2015 год, несмотря на ряд трудностей, стал успешным для ПАО "Московская объединенная электросетевая компания" (МОЭСК): реализован комплекс антикризисных мер, ожидается рост чистой прибыли, снижены операционные издержки. Компания эффективно работает над сокращением потерь, однако появляются и новые проблемы – задержка платежей за услуги по передаче электроэнергии. Заместитель генерального директора по транспорту и учету электроэнергии ПАО "МОЭСК" Владимир Кимерин в интервью "Интерфаксу" рассказал о том, как компания планирует в дальнейшем повышать свою эффективность, кто и почему не платит компании по счетам, и как МОЭСК будет бороться с энергопотерями в наступающем году.
- Владимир Анатольевич, удалось ли МОЭСК достичь плановых показателей по отпуску электроэнергии? И какова, на Ваш взгляд, возможная динамика электропотребления в наступающем году?
- Год был для компании непростым. Из итоговых показателей мы уже сегодня можем констатировать, что достичь запланированного объема по отпуску электроэнергии в сеть нам не удастся. Во многом это объясняется экономической ситуацией, которая отражается и на спросе электрической энергии, в частности, крупных производителей товаров и услуг. Количественные показатели 2015 года в целом остались на уровне прошлого года, без ожидаемой положительной динамики. С начала 2015 года в сеть МОЭСК было отпущено более 88 млрд кВтч, что на 0,82% меньше, чем в 2014 году.
В 2016 году мы ожидаем аналогичную картину в части электропотребления как в Москве, так и в Московской области. И по структуре, и по объемам потребляемой нашими клиентами электроэнергии и мощности. Думаю, что с подобной ситуацией столкнулись многие наши коллеги из других регионов страны.
- Означает ли это, что сетевые компании более пристальное внимание должны уделять повышению собственной эффективности?
- Безусловно. Хотя для МОЭСК эта задача не нова. Повышение эффективности здесь невозможно без сокращения операционных издержек, в том числе за счет снижения потерь электроэнергии от отпуска в сеть.
По сравнению с показателями прошлого года, в 2015 году МОЭСК снизила потери при передаче более чем на 193,66 млн кВтч. Этот показатель по итогам года составит 8,55%, что также ниже прошлогоднего (8,77%).
Уровень потерь электроэнергии в сетях – один из наиболее значимых индикаторов эффективной работы сетевых компаний. Для снижения их объема мы изыскиваем новые методы, применяем самые современные системы и средства учета. В этом году была разработана комплексная программа, которая получила одобрение на совете директоров. К 2020 году против факта 2015 года мы планируем снизить потери в сетях МОЭСК на 1,3 млрд кВтч. Таким образом, уровень потерь мы сократим до 7,09%.
Если говорить о наступающем 2016 годе, мы планируем сократить потери до 6,8 млрд кВтч (минус 10,3% от ожидаемого факта 2015 года) или до 7,75% при плане отпуска в сеть 88,16 млрд кВтч. Понимаем, что этого целевого показателя добиться будет непросто.
В принципе, даже текущий уровень потерь в сетях МОЭСК является хорошим показателем для России. Например, в Санкт-Петербурге процент потерь в 2014 году составлял 9,55%. В то же время в Нью-Йорке и Лондоне этот показатель держится на уровне 6-6,5%, поэтому нам есть куда стремиться.
- За счет каких мероприятий вы планируете выполнить заявленные показатели?
- Во-первых, это будут мероприятия, направленные на повышение эффективности использования имеющегося оборудования. Кроме того, это установка новых приборов учета электроэнергии, средств компенсации реактивной мощности на объектах общества, применение автоматического регулирования систем обогрева помещений и эффективного освещения. Во-вторых, разработка комплекса организационных мероприятий, в том числе реализация пилотных проектов, включая Smart Grid.
В 2016 году возможность применения технологий интеллектуальных распредсетей (Smart Grid), включая "умную" систему учета Smart Metering, будет отработана на "пилотах" в Рузском и Можайском районах Подмосковья, а также в г.о. Щербинка на территории "новой Москвы". Цель – определить оптимальный состав технологий Smart Grid, которые способны обеспечить высокую надежность электроснабжения и максимальное снижение потерь. В случае успешной реализации проектов будет рассмотрена возможность тиражирования данного опыта в других районах электросетей МОЭСК.
Во многом снижение потерь связано и с борьбой с безучетным и бездоговорным потреблением, по сути – с воровством. Буду откровенен, это непростая сфера деятельности, которую мы активизировали в последние два года. Для выявления безучетного электропотребления с помощью автоматизированной информационной системы "КИС Баланс" определяются места небалансов электрической энергии, формируется маршрут, проводится проверка приборов учета. Находить абонентов, допускающих бездоговорное потребление, позволяет проверка своевременности заключения договоров энергоснабжения вновь присоединенных потребителей, а также анализ уведомлений энергосбытовых организаций о расторжении таких договоров. В нашей компании эта работа проходит под эгидой акции "Честный киловатт".
- В 2015 году для МОЭСК более остро встал вопрос роста дебиторской задолженности. Чем Вы можете это объяснить?
- Собираемость оплаты за транспортировку электроэнергии в целом по компании в этом году составляет 97%. При этом, действительно, у нас есть определенные сложности, связанные с ненадлежащим исполнением договорных отношений со стороны наших партнеров. Причины, как правило, имеют схожие черты. В основном, все упирается в нежелание менеджмента соблюдать платежную дисциплину или вникать в сутевые оргвопросы деятельности подведомственного ему предприятия.
Прирост просроченной дебиторской задолженности с начала 2015 года составил 2,1 млрд рублей. На 1 декабря этого года она составляла 3,22 млрд рублей. Из них 88% – это долги гарантирующих поставщиков, еще 12% – энергосбытовых компаний. Анализ ситуации показывает, что одной из причин роста задолженности является злоупотребление возможностью иметь долг перед поставщиком электроэнергии на уровне размера 1,5-2 месячного платежа. Однако с декабря 2015 года законодательство в этой сфере изменилось, усиливается ответственность за просрочку платежей. Мы рассчитываем, что с нового года уже сможем ощутить силу этого закона, который также предусматривает уплату процентов за пользование чужими денежными средствами.
В течение года мы предпринимаем все возможные способы урегулирования растущего долга: переговоры, обращения в суд, предложения различных финансовых схем реструктуризации долга, включая факторинг. Но, к сожалению, не все проблемные ситуации на сегодняшний день разрешены. Среди компаний-должников из гарантирующих поставщиков мы даже составили рейтинг самых надежных и самых недисциплинированных контрагентов, который был также опубликован в СМИ.
- Кто по итогам уходящего года остается наиболее злостным неплательщиком?
- В 2015 году одним из самых крупных системных неплательщиков стал "Обонэнергосбыт". В течение года его задолженность возросла с 300 млн руб. до 1,1 млрд руб. (по состоянию на середину декабря). С учетом значимости обслуживаемых энергосбытовой компанией объектов на территории столичного региона, урегулирование вопроса потребовало участия федеральных и региональных властей. Мы инициировали совещания на уровне министерств обороны и энергетики России. В результате совместных усилий сегодня есть определенные положительные сдвиги в части оплаты. Но окончательно вопрос пока не решен. Более того, нет четкого понимания, каким образом ситуация будет развиваться в будущем году. Безусловно, мы рассчитываем на полное погашение сложившегося долга и оплату текущих платежей.
Часть просроченной дебиторской задолженности приходится также на энергосбытовые компании Московской области. Несмотря на схожую структуру электропотребления и уровень собираемости платежей с населения, некоторые энергосбыты также недобросовестно исполняют свою часть договора в части оплаты полученной электроэнергии. В течение года трудности возникали с Ивантеевскими и Красногорскими электросетями. Суммарно их задолженность к концу года составляла почти полмиллиарда рублей. Для нас это серьезный долг, который, безусловно, сказывается на финансовом положении компании в целом. Получается, мы вынуждено вынули из оборота компании эти средства, которые необходимо чем-то компенсировать. Так как бюджет и финансирование ремонтных и инвестиционных программ МОЭСК планировались исходя из того, что эти средства будут поступать без задержек.
Мы считаем, что в случае с подмосковными компаниями, помимо желания сэкономить на заемных средствах, на рост долга влияет также непрозрачная, по крайней мере, для нас, схема распределения финансов. А это, ни что иное, как непрофессиональный менеджмент компании. Жизнь показывает, что грамотное и рациональное управление является ключевым фактором для выстраивания продуктивных отношений между контрагентами.
- Можете назвать положительный пример такой работы?
- Показательный пример – Истринский район, отличительной чертой которого до 2015 года была крайне удручающая ситуация в части оплаты услуг МОЭСК. Надо отметить, что немаловажную роль в диалоге муниципальных сбытовых компаний и энергетиков играют районные администрации. С приходом нового главы района, МУП "Объединение Истринские электросети" из хронических неплательщиков перешло в категорию надежных и исполнительных контрагентов. В рейтинге МОЭСК эта компания также по праву вошла в ТОП-3 лучших контрагентов среди сбытовых компаний.
Мы рассчитываем, что в будущем году нынешние компании-должники также последуют примеру своих коллег по району. В свою очередь, смею заверить, что энергетики также готовы к диалогу для выстраивания последующих рабочих и конструктивных отношений.