Россия / Главные события 6 декабря 2019 г. 08:43

Минэнерго РФ предложило иначе оценивать запасы нефти и газа в стране

Минэнерго РФ предложило иначе оценивать запасы нефти и газа в стране
© РИА Новости. Владимир Астапкович

6 декабря. Interfax-Russia.ru - Минэнерго РФ по итогам инвентаризации нефтяных запасов страны, направленной на дифференциацию налоговых условий и новых стимулов для увеличения добычи, выявило направления для улучшения системы государственной экспертизы запасов, сообщил заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин в статье, опубликованной в журнале "Энергетическая политика".

К началу декабря Минприроды при участии Минэнерго завершило первый этап инвентаризации месторождений.

Однако, "согласно заявлениям руководства Федерального агентства по недропользованию, всего насчитывается около 2700 месторождений с общими запасами 28,9 млрд тонн нефти". "При этом под анализ действующих льгот попало лишь 593 месторождения с суммарными извлекаемыми запасами нефти в 17,2 млрд тонн - то есть все месторождения с текущими извлекаемыми запасами нефти более 5 млн тонн, за исключением льготируемых участков со специальными налоговыми режимами, такими как соглашения о разделе продукции, налогообложение дополнительного дохода, особыми режимами отдельных месторождений и с действующей особой формулой вывозной таможенной пошлины", - пишет Сорокин.

Фактически проанализировано было около 60% от текущих извлекаемых запасов РФ, из которых порядка 80% приходится на крупнейшие нефтегазовые компании страны.

Минэнерго России проводит отдельно анализ месторождений с действующим режимом НДД.

В рамках инвентаризации, отметил замминистра, не все компании-недропользователи предоставили актуальные данные по анализируемым проектам. "В итоге месторождений с устаревшими "вводными" набралось 327 штук, то есть больше половины - в таком случае, оценка производилась по утвержденным еще в 2016-2018 годах проектным документам. При этих условиях качество оценки рентабельности запасов является низким, эффективность изменения налоговых условий оценить тяжело, не говоря уже о главной задаче - оценке влияния льгот и преференций, предусмотренных действующим законодательством, на рентабельность проектов по разработке таких месторождений углеводородного сырья", - сказал он.

"Важно понимать и то, какую огромную роль в этом ключе играют макроэкономические сценарии работы проектов. Так, оценка госкомиссии по запасам основана на подходах, приближенных к международным стандартам аудита запасов, где берутся средние за предшествующий 2018 год параметры цен на нефть в $69 за баррель и обменный курс примерно в 63 рубля за доллар. В результате рентабельными были признаны примерно 60% запасов", - говорится в статье. "При этом, в соответствии с методикой экспресс-анализа, нефтяные компании предоставляли оценку рентабельных запасов в рамках базового макроэкономического сценария Минэкономразвития, который исходит из высокого курса рубля и средней цены нефти в $40 за баррель. При таком подходе доля рентабельных запасов падает уже до 40%. В реальности же добывающие компании при бизнес-планировании ориентируются, скорее, на более оптимистичные уровни в $55-60 за баррель", - подчеркнул Сорокин.

"Наиболее важным с точки зрения эффекта на отрасль выводом из первого этапа инвентаризации может стать новый подход к оценке экономики разработки месторождений. Так, методика проведения инвентаризации, утвержденная Минприроды и согласованная Минэнерго, предусматривает возможность оценки месторождений на нескольких уровнях детализации: как на уровне эксплуатационных объектов - как правило, это одна или несколько залежей, разрабатываемых единой сеткой скважин - так и на уровне каждой отдельной скважины эксплуатационного фонда", - считает он.

Второй подход представляется наиболее точным, но наиболее трудновыполнимым. "Так, оценку по скважинам прошли только 96 месторождений (это 4,4 млрд тонн запасов или 26,2% от текущих извлекаемых запасов в рамках инвентаризации)", - говорится в статье.

Между тем, учет по каждой скважине имеет гораздо большую эффективность. Он позволяет провести дифференциацию экономики бурения в рамках каждого эксплуатационного объекта и выделить нерентабельные скважины, которые в действующих макроэкономических и налоговых условиях компании не стали бы вводить в эксплуатацию.

"Таким образом, расчет на уровне отдельных скважин каждого из действующих месторождений позволяет наиболее точно оценить эффект фискального режима как на профиль добычи нефти и будущую инвестиционную активность компании, так и на доходы государства", - считает Сорокин.

Необходим и переход на более частую инвентаризацию запасов, думает он.

"По итогам инвентаризации будет прорабатываться целый пул необходимых нормативных правовых актов для совершенствования предоставления данных государству, а также формироваться план работ для создания инструментов и условий по постепенному переходу на цифровую экспертизу запасов", - резюмировал он.