Президент Российской академии художеств Зураб Церетели, которому исполнилось 75 лет, в эксклюзивном интервью "Интерфаксу" рассказал о своих творческих планах, финансовом кризисе, войне с Грузией, взглядах на современное искусство и взаимоотношениях с властью
Зураб Константинович, зачем вам столько музеев современного искусства в Москве - на Петровке, на Гоголевском бульваре, здесь хорошая экспозиция в галерее на Пречистенке?
Везде в мире музеев современности не один, а несколько. Потому что рождается новое поколение, меняется искусство. Мы же хотим много детей иметь. Только Эрмитаж, Русский музей, Третьяковка не помогут современному обществу. Я долго работал и в Америке, в Бразилии, сколько современных музеев там! Именно поэтому я в восторге от таких арт-проектов как "Винзавод", и "Гараж". Весь мир создает такие проекты для будущих поколений. Но сейчас все в шоке, что именно Россия создала такие индивидуальные выставочные проекты. Надо, чтобы наши художники правильно мыслили, отражая крик души поколений. Если они это поймут, и общество будет поддерживать искусство, это будет счастье.
Что в ваших ближайших творческих планах?
Мне очень обидно, что забыты уникальнейшие архитекторы, которые строили Москву - Казаков, Баженов, Шехтель.
Поэтому я хочу создать парк "Зодчие Москвы". Там будут скульптуры, бюсты тех гигантов, которые много сделали для столицы. По замыслу внутри парка будут скульптуры и бюсты архитекторов, а по ограде пойдет ожерелье - горельеф уникальнейших исторических ансамблей, которые они создали. Это будет очень полезно для последующих поколений, потому что они должны знать не только фамилии, но и образы - памятники архитектуры. Парк будет построен на улице Казакова, там хороший очень сквер. Там же мы восполним еще один пробел - создадим музей спорта и искусства. К сожалению, музея спорта в России нет. Это позор.
Сейчас свирепствует по всему миру финансовый кризис. Как он отражается на художниках, на искусстве, на академии, которую вы возглавляете?
Кризис у художников начался давно. Потому что 50 тысяч российских художников фактически на улице, перебиваются случайными заказами. Как раньше было и при царе, и даже при Советской власти? Существовала концепция, что когда художники заканчивали академию, получали стипендии на три года вперед. И это очень помогало определиться, давало шанс совершенствовать мастерство, устраивать выставки. Ехали по стипендии в Италию, занимались, сидели в галереях. Этого сейчас не существует. Кроме того, нет исполнительского искусства. Что это значит? Училища специальные и техникумы закрыты. Базы, которые помогали художникам-монументалистам - тоже. В Мытищах знаменитый завод не существует, все продано. В результате мастерство умирает.
Художников выпускают Суриковский институт, Репинский институт в Санкт-Петербурге и куда, для кого? Для иностранцев. Наши молодые художники-выпускники уезжают. Так что мы огромные деньги платим, прекрасное образование и воспитание даем. Для кого? Для иностранцев. Они уезжают, свои произведения оставляют там. Надо об этом подумать.
Художник-монументалист обречен на взаимодействие с властью, ему нужны заказы, он не может же в стол писать. Где найти грань, чтобы быть, с одной стороны, независимым, а, с другой стороны, чтобы власть признавала, что ты слепок делаешь с нее, не придумываешь ничего, а ты как фотография, как картина, которая дает отражение того, что происходит в обществе, того, что происходит с людьми?
Раньше огромнейшие заказы были для художников. Был синтез архитектуры и монументального искусства. Монументальное искусства сейчас дошло до нуля. Архитектура стала стеклянная, мы стали рабами иностранцев. А была эпоха, когда рождали идею и доводили до конца. Например, я был главным художником МИДа и делал наши посольства в Бразилии, Вашингтоне, Нью-Йорке, Токио, Осаке, Португалии, Сирии, Франции.
Сейчас скульпторы уезжают и за рубежом отливают свои работы. Вообще нет государственных заказов.
Вы лепили когда-нибудь Бориса Николаевича Ельцина?
Нет.
Почему? Не хотелось?
Не знаю, почему.
Тогда пошире вопрос - художник и власть. Я видел вашу фигуру Путина, две натуры, стоит там. Почему одних хочется лепить, а других не хочется?
Я вам скажу. Путин как власть я не делал образ. Путин как борец, как спортсмен. Потому что в Санкт-Петербурге меня посадили в этой комиссии, когда было какое-то соревнование детское по борьбе. И когда он стоял, - я, видите, не могу просто так без дела сидеть, все время рука работает, все время рисую, все время что-то делаю, вот сейчас тоже даю вам интервью, и рука не останавливается - так же я делал, как стоял Путин. Это характер поймал. Его пластика, его движение, все - я не мог это не перенести и не создать образ.
Над чем сейчас работаете?
Я сейчас поставил из хрусталя часовню огромную, 18-метровую на Гоголевском бульваре перед российским музеем современного искусства. У часовни будет стоять скульптура Святейшего патриарха Алексия II. И хочу, чтобы это был дворик духовности, своеобразный дворик истории российской.
Это та стеклянная часовня, которая должна была стоять на пересечении Тверской и Манежной?
Да, она со временем будет там стоять.
У вас так много работ, что нет места, чтобы все их расставить.
Почему? Нет такого, чтобы не было.
Сейчас на канале "Россия" была такая передача "Имя России", и там обсуждали разных величайших государственных деятелей, писателей, художников. А если вас спросить, кого вы считаете человеком, который олицетворяет Россию, каков бы был Ваш выбор?
Мой выбор - Столыпин, скульптуру которого я создал, и который, кстати, вошел в тройку лидеров этого телепроекта. Я люблю исторические факты. Например, я создал скульптурные образы 74 российских царей и князей. И на пьедестале идет надпись, что каждый царь сделал для своего народа.
Эта композиция - 74 российских правителя. Есть идея, где она может быть установлена?
Знаете, это не от меня зависит. Идея у меня есть, но это не значит, что я могу поставить.
Откуда энергию берете, Зураб Константинович?
От искусства, от людей, от хороших людей.
Ваши отношения с Юрием Михайловичем Лужковым?
Юрий Михайлович Лужков - это великий человек. Он любит поколения, он любит искусство, он любит создателей, и он очень любит Москву, Поэтому я и создал его скульптуру в образе дворника, который очищает Москву.
Парк чудес на северо-западе Москвы будем делать?
Знаете, сейчас такое положение, что временно приостановлен детский парк, но, я уверен, что он будет построен.
Зураб Константинович, самый сложный вопрос. 250 лет не стреляли русские и грузины друг в друга. Ваша душа и там, и здесь?
Такой крик души был у меня! Когда большая любовь существует, периодически между мужем и женой бывает ссора, расстаются люди от большой любви, а потом начинаются заново грандиозные любовь и романы. Вот так я вижу российские и грузинские отношения. От большой любви маленькая пауза.
Самое главное не спросил. Вам 75 лет. Как Вам удается сохранять юношескую энергию: вставать рано утром, допоздна работать, вечером часто вижу вас за дружеским столом, с друзьями. Утром опять встаете и опять рисуете, и опять радуетесь солнцу и небу, дождю. Как это получается, Зураб Константинович?
Я думаю, что так бывает, когда человек влюблен.
В кого вы влюблены?
В искусство и Россию. В искусство, Россию и Грузию.
Глядя с высоты этих совершенно мальчишеских для вас лет, что-то хотелось изменить, сделать по-другому, исправить? Есть какие-то вещи, которые сейчас, с высоты этого возраста, вот была бы моя воля, я бы там по-другому бы, переписал, отношения с друзьями ли, или какие-то поступки?
Знаете, если я заново начну жизнь, если бы заново, я бы то же самое делал, так же шагал, как до сегодняшнего дня. То же самое. Ничего не прибавил бы, ничего не убавил. Может быть, еще больше музеев создал бы.
Интервью подготовил Леонид Перский