Москва / Эксклюзив 26 октября 2015 г. 16:03

Начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры РФ А.Паламарчук: "Ситуация в сфере защиты прав предпринимателей, безусловно, меняется к лучшему"

Начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры РФ А.Паламарчук: "Ситуация в сфере защиты прав предпринимателей, безусловно, меняется к лучшему"

- Анатолий Владимирович, как изменилась ситуация с проверками малого и среднего бизнеса в нашей стране после недавних законодательных изменений в этой сфере и создания единого реестра таких проверок?

- Упомянутые в вопросе законодательные новеллы нацелены на обеспечение прозрачности контрольно-надзорной деятельности и снижение административного давления на бизнес, уменьшение числа проводимых плановых проверок в отношении добросовестных субъектов малого и среднего предпринимательства. Можно констатировать, что своей цели они достигли. Например, Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" введен трехлетний мораторий на проведение плановых проверок в отношении добросовестных субъектов малого бизнеса, которые ранее не подвергались мерам административно-правового характера за грубые правонарушения, не были лишены лицензий.

В настоящее время с учетом данных требований органами прокуратуры и органами контроля проводится работа по формированию плана проведения плановых проверок на 2016 год. По предварительным данным, число предложенных к включению в план мероприятий по контролю на треть меньше прошлогоднего.

В свою очередь, федеральная государственная информационная система "Единый реестр проверок", оператором которой является Генеральная прокуратура, позволяет каждому субъекту предпринимательства получать сведения о предстоящей в отношении него проверке (в том числе ее основаниях, форме, сроке, подлежащих проверке обязательных требованиях, должностных лицах, уполномоченных на проведение проверки, а также экспертов, представителей экспертных организаций, привлекаемых к ее проведению) в день издания контролирующим органом соответствующего распоряжения.

В этой же информационной системе доступны сведения о результатах каждой проверки, выявленных нарушениях обязательных требований, выданных предписаниях, примененных обеспечительных мерах и привлечении к административной ответственности виновных лиц, направленных материалах о выявленных нарушениях в компетентные органы, фактах невыполнения предписаний, приостановления и аннулирования ранее выданных разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации и иных документов, имеющих разрешительный характер, отзыве продукции, а также информация об отмене результатов проверки в случае, если такая отмена была произведена.

- Как вы оцениваете ситуацию в области защиты прав хозяйствующих субъектов? Удается ли минимизировать административное давление на бизнес со стороны проверяющих и правоохранительных органов?

- Ситуация в сфере защиты прав предпринимателей, безусловно, меняется к лучшему. Повышается уровень законодательных гарантий их прав и законных интересов при осуществлении государственного и муниципального контроля. Органы прокуратуры внимательно отслеживают полноту и достаточность принимаемых органами власти мер для реализации данных изменений на практике. По сравнению с прошлогодними показателями в первом полугодии 2015 года незначительно, но снизилось (на 6 %) количество выявленных нарушений закона в данной сфере, в том числе незаконно проведенных проверок предпринимателей (на 18%).

В условиях усиления - вплоть до дисквалификации на год – санкции соответствующей статьи КоАП РФ и срока давности привлечения к ответственности число возбужденных административных дел в отношении контролеров, допустивших грубые нарушения законодательства о государственном и муниципальном контроле, уменьшилось на 5%.

Стали редким явлением внепроцессуальные проверки, проводимые органами полиции. В первом полугодии такие факты выявлены лишь прокурорами Алтайского края, Амурской, Томской, Ульяновской областей, Ханты-Мансийского автономного округа. Прокуроры ориентированы на принципиальную, в том числу уголовно-правовую их оценку.

- Какие нарушения прав предпринимателей выявляются и пресекаются прокуратурой чаще всего?

- К сожалению, практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности носят распространенный характер. По-прежнему органами государственной власти и местного самоуправления издавались правовые акты, ущемляющие права хозяйствующих субъектов. В связи с этим многими прокурорами принимались меры по приведению правовой основы взаимоотношений власти и бизнеса в соответствие с требованиями федерального законодательства.

Благодаря вмешательству прокуроров разрабатывались и приводились в соответствие с федеральным законодательством муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивалось их надлежащее финансирование. Пресекались нарушения прав хозяйствующих субъектов при оказании им финансовой и имущественной помощи. Сохранялась проблема получения бюджетных средств на развитие сельского хозяйства отечественными сельхозтоваропроизводителями.

Не соблюдались права предпринимателей, предусмотренные Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" на своевременное и соответствующее стандарту получение предпринимателями публичных услуг.

Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что на деле задача повышения качества и доступности публичных услуг решается медленно. В действительности, многие государственные и муниципальные услуги не переведены в электронный вид, в связи с чем предприниматели продолжают стоять в очередях, а чиновники предлагают им дополнительные условия получения услуг.

Многочисленные нарушения прав предпринимателей в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Массовый характер носят случаи несвоевременной оплаты заказчиками обязательств по исполненным государственным и муниципальным контрактам. Проведенная в этом году по поручению президента РФ Владимира Путина проверка показала, что задолженность перед предпринимателями со стороны государственных и муниципальных заказчиков превысила 20 млрд руб.

Административное давление оказывалось на предпринимателей при получении разрешений на строительство и подключении объектов к коммунальным сетям. В отдельных регионах установлены факты неправомерного взимания с хозяйствующих субъектов платы за подключение объектов капитального строительства к коммунальным сетям, а также за выдачу технических условий на такое подключение.

Не единичны случаи создания административных ограничений в сфере торговли, наиболее чувствительной для малого бизнеса. Меры прокурорского реагирования на нарушения законов в этой сфере приняты прокурорами в 72 субъектах РФ. Наиболее массовый характер имеют факты незаконного планирования контрольно-надзорных мероприятий. Их мы пресекаем на стадии формирования ежегодных сводных планов проведения плановых проверок и при отказе в согласовании внеплановых проверок.

К примеру, при подготовке сводного плана на 2015 год из 857 тыс. проверочных мероприятий, предложенных контролирующими органами, прокурорами отклонено 460 тыс., или 53% от общего числа.

Также следует отметить рост числа отказов прокуроров в согласовании внеплановых проверок. В первом полугодии текущего года таких решений принято на 47% больше, чем за аналогичный период прошлого года, всего прокурорами предотвращено необоснованное вмешательство в деятельность 10 тыс. хозяйствующих субъектов.

Нарушения закона, прав и свобод предпринимателей допускаются и при проведении мероприятий по контролю. Имеются случаи проведения проверок в отсутствие оснований, без издания соответствующих распоряжений, с нарушением процедуры их согласования и осуществления. Не соблюдаются требования к оформлению процессуальных документов и порядок применения мер принуждения к устранению выявленных нарушений. Для пресечения подобных нарушений прокурорами принимается весь спектр мер реагирования.

- Возглавляемое вами Главное управление постоянно анализирует состояние законности в сфере защиты прав предпринимателей. Что, на ваш взгляд, следовало бы подправить в законодательстве?

- В настоящее время в Федеральном законе "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" отсутствуют положения, устанавливающие возможность переноса сроков контрольных мероприятий, внесения изменений в сводный план ввиду переименования юридического лица, привлечения к ответственности контролеров за нерассмотрение предложений органов прокуратуры по проведению совместных проверок либо исключению проверок.

В силу положений Федерального закона "Об электроэнергетике" потребители электрической энергии – хозяйствующие субъекты оказались вне сферы государственного контроля (надзора), что может повлиять на безопасность эксплуатации электроустановок и сетей и создать угрозу жизни и здоровью людей.

До сих пор не создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, что осложняет применение ранее упоминавшегося закона о "надзорных каникулах".

Имеют место трудности при планировании совместных проверок. Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проверок порядок согласования сроков их проведения не установлен, что порождает споры между органами контроля (надзора).

Требуют уточнения формулировки, устанавливающие особенности организации и проведения контрольных мероприятий в отношении членов саморегулируемых организаций.

Сохраняются коллизии положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с нормами отраслевых законов.

В ряде случаев подвергается пересмотру даже положительно зарекомендовавший себя механизм согласования проверок с органами прокуратуры, эти функции необоснованно, на наш взгляд, передаются органам исполнительной власти.

Над устранением данных проблем Генеральная прокуратура работает во взаимодействии с правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти.

Также мы принимаем активное участие в разработке проекта нового закона о государственном и муниципальном контроле.

- На недавнем совещании в Екатеринбурге бизнес-омбудсмен Борис Титов предложил вернуть прокуратуре право возбуждать уголовные дела за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. Как это повлияет на правовую защищенность предпринимателей?

- Надо прямо сказать, что практика применения правоохранительными органами ст.169 УК РФ об ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности не отвечает уровню распространенности нарушений закона. С другой стороны, предпринимательское сообщество в целом позитивно оценивает усилия прокуроров по защите их прав - значительное число поступающих в органы прокуратуры жалоб и обращений свидетельствует о доверии к нам со стороны представителей бизнеса.

Только в первом полугодии этого года прокурорами разрешено около 4 тыс. обращений хозяйствующих субъектов, в том числе по вопросам осуществления государственного и муниципального контроля и предоставления публичных услуг. При этом почти тысяча таких обращений признана обоснованными и удовлетворена.

Поэтому наделение прокуроров такими полномочиями станет мощным инструментом, позволяющим добиться реального наказания за незаконные действия чиновников, препятствующих предпринимательской деятельности и, в итоге, минимизировать различные препоны для бизнеса.

- Анатолий Владимирович, а какими полномочиями на сегодня наделены прокуроры?

- Следует отметить, что на сегодняшний день прокуроры располагают внушительным арсеналом юридических средств для защиты прав хозяйствующих субъектов.

За 8 месяцев этого года прокурорами пресечено свыше 117 тыс. нарушений законов о защите прав хозяйствующих субъектов, для их устранения внесено более 40 тыс. актов реагирования, в том числе представления, протесты и заявления в суд, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 17 тыс. виновных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 73 уголовных дела.

- Где, по вашему мнению, грань между достаточным и избыточным объемом проверок, без которого не может обойтись ни одно государство в сфере бизнеса?

- На самом деле установить четкую грань между достаточным и избыточным объемом проверок возможно только применительно к конкретной правовой ситуации, да и то далеко не всегда. Переводя данный теоретический вопрос в практическое русло, нужно говорить о необходимости оценки эффективности контрольно-надзорной деятельности. Определение критериев такой оценки – сложная задача, которая поставлена президентом страны перед правительством РФ и генеральной прокуратурой. В настоящее время соответствующие подходы разрабатываются во взаимодействии со всеми заинтересованными ведомствами, бизнес-омбудсменом, экспертами, общественностью.

Полагаю, что такие критерии могут быть основаны на риск-ориентированной модели государственного контроля, отдельные элементы которой уже получили свое закрепление в действующем Федеральном законе "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и более широко будут раскрыты в проекте нового закона о государственном и муниципальном контроле.

Суть его заключается в дифференциации интенсивности контрольно-надзорной деятельности в зависимости от степени вероятности причинения и тяжести вреда охраняемым законом ценностям вследствие девиантного поведения поднадзорного хозяйствующего субъекта. Иными словами, чем больше риск нарушения предпринимателем обязательных требований, влекущих наступление тяжких последствий – тем более плотной должна быть "опека" его деятельности со стороны контролеров. В случае отсутствия такого риска контролер должен вовсе отказаться от обременения поднадзорного лица проверочными мероприятиями, ограничиваясь мониторингом состояния законности на основании поступающих сведений из открытых источников и консультационной помощью.

Согласно данному подходу деятельность органов власти должна быть подчинена задачам предупреждения фактов причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом поставленные задачи должны выполняться в строгом соответствии с требованиями закона, с использованием минимально необходимого объема ресурсов и в минимальной степени ограничивать свободу предпринимательства.