Interfax-Russia.ru - Российская и китайская таможни вместе разработают порядок прохождения грузов по транспортному коридору "Приморье-2".
Сотрудники российской и китайской таможни проведут ряд встреч с властями и представителями бизнеса для разработки наиболее удобного порядка прохождения грузов по международному транспортному коридору (МТК) "Приморье-2".
"Для оптимизации процесса прохождения грузов необходимо тесное взаимодействие двух сторон. Первая совместная задача – это создать безбарьерный бесшовный инфраструктурный путь. Вторая – создать удобное регулирование, чтобы грузовладельцы не тратили время на границе", - сообщил первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Александр Осипов.
При этом, по словам чиновника, для модернизации таможенной инфраструктуры, в том числе железнодорожных пунктов пропуска, как российской, так и китайской стороне необходимо определиться с объемами грузов. Это позволит корректно сформировать технические задания на создаваемые и модернизируемые объекты.
"Эти вопросы регулярно обсуждаются на уровне нашего ведомства с Дальневосточным таможенным управлением. Необходимо ввести технологию признания и использования результатов контроля другой стороны, что на практике будет означать сокращение количества приграничных контрольных процедур с трех до одной", - отметил в свою очередь начальник управления таможенной службы китайской провинции Цзилинь Ян Джень Цинь.
Напомним, что концепцию развития международных транспортных коридоров (МТК) "Приморье-1" и "Приморье-2" правительство РФ утвердило в декабре прошлого года.
Согласно документу, предполагается, что "Приморье-1" свяжет приграничный китайский город Суйфэньхэ, станцию "Гродеково", Пограничный район Приморья и порты на востоке края, а "Приморье-2" в свою очередь соединит провинцию Цзилинь (КНР) с портами Славянка, Зарубино и Посьет. В рамках данных проектов предполагается провести серьезную модернизацию приграничной инфраструктуры, которая включает в себя строительство и расширение портов и пунктов пропуска, а также автомобильной и железнодорожных дорог и путей. Ожидается, что межправительственное соглашение о создании МТК власти РФ и Китая могут заключить уже в июле текущего года во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву.
"Это принципиально важный шаг. Далее будет создана совместная российско-китайская управляющая компания, и мы будем предметно работать с инвесторами. Транспортным коридорам также будет посвящено одно из мероприятий третьего Восточного экономического форума (ВЭФ)", - заявил глава Минвостокразвития РФ Александр Галушка.
Вместе с тем, чиновник отметил, что МТК – проекты взаимовыгодные, и китайская сторона, "безусловно, заинтересована в их реализации".
"Китай получит кратчайший выход к морским портам, мы – грузовую базу. По нашим оценкам, грузооборот коридоров составит 45 млн тонн, это контейнерные грузы и зерно", - сказал он.
Министр также уточнил, что, согласно концепции развития МТК, инфраструктура обоих коридоров будет создаваться исключительно за счет частных инвестиций. Их рентабельность составит не менее 10% годовых.
"Приморье-1" и "Приморье-2" вместе стоят 300 млрд (рублей - ИФ). Я думаю, что в течение года, максимум двух, мы вопрос финансирования "Приморья-1" и "Приморья-2" обязаны решить. Я бы вот так сформулировал", - сообщил в свою очередь на прошедшем медиасаммите полпред президента РФ в ДФО, вице-премьер правительства РФ Юрий Трутнев.
Между тем, как сообщал Александр Галушка, такие вложения потребуются не в один миг, а будут постепенно расходоваться на развитие инфраструктуры коридоров.
"Стоимость каждого из коридоров составляет около 150 млрд рублей. Эти деньги нужны не одномоментно. Это постепенные вложения в инфраструктуру, ее развитие, преимущественно до 2030 года", - заявил министр.
По его словам, помимо уже оговоренных проектов Минвостокразвития РФ предложило властям КНР также построить в Приморье и новый автомобильный мост от села Полтавка до населенного пункта Дуннин в провинции Хэйлунцзян (КНР).
"Мы (Россия и Китай - ИФ) соседи, мы близко друг с другом, но нам не хватает инфраструктуры, чтобы реализовывать потенциал этой близости. Мы считаем, что необходимо строить мост Полтавка - Дуннин и комплексно развивать транспортную трансграничную инфраструктуру", - сказал министр.
В продолжение своих слов чиновник напомнил, что сегодня на Дальнем Востоке уже строятся мост Благовещенск - Хэйхэ и первый железнодорожный мост между Россией и КНР Нижнеленинское - Тунцзян.
Напомним, что строительство железнодорожного моста через реку Амур между китайским городом Тунцзян и селом Нижнеленинское началось в 2014 году.
Согласно проектной документации, длина перехода будет составлять 2,2 км, из которых из которых 1,9 км железной дороги будут относиться к китайской стороне и 0,3 км - к России. Как ожидается, мост станет частью нового экспортного маршрута и стимулом для создания новых логистических и промышленных кластеров, улучшит транспортную доступность сразу нескольких регионов Дальнего Востока.
Так, по расчетам китайской стороны, мост сократит расстояние через провинцию Хэйлунцзян до Хабаровска и Москвы на 500 км и уменьшит время перевозок на семь часов. Соответственно расходы на транспортировку тонны груза с вводом объекта уменьшатся на 6 долларов (около 37,5 юаня), что приведет к ежегодной экономии в 300 млн юаней (примерно 2,4 млрд руб.).
Второй трансграничный мостовой переход через реку Амур, который соединит города Хэйхэ и Благовещенск, строится на территории Амурской области. Возвести объект планируют к 2019 году. Протяженность мостового перехода составит 1,3 км, на нем будет четыре полосы движения, интенсивность – свыше 6000 тыс. автомобилей/сутки). Согласно расчетам специалистов, создание пограничного мостового перехода Благовещенск - Хэйхэ позволит увеличить объем грузовых потоков с 300 тыс. тонн в 2014 году до 2,7 млн тонн после завершения строительства. Постепенно к 2020 году можно ожидать увеличения потока до 3 млн тонн, а еще через пять лет - до 4 млн тонн.
"На примере таких проектов мы можем и должны лучше и теснее научиться работать вместе. Именно на конкретных проектах формируется взаимопонимание, взаимное доверие, успешный опыт совместной экономической деятельности. И чем больше таких проектов мы будем вместе реализовывать, тем сопряженнее будут наши экономики", - сказал Александр Галушка.
Помимо всего прочего, как сообщалось, президент РФ поддержал инициативу китайских властей по возрождению Великого шелкового пути. Он подчеркнул, что Россия намерена принять в проекте самое активное участие. В частности, в данном случае речь идет о национальном проекте КНР "Один пояс – один путь", направленный на создание нового Шелкового пути, связывающего Китай со странами Европы. Как известно, он объединяет в себе две масштабные подпрограммы "Экономический пояс Шелкового пути" и "Морской Шелковый путь XXI века", в рамках которых между государствами-участниками будут проложены как сухопутные, так и морские торговые маршруты.
"Все, что предлагается, находится в тренде современного развития, чрезвычайно необходимо и высшей степени востребовано. Именно поэтому Россия не только поддерживает проект "Один пояс - один путь", но и будет активно участвовать в его реализации совместно с китайскими партнерами и, конечно, со всеми другими заинтересованными странами", - заявил Владимир Путин на форуме "Один пояс - один путь" в Пекине.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook