5 февраля. Interfax-Russia.ru - Сотрудники российской Госавтоинспекции не имеют право оформлять в отношении лиц с особым статусом нарушения ПДД и направлять их на медосвидетельствование, однако обязаны отстранить от управления автомобилем, если те оказались пьяны.
Соответствующие положения содержатся в приказе МВД РФ "О внесении изменений в Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185", опубликованном в пятницу в "Российской газете".
Как отмечает издание, в соответствии с документом, сотрудник ГАИ не имеет права оформить протокол, направить на медосвидетельствование лиц, обладающих иммунитетом.
К последним относятся: зарегистрированный кандидат на должность президента РФ, члены Совета Федерации и депутаты Госдумы РФ, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, уполномоченный по правам человека в РФ, члены избирательных комиссий, судьи, прокуроры и следователи СКП РФ.
Инспектор "должен сообщить дежурному и составить рапорт своему руководству".
"В случае если кто-то из вышеуказанных лиц нетрезв, то задача автоинспектора - принять меры, чтобы этот водитель дальше не поехал за рулем. Каким образом это сделать - не расписывается", - говорится в пояснительном материале газеты.
Кроме этого, согласно внесенным поправкам, "при контроле за дорожным движением автомобиль со спецокраской должен стоять таким образом, чтобы все его видели и могли предотвратить нарушение".
"В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудники ДПС должны нести службу на освещенных участках дороги и иметь при себе светящийся жезл и светоотражающее снаряжение. Это - обязательные требования к безопасности самих инспекторов", - сказано в публикации.
В светлое время суток сотрудники ДПС могут укрываться за "естественными переломами рельефа, поворотами и элементами обустройства улично-дорожной сети", но при условии, что контроль осуществляется средствами фотовидеофиксации нарушений.
Инспектор вправе открыть багажник, который может загородить вид на спецокраску и спецсигналы машины, только в том случае, если в багажнике установлен прибор автоматической фотовидеофиксации.
"Если же контроль за дорогой ведет наряд на патрульном автомобиле без спецокраски, то останавливать нарушителя он не может. При таком контроле этот наряд должен работать либо вместе с постом ДПС, либо с нарядами, которые работают на автомобилях со спецокраской. И только они могут остановить гонщика и оформить административное правонарушение", - говорится в материале.
В нем также отмечено, что в административном регламенте четко прописана разница между осмотром и досмотром. "Даже сверка номеров кузова, двигателя или идентификационного номера - это уже досмотр. А досмотр в отличие от осмотра должен проводиться в присутствии понятых и с составлением соответствующего протокола", - отмечает издание.
Как сообщалось, первоначальный вариант регламента МВД РФ, согласно которому инспекторы ГАИ имели право прятаться за кустами и привлекать к административной ответственности за нарушение ПДД сотрудников прокуратуры, а также судей и депутатов и других лиц с особым статусом, в сентябре 2009 года был оспорен Генпрокуратурой.
"Существует закон, который четко регламентирует порядок привлечения к ответственности лиц с особым статусом. Регламент, который был в свое время принят в МВД, не соответствовал действующему законодательству, потому он и был опротестован Генпрокуратурой и будет приведен в соответствие с законом", - заявила "Интерфаксу" официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева.
По ее словам, ряд положений регламента противоречил требованиям Конституции РФ и федеральных законов, нарушают конституционные права граждан. В частности, в нарушение положений Конституции РФ, установлен порядок привлечения к административной ответственности лиц, которые в соответствии с Конституцией и федеральными законами обладают неприкосновенностью.
Кроме этого, отметила представитель Генпрокуратуры, абзац 1 п. 44 регламента, закрепляющий полномочия сотрудников милиции по использованию естественных и искусственных укрытий при осуществлении контроля за дорожным движением, противоречит ст. 3 Федерального закона "О противодействии коррупции", согласно которому деятельность органов государственной власти должна быть публичной и открытой.
Подобные методы осуществления контроля, по мнению Генпрокуратуры, были "главным образом направлены на выявление и пресечение административных правонарушений в ущерб их профилактике и предупреждению дорожно-транспортных происшествий, что не согласуется с положениями ст. 2 Закона "О милиции", Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
В соответствии с протестом Генпрокуратуры РФ, МВД России внесло в регламент изменения.