Москва. 14 декабря. ИНТЕРФАКС - Международная информационная Группа "Интерфакс" представила седьмой ежегодный Национальный рейтинг университетов, подготовленный по итогам 2016 года.
Национальный рейтинг университетов в 2016 году, как и годом ранее, возглавил Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова. Второе и третье места разделили Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" и Новосибирский национальный исследовательский университет.
В десятку лучших университетов вошли также Московский физико-технический институт (НИУ), Санкт-Петербургский государственный университет, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (НИУ), Российский университет дружбы народов, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Деятельность университетов оценивается по шести основным параметрам: образовательная деятельность; научно-исследовательская деятельность; социальная среда; интернационализация (международная деятельность); инновации и предпринимательство (технологическое предпринимательство); бренд. Весовой коэффициент первых двух параметров - принимается равным 0,2 для каждого параметра, а весовой коэффициент остальных параметров - по 0,15.
Оценка проводится на основании обработки данных анкет, заполненных представителями университетов, доступных публичных данных, размещаемых учебными заведениями на своих официальных сайтах, публичных данных информационных ресурсов министерства образования и науки РФ, а также информации из информационно-аналитических систем СПАРК и СКАН.
Одновременно "Интерфакс" представляет результаты рейтингов деятельности университетов России по параметрам "Инновации и предпринимательство" и "Бренд". Лидерами рейтинга по параметру "Инновации и предпринимательство" стали Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", Московский физико-технический институт (НИУ) и Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (НИУ).
Деятельность университетов в сфере инновационного предпринимательства оценивается показателями: портфель патентов; сотрудничество с высокотехнологичными компаниями; развитие инновационной инфраструктуры; доходы от НИОКР; участие научно-педагогических работников и обучающихся в работе базовых кафедр, созданных совместно с предприятиями и исследовательскими институтами.
Наиболее заметные и быстрые изменения фиксируются в коммуникационной политике университетов, поэтому определенно назрела необходимость формирования новой оценки бренда, основанной на замерах коммуникационной активности университетов по итогам 9 месяцев 2016, что позволило выявить лидеров в развитии университетских брендов. При этом применение обновленных оценок привело к совсем незначительным изменениям результатов сводного рейтинга университетов.
Бренды университетов оцениваются по таким показателям, как вклад в формирование национальной элиты, коммуникации с целевыми аудиториями, медиа-активность, восприятие исследований международным и русскоязычным академическими сообществами.
В тройке лучших брендов университетов 2016 года оказались Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет и Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики".
Наибольший прогресс в НРУ-2016 по параметру "Бренд Университета" демонстрируют Университет ИТМО, Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н.Ельцина и Новосибирский национальный исследовательский университет.
В Национальный рейтинг университетов 2016 года вошли 238 российских университетов, включая 2 национальных университета, 10 федеральных университетов, 29 национальных исследовательских университетов, 11 опорных университетов, 67 классических университетов (включая 1 негосударственный), 57 технических и технологических университетов (включая архитектурно-строительные, транспортные и горный), 11 экономических университетов (включая 2 негосударственных), 24 аграрных университета, 10 педагогических и лингвистических университетов, 13 медицинских университетов, 4 юридических университета.
Международная информационная группа "Интерфакс" реализует проект "Национальный рейтинг университетов" с 2010 года. Главной целью проекта является развитие механизмов и процедур независимой системы оценки российских вузов и их образовательных программ, повышение конкурентоспособности российской системы высшего образования, научных исследований и технологического предпринимательства, развитие федеральных и региональных университетов, рассматриваемых в качестве каркаса новой экономики страны. Результаты ежегодного Национального рейтинга университетов 2016 года, а также рейтинга университетов по параметрам "Инновации и предпринимательство" и "Бренд" доступны на сайте www.univer-rating.ru.