28 сентября. ИНТЕРФАКС - Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (ГМИИ им. Пушкина) провел оцифровку более тысячи картин из своей коллекции и опубликовал изображения на двух специальных сайтах.
"Оцифровка проводилась с помощью российских высоких технологий, не имеющих аналогов в мире", - сообщил на пресс-конференции в понедельник замдиректора Пушкинского музея Михаил Гурвич.
"Речь идет о более 1200 картинах, многие из которых находятся в запасниках и ранее не были доступны посетителям музея. В настоящее время созданы цифровые копии работ японской графики XVI - XX вв., британской гравюры XVIII - XIX вв. и российской гравюры XVIII - начала XIX вв. Часть этих произведений уже находится в открытом доступе в электронных каталогах на сайтах www.britishprints.ru и www.russianprints.ru.
В ближайших планах музея - оцифровка коллекций Импрессионистов.
Оцифровку проводит российская компания "Группа Эпос" по уникальной технологии. Как рассказал на пресс-конференции заместитель генерального директора "Эпоса" Владимир Определенов, уникальность технологий оцифровки заключается в том, что удается скопировать оригинал с высокой цветовой точностью. Отклонение от оригинала по цвету составляет не более 2%, отметил он. При этом соблюдаются все требования к сохранности копируемых экспонатов - небольшое световое и тепловое воздействие на произведения, ветхие документы, угасающие рукописи и редкие фотоматериалы.
Оцифровка проводится с помощью специальных камер с запатентованным электронным модулем. Копирование объектов происходит фрагментами, каждый из которых последовательно снимается. При этом объекты съемки не контактируют с движущимися частями объектива камеры, а специальные осветители холодного цвета не оказывают разрушающего воздействия на экспонаты. После проведения оцифровки фрагментарно компьютер автоматически соединяет элементы изображения в единое целое.
По словам В.Определенова, данная технология позволяет снимать до 150 объектов в день. Планируется провести оцифровку всех картин, находящихся в коллекции Пушкинского музея. По мнению В.Определенова, это может занять как минимум 5 - 10 лет.
Он также сообщил, что благодаря оцифровке художественного произведения можно будет создать так называемые электронные паспорта экспонатов. В этих электронных паспортах будет краткое описание предмета, его высокоточное изображение. По словам заместителя гендиректора компании "Эпос", с помощью этого электронного паспорта можно будет точно идентифицировать предмет и проконтролировать его передвижение - вывоз из России и ввоз обратно. Это позволит также оценить объект спустя длительный срок, например, 10 лет: насколько изменился цвет полотна, насколько оно состарилось. По словам В.Определенова, оцифровка и электронный паспорт произведения позволяют обеспечить его безопасность.
Со своей стороны, замдиректора Пушкинского музея М.Гурвич отметил, что эстетическое наслаждение от просмотра оригинала и его копии, безусловно, несравнимо, но, посетив сайт, на котором представлены произведения искусства, человек обязательно захочет увидеть картину, что называется, "вживую".
"Виртуальное пространство может сподвигнуть человека посмотреть оригинал", - сказал он.