4 декабря. Interfax-Russia.ru - Генеральная прокуратура России намерена провести проверку в "Росжелдоре" законности выдачи сертификатов соответствия на пассажирские вагоны поезда "Невский экспресс".
Как сообщила "Интерфаксу" официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева, данная проверка будет проведена в связи с информацией о том, что большая часть пассажиров, погибших при крушении "Невского экспресса", пострадала из-за того, что сиденья были сорваны с креплений.
"В связи с крушением в результате подрыва 27 ноября поезда "Невский экспресс", следовавшего по маршруту "Москва - Санкт-Петербург", Генеральная прокуратура РФ проведет в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта и государственном учреждении "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте" проверку соблюдения законодательства при выдаче сертификатов соответствия на пассажирские вагоны, используемые в скоростных поездах", - сказала М.Гриднева.
По имеющейся в настоящее время информации, подчеркнула она, "из-за резкого торможения в пострадавших вагонах значительная часть пассажирских сидений была сорвана с креплений, а перегородки разрушены".
"Вопрос безопасности на транспорте продолжает оставаться приоритетным в деятельности органов прокуратуры", - отметила представитель ведомства.
Ранее в пятницу газета "Коммерсант" написала, что накануне стали известны результаты судебно-медицинской экспертизы тел погибших в результате теракта 27 ноября пассажиров "Невского экспресса".
"Эксперты полагают, что людей убил не взрыв, а оторвавшиеся от пола в результате схода состава с рельсов и разлетевшиеся по вагонам кресла, на которых они сидели. Поезд, как установили эксперты, был укомплектован комфортабельными, но непрочными алюминиевыми креслами немецкого производства. Аналогичные изделия российских производителей могли бы устоять, о чем свидетельствует предыдущая авария "Невского экспресса", в которой обошлось без жертв", - отмечает издание.
Как установила экспертиза, пишет "Коммерсант", почти все пассажиры "Невского экспресса", получившие в результате теракта 27 ноября несовместимые с жизнью травмы, ехали в последнем вагоне поезда (нумерация шла с хвоста, поэтому вагон числился под номер 1). Последний вагон располагался дальше всех остальных от эпицентра взрыва, происшедшего под локомотивом, и теоретически его пассажиры имели самые высокие шансы на выживание. Однако сразу после взрыва машинист, как того требует инструкция, применил экстренное торможение, в результате которого хвостовая часть состава, шедшего со скоростью 190 км/час, начала складываться.
При этом первые девять вагонов вообще не пострадали, устояв на полотне. Вагоны номер 2, 3 и 4 завалились набок, прислонившись к откосу -сразу после взрыва, происшедшего на маленькой платформе Званка, железнодорожное полотно уходит в прорытую в холме выемку с высокими откосами. Последний же вагон номер 1, оторвавшись от состава, поднялся над рельсами, снес три бетонные опоры электропередачи и, будучи в полете, ударился в тот же откос своей торцевой частью-тамбуром. Этот удар и привел к массовым жертвам среди пассажиров, отмечает издание.
Версию о гибели пассажиров из-за оторвавшихся кресел, изложенную добровольным спасателем, косвенно подтвердил газете замначальника Тверского областного бюро судебно-медицинской экспертизы по экспертной работе Александр Романов, объяснивший, что "причинами смерти пассажиров были механические травмы, полученные от ударного воздействия, сильного сдавливания тел между тупыми твердыми предметами, а также трения о них". "Следов воздействия огня на исследованные трупы не обнаружено", - добавил эксперт.
"Коммерсант" выяснил, что все вагоны для "Невского экспресса" выпускаются ОАО "Тверской вагоностроительный завод". При этом пассажирские кресла завод только монтирует в вагоны, покупая их у сторонних производителей по своему усмотрению. Однако, в ОАО "Тверской вагоностроительный завод" обсуждать технические аспекты катастрофы вчера не были готовы.
В свою очередь, как пишет газета, замначальника пресс-службы РЖД Елена Кулакова сообщила изданию, что железнодорожная дорога приобретает только вагоны, прошедшие государственную сертификацию по требованиям безопасности, противопожарным и санитарным нормам. "Продукция Тверского завода имела все необходимые сертификаты", - отметила она.
Три вагона скорого поезда "Невский Экспресс", следовавшего по маршруту Москва-Петербург, сошли с рельсов вечером 27 ноября. В результате погибли 26 человек, более 100 пострадали.
Уголовное дело расследуется по статье "терроризм". По официальной версии следствия, под локомотивом "Невского экспресса" сработало самодельное взрывное устройство с дистанционным управлением примерной мощностью в 7 кг тротила.