Москва / Эксклюзив 1 марта 2021 г. 09:00

Ректор Финансового университета при правительстве Российской Федерации Михаил Эскиндаров:

"Боюсь, что вузы больше не вернутся к тем временам, когда студенты и преподаватели общались только напрямую"

Пандемия коронавируса внесла существенные коррективы в жизнь университетов, изменив привычный формат обучения, общения студентов с преподавателями и сверстниками. В Финансовом университете при правительстве Российской Федерации, несмотря на все сложности, занятия шли по графику, а конкурс на поступление в вуз был даже выше обычного. О том, как сказалась пандемия на качестве обучения студентов, о перспективах онлайн-образования, ЕГЭ и о государственной итоговой аттестации выпускников в интервью "Интерфаксу" рассказал ректор университета Михаил Эскиндаров.

"Боюсь, что вузы больше не вернутся к тем временам, когда студенты и преподаватели общались только напрямую"
Фотография предоставлена пресс-службой Финансового университета

- Михаил Абдурахманович, вузы России с 8 февраля приступили к очному, традиционному обучению. В Финуниверситете удалось полностью вернуть студентов в аудитории или где-то останется удаленный, а может гибридный формат обучения?

- Боюсь, что вузы больше не вернутся к тем благостным временам, когда студенты и преподаватели общались только напрямую. Наш вынужденный и срочный перевод образовательного процесса на удаленный формат был в достаточной степени нами подготовлен. Еще до начала пандемии мы создали и тестировали как всю нашу систему дистанционного обучения, так и обучение с использованием дистанционных технологий, получили необходимый опыт.

Хочу подчеркнуть, что необходимо различать эти два понятия. С 16 марта прошлого года мы перешли именно на обучение с использованием дистанционных технологий, а не на дистанционное обучение. Все лекции, консультации и семинары шли полностью в соответствии с расписанием. Тогда как "дистанционка" предполагает заранее записанные лекции и методические материалы, которые студент может изучить в то время, когда ему удобно, а по расписанию сдать лишь экзамены.

Сегодня, когда очные занятия возобновились в университетах, мы не смогли полностью вернуться на старую систему. Даже сейчас у нас есть группы на удаленном обучении. В первую очередь, это магистранты и иностранные студенты, которые не вернулись в университет из-за рубежа. Так, из 1,5 тысяч иностранных студентов 300 не смогли вернуться и сейчас занимаются по индивидуальным программам онлайн. Также 18 групп у нас снова ушли на "удаленку" из-за коронавируса – это пять групп колледжей в разных регионах страны, три группы второго высшего образования, остальные – группы бакалавриата. Таким образом, у нас около 30% студентов находятся на "удаленке".

Должен отметить, что в Финансовом университете проводится целый комплекс мероприятий по профилактике COVID-19. Например, выпускные курсы бакалавриата и магистратуры проходят практику и поэтому не посещают территорию университета, а при возвращении с практики они будут учиться на "удаленке". Занятия магистрантов и аспирантов очной формы обучения мы организовали в вечернее время с 18:50, чтобы они не пересекались с другими студентами и работниками вуза.

Для разных учебных групп и учебных потоков предусмотрено разное время начала пар, а также минимальное их перемещение по учебным корпусам. При этом мы практически не выбились из графиков учебного процесса. Все учебные занятия проводились и проводятся строго по расписаниям, подготовленным еще до начала учебного года.

- Легко ли дается возвращение к обычной жизни? С какими проблемами приходится сталкиваться?

- В целом можно сказать, что возвращение в очный режим проходит намного легче, чем внезапный уход на "удаленку". Какие-то проблемы, конечно же, возникают, но они технические и их не сложно решить. Качественные же последствия "удаленки" нам еще только предстоит оценить.

Весенний семестр начинаем почти в обычном режиме. Мы провели опрос студентов, спросив их о том, рады ли они вернуться к очным занятиям или предпочли бы продолжить учиться в режиме онлайн. Скажу честно, результат меня несколько удивил. Только 75% опрошенных высказались за очный формат. Я считаю этот результат низким. Всегда исходил из того, что процесс образования - это процесс непосредственного общения учителя и наставника с тем, кто пришел в университет за знаниями. Кроме того, это и особая социализация студентов в вузовской среде. Всегда исповедовал эту точку зрения и никогда не отрекусь от нее.

Некоторые студенты говорят, что дистанционный режим их "несколько расслабил". За этой формулировкой вижу серьезную проблему, которую нам всем вместе предстоит решать. Думаю, эту "синтетическую" по своему содержанию формулировку мы в ближайшее время в полной мере проанализируем, поймем, оценим и примем все необходимые меры, чтобы уровень подготовки наших обучающихся от последствий коронавируса не пострадал.

- Есть ли у вас статистика по количеству переболевших студентов, преподавателей? Насколько активно вакцинируются студенты и сотрудники вуза?

- Мы каждый понедельник на ректорате обсуждаем вопросы соблюдения санитарно-гигиенических условий работы в вузе, а также вопросы по оказанию помощи и поддержки заболевшим. За весь период, начиная с 16 марта 2020 года по сегодняшний день, у нас переболело около 800 студентов и преподавателей. К сожалению, и мы понесли потери- наш очень уважаемый профессор Плотицына Любовь Александровна, отдавшая много лет университету и студентам, увы, умерла от этой напасти в возрасте 73 лет. Все остальные уже приступили к работе.

Мы, безусловно, активно агитируем и делаем все возможное для того, чтобы как можно больше наших преподавателей и студентов привились от "короны". Но это добровольное решение каждого человека. В целом на сегодняшний день переболевшие и привитые составляют порядка 30% от общего числа. Я сам переболел коронавирусом в относительно легкой форме, поэтому прививку еще не делал, но обязательно сделаю позже.

- Студенты довольно долго находились на "удаленке". В некоторых вузах они выступали с инициативой снизить стоимость обучения на дистанте. Были ли такие случаи у вас?

- Если я скажу, что эти вопросы не поднимались, то буду не прав. Конечно, поднимались. Я обратился к студентам через сайт и объяснил, почему мы не можем это сделать. Необходимо понимать, что расходы университета от перехода на "удаленку" не сократились. Мы не снижали зарплату сотрудникам, а это почти 70% всех наших расходов. В Финансовом университете выполняется указ президента по зарплате, которая сейчас в вузе составляет в среднем 156 тыс. рублей - это 206% от среднего дохода по Москве. Помимо этого, у нас резко возросли расходы на борьбу с коронавирусом: мы потратили 198 млн рублей на необходимое оборудование – различные, в том числе стационарные бесконтактные, термометры на входе, обеззараживатели воздуха, маски и многое другое. К сожалению, нам эти расходы никто не возместил. Наши траты, казалось бы, должны были сократиться с уходом студентов, но они наоборот только увеличились.

Возвращаясь к вопросу о качестве обучения в этот период, сегодня могу лишь констатировать, что определить его падение или улучшение по прошествии нескольких месяцев пока сложно. Если судить формально, по результатам сессии, то качество даже улучшилось. Но мы же знаем, что, к сожалению, в России среди студентов списывание не считается ни нарушением установленного порядка, ни преступлением. Удаленный формат промежуточной аттестации позволяет многим из них использовать технические средства для ее успешного прохождения.

Если сравнивать результаты летних сессий 2019 года и 2020 года, то количество лиц, получивших "неуд", снизилось на 30%. А вот сейчас, в зимнюю сессию, количество лиц, имевших задолженности по сравнению с тем же периодом прошлого года, опять-таки примерно те же 30%. Получается, если посмотреть формально, то все прекрасно. Но по ходу дальнейшего обучения студентов мы будем проводить выборочные исследования процесса формирования у них необходимых компетенций и проверки остаточных знаний. К тому же я поручил всем руководителям факультетов, департаментов и кафедр представить предложения по организации дополнительных занятий, если студенты посчитают, что они недополучили знания по тем или иным дисциплинам. На сегодняшний день пока таких просьб ни от одной из учебных групп не поступило.

- Есть ли в университете программы, которые преподаются полностью онлайн?

- В Финансовом университете, разумеется, есть программы онлайн-бакалавриата и онлайн-магистратуры, обучение на которых полностью дистанционное. В бакалавриате это ряд программ направлений "Экономика и финансы", "Маркетинг", "Финансовый менеджмент", "Управление персоналом". В магистратуре - "Анализ финансовых рынков", "Корпоративные финансы и управление", "Аудит корпоративной безопасности", "Юрист в сфере управления недвижимостью".

Такая подготовка осуществляется в заочной и очно-заочной формах обучения в нашем Институте онлайн-образования с использованием современным образовательных и педагогических технологий и ресурсов.

Еще до "ковида" в университете создали цифровую образовательную среду, в которой в смешанном формате интегрируются традиционные виды занятий с проектной учебной деятельностью студентов, широко используются собственные онлайн курсы. Мы практически завершили формирование образовательной экосистемы, развиваем ее в рамках общей инновационной экосистемы предпринимательского вуза в связке с партнерами, участниками консорциума.

- Как прошла приемная кампания в 2020 году? Уже есть понимание, какой будет конкурс на бюджетные места в 2021 году?

- В 2020 году, как вы знаете, приемная кампания проходила в непростых, форс-мажорных условиях. Все поступающие подавали документы и даже зачислялись онлайн. Финуниверситет принял почти 15 тыс. студентов и учащихся на все направления подготовки и уровни образования. Причем конкурс в этом году был даже выше среднего. Количество заявлений намного превысило этот показатель предыдущего года: только по бакалавриату было 16 тыс., а в 2019 году – 12 тыс.

Высокий конкурс позволил улучшить самый основной показатель по вузу - средний балл ЕГЭ поступающих. В 2020 году он составил 91,2 балла для поступающих на бюджет без учета индивидуальных достижений. Это очень высокий показатель. Средний конкурс по университету составил 7,39 человека на место. Однако, по некоторым направлениям, например, "Реклама и связи с общественностью", он составлял 45 человек на место, а средний балл зачисленных на это направление так вообще составил более 97 из 100 возможных!

На 2021 год количество бюджетных мест для университета увеличено. В этом году оно составляет 2 593, а в 2020 году было 2 077. Думаю, что, несмотря на это, конкурс на бюджетные места будет и в 2021 году традиционно ставить новые рекорды. Вопреки некоторым мнениям, спрос на экономические и юридические профессии не снижается, а качественная подготовка становится все более востребованной.

- Будете ли Вы открывать новые направления подготовки?

- Еще два года назад у нас было 13 направлений подготовки, сегодня уже 18. Открылись такие направления, как "Инноватика", "Философия", "Педагогика", "Этика бизнеса" и ряд других. Скоро мы будем рассматривать стратегию развития факультета Информационных технологий и анализа больших данных. В частности, предполагается открытие еще нескольких направлений, связанных с математикой, цифровым обеспечением деятельности предприятий и организаций.

В целом мы собираемся уделять больше внимания междисциплинарным программам подготовки. Например, планируется открытие направления по экономике и финансам в сфере здравоохранения, других отраслей экономики. Скажу даже больше – сегодня время узкопрофильных университетов заканчивается.

- В этом году ЕГЭ собираются оставить только для тех, кто поступает в вузы. На Ваш взгляд, правильно ли это решение?

- ЕГЭ – это серьезное преимущество для поступающих и вузов, хотя на начальном этапе в его содержании и формах были большие недостатки. Сейчас же многое изменилось в лучшую сторону. Я считаю это заслугой Сергея Кравцова (ныне глава Минпросвещения России) и его команды, в те времена, когда он возглавлял Рособрнадзор. Мне кажется, ЕГЭ необходимо оставить как инструмент. Ведь помимо оценки знаний, ЕГЭ также снял с вузов подозрения в коррупции. Раньше вокруг университетов обитало множество мошенников, которые "работали" с абитуриентами. Помимо этого, такой экзамен позволяет молодым людям без дополнительных нервных испытаний поступить в ведущие вузы России. Однако тут есть и недостаток, поскольку все талантливые ребята ринулись в Москву и другие крупные центры, тем самым ослабляя регионы.

В этом году студентам, которые не собираются поступать в вуз, разрешают не сдавать единый государственный экзамен – это тоже, на мой взгляд, верное решение. Ведь в советские времена в лучшем случае только 20% выпускников школ шли в вузы, а остальные приобретали знания в колледжах, ПТУ, приобретали рабочие специальности на заводах и работали там с удовольствием. Сейчас же стало модным поступать в вуз, не важно какой. Ничего хорошего в этом нет: человек получает некое высшее образование и не находит места ни в профессии, ни в жизни. Но могут возникнуть вопросы, а не нарушаем ли мы его права на высшее образование? Нет. Пожалуйста, если он потом через несколько лет захочет, может подготовиться, успешно пройти вступительные испытания и поступить в вуз.

- В прошлом году вы отменили выпускные госэкзамены. Нет ли сведений на счет этого года?

- Мы еще не приняли решение. Сделаем это на мартовском заседании ученого совета. Что касается выпускных квалификационных работ (ВКР), то я попросил своих коллег внимательно изучить их форму и необходимость. Я уже говорил, что бедствие нашего российского студенчества – это списывание, которое считается "доблестью". Зачастую, как бы мы ни боролись, это признают и сами студенты, они ищут любые способы, как бы обойти запреты. Им лень сидеть писать эти длинные курсовые работы, рефераты и эссе. Вот чтобы "осложнить" их жизнь, мы со следующего года полностью меняем курсовые работы на курсовые проекты.

Мы открыли во всех корпусах коворкинги, где студенты могут проводить дискуссии, решать конкретные задачи. Например, преподаватель вместе со студентами должен проанализировать бюджет, условно, Омской области – его доходную и расходную части, посчитать, за счет чего власти региона могли бы пополнить доходы, на чем можно сэкономить и так далее. Это уже совсем другая работа, студент должен изучить конкретный материал, а не списать данные с сайта Омской области.

Такие проекты, в том числе дипломные, предполагают анализ конкретных ситуаций, а не теоретическое размышление на вольную тему. Оценивать такие работы будут преподаватели, но мы рассчитываем, что к этой работе будут активно подключаться те организации, на результате которых мы работаем. Сегодня у нас около 200 преподавателей-совместителей. Среди них есть и замминистра промышленности и торговли, руководитель федерального казначейства и два его зама, министр финансов и два его зама и множество других людей. Мы рассчитываем, что с их помощью мы получим дополнительную оценку этих проектных работ.

- Сейчас на бакалаврских программах в Финуниверситете порядка 44 предметов. Вы как-то говорили, что хотите сократить это количество примерно до 30. Почему?

- Дело в том, что наличие большого количества учебных дисциплин не означает автоматического обеспечения целей образования. К сожалению, у нас в учебных планах есть большое количество дисциплин, которые не только не формируют теоретическую подготовку, но и не участвуют в повышении уровня сформированности профессиональных компетенций у выпускников. Эта ситуация складывалась в течение многих лет. Университет проходил через несколько реорганизаций: мы присоединили к себе Всероссийскую налоговую академию, Государственный университет министерства финансов, Всероссийский заочный финансово-экономический институт и Институт повышения квалификаций руководящих работников в сфере IT. В этих вузах были свои учебные дисциплины, которые потом попали в общие, переходные учебные планы. Часть из них переводим на дистант или будем предлагать, как дисциплины по выбору, которые студенты смогут освоить дополнительно через образовательный портал. Еще часть дисциплин объединим в одну. Например, "Менеджмент организации", "Теория организации", "Организационные формы" и так далее – все это объединим просто в "Менеджмент".

По учебному плану наш студент находится в аудитории в среднем 24 часа в неделю, тогда как в европейских университетах студенты, в лучшем случае, находятся по 12 часов. При этом мы не подозреваем выпускника западного вуза в том, что у него меньше компетенций, потому что, например, в неделю он осваивает только три дисциплины. Большую часть остальных дисциплин он изучает самостоятельно. К сожалению, беда наших университетов в том, что мы не учим самостоятельности или учим не в том объеме, в котором хотелось бы. Наш студент вынужден находиться по шесть часов в день в аудиториях. Когда у него еще время будет на домашнюю работу? А мы хотим, чтобы он освоил еще какие-то дополнительные компетенции за счет самостоятельной работы, и чтобы еще собственную образовательную траекторию выбрал. Это нереально.

Вот почему мы должны пойти на использование дистанта, хотя бы потому, что студент должен иметь возможность изучать самостоятельно больше дисциплин и постепенно переходить к практике, применяемой в западных университетах, когда большая часть дисциплин изучается самостоятельно, с обязательным отчетом. Но это, как мы понимаем, постепенный процесс перехода к сокращению обязательных дисциплин при реализации основных образовательных программ.

- Изменились ли запросы работодателей в последнее время? Каких выпускников они хотят видеть у себя, с какими компетенциями?

- Хочу почеркнуть, что мы гордимся тем, что входим в число пяти ведущих вузов, чьих выпускников берут на работу с огромным удовольствием. Forbes нас ставил на первое место по востребованности выпускников. Но это не значит, что мы почиваем на лаврах. На самом деле выпускник, который сегодня требуется работодателю, должен обладать знаниями не только в конкретной профессиональной области, но и, например, в области психологии. Сейчас мы все больше внимания уделяем таким дисциплинам как коммуникации, потому что любой специалист будет работать в команде. На рынке сейчас большое количество молодых специалистов, и работодатель выбирает лучших из лучших. Мы должны соответствовать требованиям работодателя.

Но у меня всегда есть претензии к работодателю: он много говорит, что нужны и такие-то специалисты и этакие, но прийти с лекциями в вуз или взять к себе на стажировку преподавателей для него почему-то проблема. Работодатели готовы заказать за счет госбюджета подготовку кадров и требуют, чтобы увеличили для них количество мест целевого приема, а вот вложить свои деньги, в том числе, в разработку для себя необходимых технологий на основе научных исследований или закупку необходимого оборудования они не хотят. Примеры такого сотрудничества с вузами, разумеется, есть, но их очень мало.

Если же посмотреть на ведущие университеты мира, то работодатели активно участвуют в их жизни. Например, они размещают заказы на прикладные научные исследования, подготовку конкретных кадров для разработки какого-то нового продукта с участием ведущих специалистов именно этой организации. В этом нам надо учиться у Запада.

- Изменилось ли за последний год Ваше видение программы развития Финансового университета до 2030 года? Назовите, пожалуйста, основные направления дальнейшего развития вуза на ближайшие годы.

- В прошлом году мы завершили разработку и передали на согласование в правительство программу развития Финуниверситета на период до 2030 года. Сейчас согласование подходит к завершению.

Я уже говорил, что у меня была мечта создать Финансово-технологический университет, но пока это нереализуемо. Тем не менее, мы будем активно развивать такие направления, как IT-технологии и анализ больших данных. На мой взгляд, будущее университета за развитием междисциплинарных программ. Также будет больше совместных программ с российскими вузами, в том числе, техническими. Также мы будем больше пропагандировать стажировки наших преподавателей в реальном секторе экономики и в ведущих зарубежных университетах. На это мы выделяем достаточно большие средства. Помимо этого, будем продолжать искать и приглашать на учебу талантливых ребят через все конкурсы и олимпиады.

Согласно программе развития, к 2030 году Финансовый университет станет ведущим мультидисциплинарным образовательно-научным инновационным центром, который обеспечивает цифровую трансформацию приоритетных отраслей инновационной экономики и участвует в обеспечении национальной безопасности страны.

Стратегическое развитие Финансового университета будет акцентироваться на двух треках. Первый - это цифровая трансформация университета: от локальной автоматизации к сквозным цифровым технологиям на основе блокчейн технологии с применением искусственного интеллекта.

Второй трек развития - сетевое сотрудничество в рамках научно-образовательных инновационных консорциумов с ведущими научными и образовательными организациями и предприятиями-партнерами из реальных секторов экономики.

- Сейчас ряд университетов вносят поправки в кодексы этики студента или другие нормативные акты пункты об участии в несанкционированных акциях. Планируют ли в Финансовом университете запрещать участие студентов в несанкционированных акциях? Как Вы относитесь к участию студентов в различных акциях в целом?

- Хочу подчеркнуть, что и я, и мои коллеги строим свою работу исходя из того, что воспитательная компонента является важнейшей составляющей образовательного процесса. Студенческий возраст - это пора идеалистов, максималистов, пора обостренного чувства справедливости и несправедливости, это пора, когда помыслы чисты и возвышены, а жизненного опыта еще очень не достает.

Здесь, как я считаю, крайне недальновидно что-то не позволять, запрещать и ограничивать любыми внутренними этическими или иными кодексами. Только наставник, которого студенты уважают и которому доверяют, может с ними обсуждать ту или иную жизненную, историческую или политическую ситуацию.

Университет не ограничивает права студентов, не навязывает конкретную позицию в этом вопросе. Но нам необходимо быть в постоянном контакте с обучающимися, учить их думать, анализировать, а не рефлекторно реагировать на невесть откуда взявшиеся призывы, учить их быть не бездумной толпой, а личностями, способными на критичное восприятие и формулирование на этой основе своего собственного обоснованного мнения и решения. Собственно, это и является сутью образования. В этом мы, наставники, и видим свою миссию.