Москва. 8 февраля. ИНТЕРФАКС - Маркетинговые договоры значительно ухудшают ситуацию на аптечном рынке, порождают рост убыточных точек и не несут особой ценности для покупателей, заявила на конференции в Сочи профессор, завкафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Роза Ягудина.
"Основной задачей маркетинговых договоров является удержание на плаву огромного количества нерентабельных аптек", - заявила Р.Ягудина.
Кроме того, она отметила "два парадокса", на которых базируются маркетинговые договора.
"В России провизор принимает окончательное решение, какой препарат будет принимать пациент, и главной задачей провизора становится генерирование прибыли, где потребности покупателя не имеют существенного значения", - добавила Р.Ягудина.
В свою очередь заместитель генерального директора Stada CIS Иван Глушков подчеркнул, что производители фармпрепаратов будут вынуждены жить и развиваться по "жестко негативному сценарию", если в ближайшие пять лет не изменится ситуация с маркетинговыми договорами.
Эксперт заявил, что в настоящий момент "маркетинговый договор в руках аптечных сетей является для крупных производителей инструментом для мягкого шантажа, для мелких – единственной возможностью попадания на полку".
По прогнозам И.Глушкова, коммерческий фармрынок ожидают два вероятных сценария развития.
"Либо максимум в течение пять лет аптечные сети "упрутся" в антимонопольные меры со стороны властей, либо правительство (с учетом выступления президента, призвавшего накануне к легализации онлайн-торговли лекарствами) будет активно развивать новые каналы и инструменты продаж, что приведет к изменению структуры рынка", - отметил эксперт.