Interfax-Russia.ru – Российский ледокол "Капитан Хлебников" с сотней пассажиров на борту сковали льды у берегов Антарктиды. Эксперты уверяют – все закончится хорошо.
Как сообщило утром в понедельник интернет-издание "Морской бюллетень", ледокол "Капитан Хлебников" сильно опаздывает с возвращением из круиза с туристами, застряв в мощных льдах моря Уэдделла. При этом пассажирам и самому судну ничто не угрожает – предварительный осмотр показал, что серьезных повреждений корабль не получил.
"Пассажиров 105 человек, главным образом граждане Англии. Также на борту судна находится съемочная группа телекомпании ВВС, ведущая съемки фильма "Замерзшая планета", - говорится в сообщении издания. Как в свою очередь отметили в пресс-службе BBC, члены съемочной группы, находящиеся на застрявшем гиганте, "расстроены невозможностью продолжить путешествие", но чувствуют себя хорошо.
В настоящее время ледокол находится у северо-восточной оконечности Антарктического полуострова рядом с островом Сноу-Хилл - одной из достопримечательностей местного архипелага. Корабль направлялся именно к этому небольшому участку суши, который уже много лет привлекает исследователей и простых туристов не только своими живописными заснеженными скалами и айсбергами, но и богатой фауной, в частности, касатками и королевскими пингвинами.
Как утверждают организаторы ледокольного круиза, туристов маршрут через Сноу-Хилл привлекает еще и тем, что на вертолетах от этого места можно добраться до нескольких полярных станций, которые в это время года доступны для посещения.
О подробностях того, что случилось с "Капитаном Хлебниковым", известно пока немногое. Один из пассажиров застрявшего судна связался по спутниковому телефону с журналистами, сообщив, что первые трое суток ледокол шел в рамках графика, но потом погода начала портиться на глазах, и сильные ветра буквально обложили судно со всех сторон. "Теперь нам придется ждать смены ветра", - посетовал турист.
Между тем, специалисты Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), к которому приписан "Капитан Хлебников", не считают сложившуюся ситуацию из ряда вон выходящей. "Ничего нештатного в этой ситуации нет", - заявил директор департамента специального флота ОАО "ДВМП" Вячеслав Наганюк, слова которого агентству "Интерфакс - Дальний Восток" привели в пресс-службе компании.
"Капитан ледокола "Капитан Хлебников" Виктор Васильев – опытный моряк, совершивший десятки антарктических экспедиций. Поэтому продолжительность этого круиза увеличится всего на один-два дня. И такова особенность антарктического туризма: пассажиры всегда предупреждены о возможных задержках рейса", - добавил Наганюк.
По его словам, "сейчас, в начале антарктической весны, льда на подступах к Антарктике еще очень много, поэтому ухудшения ледовых условий избежать невозможно при столь быстро меняющейся погоде, особенно при нажимных ветрах". "Из-за усиления ветра до 20 метров в секунду и изменения его направления на западный, юго-западный в районе швартовки судна скопилось много льда. Для дальнейшего свободного хода необходимо дождаться смены направления и скорости ветра. И все идет к этому. Уже сейчас скорость ветра составляет пять метров в секунду", - добавил представитель ДВМП.
По последней информации, которую передал на большую землю капитан ледокола, судно все еще находится в районе острова Сноу-Хилл, однако ветер стих, и сжатие льдов прекратилось. "В настоящее время проводятся запланированные экскурсии для пассажиров, на ледоколе все спокойно", - сообщили "Интерфаксу" в Минтрансе. "С переходом ветра на более благоприятное направление ледокол проследует на чистую воду и далее в порт Ушуайя аргентинской части Огненной Земли", - добавили в пресс-службе ведомства.
Более того, как стало известно западным журналистам, пленники замершего во льдах судна не дают друг другу скучать. К примеру, находящиеся на ледоколе ученые бесплатно читают остальным пассажирам научно-популярные лекции. Кроме того, к услугам бедствующих также предоставлены библиотека, бар и прочие радости цивилизации.
Отметим, что "Капитан Хлебников" был построен на финской верфи "Вяртсиля" в 1981 году и считается одним из самых молодых и комфортабельных в своем классе. Практически с момента своего создания ледокол находится в составе флота Дальневосточного морского пароходства. В 1990 году судно было переделано в туристическое и по сей день обслуживает экскурсионные туры как в Арктику, так и к берегам Антарктиды. Как говорится на сайте организаторов круизов, уровень сервиса на борту "Капитана Хлебникова" соответствует мировым стандартам, а надежность его очень высока.
Так, полутораметровую толщу льда ледокол раскалывает при скорости в 1 узел. При этом "Капитан Хлебников" может одолеть и лед трехметровой толщины за счет повторных "бросков". Сейчас у судна более серьезное препятствие, справиться с которым ему может помочь лишь природа.
Добавим, что это далеко не первый подобный инцидент в сложных для навигации морях. В конце февраля 2009 года в Антарктике село на мель американское круизное судно Ocean Nova, на борту которого также находилось 105 человек, в том числе один россиянин. ЧП произошло во время морского путешествия у берегов южного континента неподалеку от аргентинской полярной станции Сан-Мартин.
Около года назад в похожей ситуации оказался китайский ледокол "Снежный дракон", на борту которого находились участники 25-ой китайской антарктической экспедиции. Корабль был затерт во льдах в сорока километрах севернее китайской антарктической станции "Чжуншань" в заливе Прюдс моря Содружества.
В обоих приведенных случаях опасения по поводу судьбы оказавшихся в ледяной ловушке людей в конечном счете оказались напрасными – стихия, что ставила корабли в столь сложное положение, спустя пару дней отступала и экстремальные приключения продолжались. Будем надеяться, что в ситуации с "Капитаном Хлебниковым" мы вскоре увидим схожий финал.
Обозреватель Максим Кирчатов