти достигли предела своей пропускной способности, в то время как СМП мало лимитирован в этом отношении (не относится к портовой инфраструктуре).
На трассе СМП находится свыше 50 портов, среди них Сабетта, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Беринговский, Провидения и другие. Этот путь для своих судов сегодня используют 4 компании: "Росморпорт", "Мурманское морское пароходство", "Дальневосточное морское пароходство" и "Лукойл". В акватории СМП действуют восемь линейных ледоколов: четыре атомных ("50 лет Победы", "Ямал", "Таймыр", "Вайгач") и четыре дизель-электрических ("Адмирал Макаров", "Красин", "Капитан Хлебников", "Капитан Драницын").