6 апреля. Interfax-Russia.ru - Минэкономразвития РФ в условиях кризиса предлагает значительно не менять налоговую систему и сконцентрироваться на мерах, способствующих, в частности, модернизации российской экономики.
Министерство предлагает отложить реформу единого социального налога (ЕСН), ввести возможность нулевого налогообложения для малого бизнеса, отменить налог на доходы физических лиц при продаже ценных бумаг, ввести нулевую ставку НДС на авансовые платежи и поддержать предприятия другими мерами налогового стимулирования, сообщил журналистам замглавы Минэкономразвития РФ Станислав Воскресенский.
Соответствующее письмо 3 апреля было направлено вице-премьеру - министру финансов РФ Алексею Кудрину.
В частности, Минэкономразвития предлагает отложить запланированную на 2010 год реформу ЕСН.
Правительство в октябре 2008 года одобрило предложения Минздравсоцразвития о замене с 2010 года ЕСН на страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. При этом совокупная ставка страховых платежей должна была быть выше, чем ставка ЕСН. Планировалось ее увеличить с 26% до 34%.
Взнос на пенсионное страхование предполагалось установить на уровне 26%, на обязательное медстрахование (ОМС) - 5,1%, соцстрахование - 2,9%. Однако взносы планировалось взимать не со всего фонда оплаты труда, а с годовой зарплаты сотрудника до 415 тыс. рублей в год.
Предложения Минздравсоцразвития приведут к росту нагрузки на фонд оплаты труда в среднем на 36% в 2010 году и на 42% в 2011 году, считает Минэкономразвития.
С.Воскресенский напомнил, что реформа ЕСН увязывалась с необходимостью принятия компенсирующих мер по снижению налоговой нагрузки. По его словам, снижение НДС было бы несвоевременным и фактически в период кризиса компенсировать повышение нагрузки нечем. Однако С.Воскресенский отметил, что в целом вопрос о снижении НДС с повестки не снят.
Также Минэкономразвития считает, что развитию национального финансового рынка будет способствовать распространение нулевого налогообложения дивидендов на большее число компаний.
С 1 января 2008 года российская компания освобождается от налога на прибыль при получении дивидендов от дочерних обществ, если она владела в течение года не менее 50% капитала этой "дочки", а стоимость "материнской" доли превышает 500 млн рублей. Если дивиденды выплачивает иностранная компания, освобождение применяется при условии, что эта компания не является резидентом офшорной зоны.
С.Воскресенский считает, что нужно отменить стоимостной порог в размере 500 млн рублей и снизить порог участия в капитале до 25% + 1 акция.
Минфин также планировал с 2010 года смягчить эти пороговые значения и не исключал отмены стоимостного порога, но планировал выработать решения к весне 2009 года.
Кроме того, Минэкономразвития считает необходимым реализовать ранее принятые решения об отмене налога на доходы физических лиц при продаже ценных бумаг.
Минфин считает возможным осуществить такую отмену с 2010 года, говорил ранее замминистра финансов Сергей Шаталов.
По его словам, льгота будет распространяться на бумаги, которые котируются на организованном рынке ценных бумаг. Минфин выступал за освобождение от налога сумм доходов в пределах 1 млн рублей и за установление минимального срока владения этими бумагами (1 год).
С.Воскресенский отметил, что, по мнению Минэкономразвития, льгота должна распространяться на предельный объем доходов, но предел должен быть выше 1 млн рублей. Он считает, что можно было бы установить его на уровне 5-10 млн рублей.
"В отношении малого бизнеса считаем важными две задачи - стимулирование создания рабочих мест и развитие конкуренции", сказал С.Воскресенский.
В связи с этим Минэкономразвития предлагает временно разрешить регионам вводить нулевое или пониженное налогообложение малых предприятий, применяющих упрощенную систему.
Этот режим могут применять компании и индивидуальные предприниматели, доходы которых не превышают 20 млн рублей (эта величина ежегодно индексируется с учетом индекса-дефлятора, в 2008 году ограничение по доходам составляло 26,8 млн рублей, в 2009 году - 30,76 млн рублей), стоимость основных средств не должна превышать 100 млн рублей, а количество работников - не более 100 человек.
Упрощенная система предусматривает замену налога на прибыль (или НДФЛ), налога на имущество, ЕСН и НДС на единый налог, размер которого зависит от объекта налогообложения. Если налогоплательщик рассчитывает налог с чистой прибыли, то ставка составляет 5-15% (конкретный размер устанавливают регионы), если со всей выручки - 6%.
Минэкономразвития предлагает разрешить регионам устанавливать ставку налога в первом случае в пределах от 0% до 10%, во втором случае -от 0% до 4%.
При этом министерство считает необходимым повысить порог применения упрощенной системы по доходам до 100 млн рублей в год, по стоимости основных средств - до 1 млрд рублей.
Кроме того, предлагается понизить величину базовой доходности для применения единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и разрешить налогоплательщику выбирать между ЕНВД и упрощенной системой.
Переход на ЕНВД в отличие от упрощенной системы не является добровольным: предприятия, осуществляющие определенные виды деятельности, переводятся на ЕНВД налоговыми инспекциями.
ЕНВД также предусматривает замену налога на прибыль (или НДФЛ), налога на имущество, ЕСН и НДС на единый налог по ставке 15%. Но объектом налогообложения является так называемый вмененный доход, который рассчитывается по формуле, включающей в себя базовую доходность и различные коэффициенты.
Также Минэкономразвития предлагает увеличить предельную величину процентов, которые можно отнести на расходы при расчете налога на прибыль.
В условиях кризиса и роста процентных ставок в Налоговый кодекс были внесены изменения, в соответствии с которыми в 2009 году можно относить на расходы суммы процентов по займам в пределах ставки рефинансирования, увеличенной в 1,5 раза. Таким образом, в настоящее время предприятия могут относить на расходы проценты по займам в пределах 19,5%.
"Размер ставок, по которым в настоящее время осуществляется кредитование национальных производителей, зачастую превышает указанный уровень", - говорится в письме министерства.
В связи с этим предлагается увеличить предельную величину процентов, признаваемых расходами, до двукратного размера ставки рефинансирования. Объем выпадающих доходов может составить до 5,5 млрд рубей (0,01% ВВП).
Кроме того, Минэкономразвития предлагает установить ставку НДС 0% для авансовых платежей на период кризиса. "Это противоречит концепции НДС, но в текущей ситуации это правильно", - считает С.Воскресенский.
Сейчас налогоплательщики имеют право принять к вычету НДС по выданным авансам. Но на практике этот механизм приводит к сложностям в администрировании для налогоплательщиков и налоговых органов, считает министерство.
Министерство также предлагает относить на расходы затраты на инфрастуктурное строительство. Как поясняется в письме, при реализации инвестиционных проектов на инвесторов возлагаются обязательства по строительству или финансированию дополнительных объектов транспортной, социальной, коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей для нужд государственных или муниципальных органов власти и для нужд естественных монополий.
"В целях снижения налогового бремени при осуществлении инвестиционных проектов целесообразно разрешить признание таких расходов при исчислении налога на прибыль организаций", - считает Минэкономразвития.
С.Воскресенский напомнил, что такие подходы были изложены в ряде разъяснений Минфина, необходимо теперь внести изменения в Налоговый кодекс.
Кроме того, Минэкономразвития считает необходимым стимулировать программы модернизации предприятий. С.Воскресенский напомнил, что в Госдуме рассматривается законопроект "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности". Он предусматривает ряд мер, направленных на поощрение энергоэффективности в бюджетном и частном секторе.
Для дополнительного стимулирования программ энергоэффективности министерство предлагает установить ставку 0% по налогу на имущество организаций в отношении приобретаемого энергоэффективного оборудования.
По мнению министерства, необходимо также внести изменения в постановление правительства об амортизационных группах и перевести отдельные категории энергоэффективного оборудования в амортизационные группы с меньшим сроком полезного использования.
Кроме того, Минэкономразвития считает возможным повысить размер амортизационной премии с 30% до 50% в отношении основных средств, входящих в 3-7 амортизационные группы. "Размер выпадающих расходов может составить до 60 млрд рублей (0,13% ВВП) при использовании амортизационной премии на уровне 35%", - отмечается в письме.
Также Минэкономразвития выступает за упрощение работы с налоговой задолженностью. Как отметил С.Воскресенский, сейчас налоговые органы практически не применяют отсрочки, рассрочки по уплате налогов и налоговые кредиты.
Однако растет количество обращений от предприятий, законно исполняющих свои обязанности по уплате налогов, о предоставлении отсрочек и рассрочек в отношении будущих налоговых платежей в связи с падением спроса на производимую продукцию, а также в связи с трудностями доступа к кредитным ресурсам.
Минэкономразвития считает возможным установить временный порядок, при котором налоговые органы могли бы использовать все инструменты по изменению срока уплаты налога, если налогоплательщик подал единое обращение в налоговую инспекцию. При этом необходимо упростить критерии предоставления такого права налогоплательщику.
С.Воскресенский подчеркнул, что обязательным условием изменения срока уплаты налога должно быть частичное погашение задолженности. "Часть денег компания должна заплатить", - сказал он.