Москва / Эксклюзив 27 марта 2009 г. 17:08

Руководитель Спецгостехнадзора Москвы Владимир Андреенков: В столице зарегистрировано более 750 аттракционов

Руководитель Спецгостехнадзора Москвы Владимир Андреенков: В столице зарегистрировано более 750 аттракционов

В Москве немало парков, где летом работают всевозможные аттракционы. Обеспечением безопасности любителей острых ощущений в столице занимается Спецгостехнадзор Москвы. О том, как инспекция осуществляет контроль за аттракционами и другими видами техники, в интервью "Интерфаксу" рассказал руководитель Спецгостехнадзора Москвы Владимир Андреенков.

Владимир Николаевич, какие цели и задачи стоят перед инспекцией?

Основная задача Спецгостехнадзора - осуществление надзора за техническим состоянием самоходных, дорожно-строительных машин, а также аттракционов. Мы проводим проверки с целью обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, а также охраны окружающей среды города. Помимо этого мы занимаемся организацией обучения и приемом экзаменов для допуска к управлению такой техникой. В своей работе мы взаимодействуем как с городскими, так и с федеральными органами исполнительной власти.

Надзор за какими видами техники входит в вашу компетенцию?

Все автомототранспортные средства, самоходные машины и прицепы подлежат государственной регистрации либо в ГИБДД, либо в органах гостехнадзора. Техника, имеющая максимальную скорость более 50 км/ч, регистрируется и проходит государственный технический осмотр в ГИБДД, 50 км/ч и менее - в органах гостехнадзора. Также у нас регистрируется техника, не предназначенная для движения по дорогам общего пользования, например, получающие сейчас широкое распространение снегоходы и мотовездеходы.

Начиная с августа прошлого года, регистрации в нашей инспекции подлежат и транспортные средства со скоростью передвижения до 50 км/ч, оборудованные электродвигателями мощностью более 4 кВт. По нашим оценкам таких машин, не попадающих в сферу компетенции ГИБДД, в городе около 25 тысяч.

А сколько сейчас в Москве самоходной техники?

В настоящее время в Москве состоит на учете 87 тыс. единиц самоходной техники. Причем, только за последние три года количество техники увеличилось в 1,5 раза. В прошлом году мы зарегистрировали более 18 тыс. машин, а сняли с государственного учета около 11 тысяч.

Сколько вы аттестовали водителей?

За прошедший год Гостехнадзор Москвы выдал 2925 удостоверений тракториста-машиниста на право управления самоходными машинами.

Как проходит проверка состояния этой техники?

Наряду с регистрацией, важнейшей задачей для нас является проведение ежегодного государственного технического осмотра поднадзорной техники. Главным при проведении ГТО является проверка технических параметров машин, обеспечивающих безопасность эксплуатации, снижение негативного влияния на окружающую среду. За прошлый год мы провели около 65 тысяч государственных технических осмотров с выездом на предприятия, строительные площадки и другие объекты. Из общего количества проверенной техники более 47 тысяч единиц прошли ГТО и были допущены к эксплуатации.

Кроме того, в прошлом году мы проводили эксперимент по проведению углубленного техосмотра с использованием средств технического диагностирования. В эксперименте приняли участие 102 организации, было проверено 855 единиц самоходной техники.

Как организована работа со строительной техникой?

Опыт показывает, что обеспечить исправность любой техники можно только путем систематических проверок ее технического состояния, периодического технического обслуживания и ремонта.

На отечественных машинах собственными силами можно устранить практически любую неисправность, чего нельзя сказать об импортной технике, которая по многим параметрам вызывает восхищение, но при ремонте требует сложного диагностического оборудования и специального инструмента.

Для поддержания техники в надлежащем состоянии, на наш взгляд, необходимо развивать систему сервисного технического обслуживания строительных и дорожных машин. По этому принципу организована эксплуатация строительно-дорожной техники во всем мире. Такую работу в настоящее время проводит департамент транспорта и связи, в скором времени состоится заседание правительства Москвы, в повестку дня которого будет включен вопрос развития инфраструктуры технического сервиса.

Скажите, много ли случаев нарушений при эксплуатации этой техники?

За десять месяцев прошлого года произошло 18 ДТП с участием самоходных машин. За такой же период 2007 года случилось 33 ДТП. Сейчас фактически по всем показателям количество нарушений также снижается.

Какие вы применяете меры к нарушителям?

В арсенале инспекции несколько статей КоАП РФ, а к наиболее нерадивым собственникам мы вынуждены применять более серьезные меры, вплоть до снятия государственных номеров и запрещения эксплуатации. Однако мы ясно понимаем, что в связи с развивающимся кризисом стабильно функционировать и развиваться строительным и дорожным организациям становится довольно сложно, поэтому на данном этапе Спецгостехнадзор видит свою основную задачу в профилактической и разъяснительной работе с владельцами техники.

Отдельной темой является безопасность аттракционов в городе. Расскажите о методах контроля за аттракционами?

Все аттракционы обязаны пройти регистрацию. После регистрации аттракциона производится доскональная проверка его технического состояния. Перед тем, как допустить к эксплуатации, наши сотрудники изучают техническую документацию, выясняют историю эксплуатации аттракциона, хронологию проведенных ремонтно-восстановительных работ. Все это позволяет выявить технику, которая вызывает сомнения в отношении безопасности для жизни и здоровья граждан.

А как проходит проверка?

Оценка параметров технического состояния, влияющих на безопасность, ведется специализированными организациями. В Москве к этой работе допущены 8 организаций, у которых есть испытательные лаборатории и необходимое оборудование для различных исследований и испытаний металлоконструкций. После проведения технического освидетельствования эти организации выдают заключение о техническом состоянии аттракциона, на основании которого инспекцией принимается решение допуске его к эксплуатации.

А проводите ли вы дополнительные проверки аттракционов?

Да, инспекция ежедневно проводит плановые проверки. По результатам контроля, в случае выявления нарушений, инспектор выдает предписание об их устранении. В случае выявления грубых нарушений эксплуатация аттракциона запрещается. В прошлом году мы выдали 62 предписания, а 33 аттракционам вообще запретили эксплуатацию.

А были ли в 2008 году происшествия или несчастные случаи на аттракционах Москвы?

За прошедший год было зафиксировано три происшествия на аттракционах города. Все они не были связанны с их техническим состоянием, а обусловлены внешними проблемами, такими, как отключение электроэнергии - на площадке ВВЦ или проседание грунта - на территории Зоопарка.

Владимир Николаевич, а сколько всего зарегистрировано сейчас в Москве аттракционов и кто их эксплуатирует?

Всего на территории города аттракционы эксплуатирует 101 владелец - 27 индивидуальных предпринимателей и 74 юридических лица. Сегодня в Москве зарегистрировано 757 аттракционов, а допущено к эксплуатации 674. Работа 83 аттракционов приостановлена.

Это какие аттракционы?

Например, по предписанию Спецгостехнадзора, в ЦПКиО имени Горького были демонтированы аттракционы "Малое" и "Большое колесо обозрения".

В достаточной ли степени обеспечена ваша работа законодательством?

Здесь есть, конечно, проблема. В связи с тем, что многие основополагающие документы федерального уровня устарели, реализация надзорных полномочий сильно затруднена. На уровне субъекта решение вопроса представляется проблематичным, так как большинство норм и положений по технической безопасности должно носить общероссийский характер.

Особенно остро ситуация складывается с аттракционами. Практически полное отсутствие нормативно-правовой базы федерального уровня подчас вызывает протест со стороны владельцев и арендаторов аттракционной техники, ссылающихся на незаконность требований инспекторов, предъявляемых, в частности, при проведении испытаний развлекательного оборудования.

Принятие Федерального Закона о государственном техническом надзоре за самоходными машинами и другими видами техники нам необходимо для того, чтобы определить статус гостехнадзора как исполнительного органа государственной власти на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации. Этот закон должен очертить правовое поле деятельности службы. В практическом плане большое значение будут иметь подзаконные акты, которые еще предстоит принять, как общегосударственные, так и региональные, с учетом специфики Москвы.

Интервью подготовил Антон Мастренков