Москва / Новости 26 сентября 2019 г. 10:24

"Мосводоканал" издал мемуары барона Дельвига, построившего московский водопровод

Москва. 26 сентября. ИНТЕРФАКС-ЦЕНТР – Вышло в свет двухтомное издание мемуаров барона Андрея Дельвига, построившего московский водопровод и множество других инженерных объектов в середине XIX века.

"Андрей Иванович Дельвиг сделал фантастическую карьеру, начав прапорщиком и закончив инженер-генералом, что соответствует второму классу табели о рангах Российской империи. Воспоминания охватывают период около 50 лет, с 20-х по 70-е годы XIX века", - рассказал на посвященной выходу мемуаров пресс-конференции составитель издания, потомок инженера Алексей Дельвиг.

Он заметил, что мемуары барона Дельвига издавались в царской России в 1913 году и уже после революции в 1930-м. В обоих случаях текст рукописи, которая сейчас хранится в Российской государственной библиотеке, был сильно сокращен. Уникальность нового издания – в том, что впервые мемуары изданы полностью, и не сокращены ни царскими, ни советскими цензорами.

Директор музея воды АО "Мосводоканал" Оксана Божнева рассказала о значении фигуры Дельвига для развития водопроводного дела в Москве. Барон в 1852 году получил должность начальника московского водопровода, на которой занимался реализацией многих важнейших проектов в этой сфере: в частности, ремонтом мытищинского водопровода (вода в XIX веке поступала в город из Мытищ), проведением водопровода в Кремль, жилые дома, проектированием водопроводов с системой насосов вместо самотечных.

"Деревянная Москва часто горела, и пожарные были очень благодарны Дельвигу за создание в городе 15 пожарных колодцев для забора воды", - заметила Божнева.

Под руководством барона создавались водопроводы в Новочеркасске, Одессе и Нижнем Новгороде, где он работал несколько лет. В 1857 году он создал руководство по устройству водопроводов – первый учебник для отрасли.

Помимо водопроводного дела, барон Дельвинг занимался строительством железных дорог, построив более 11 тыс. верст обычных дорог, мостов, набережных и мостовых. Под его руководством были построены и отремонтированы комплексы зданий в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах.

"Мемуары связаны не только с профессиональной деятельностью Дельвига. В них прорываются интересные наблюдения, нередко смешные. Например, он описывает свою жизнь в студенчестве: говорит, что посещал своего друга барона Витгенштейна, и у того был в услужении латыш и был пудель. Спали они все втроем в одной кровати, причем по уму и чистоплотности первым был пудель, потом латыш и только потом барон на последнем месте. В такой же манере он пишет о своих сослуживцах и даже об императоре. Император Александр II приказал подряды на строительство железных дорог отдать определенным людям. Барон отказался и потерял должность, он был в то время исполняющим обязанности министра путей сообщения. И, тем не менее, его вклад в создание дорог был настолько велик, что через два года император распорядился назвать его именем железнодорожное училище", - рассказал Алексей Дельвиг. Он отметил, что в своих мемуарах барон упоминает предлагавшиеся ему подрядчиками откаты, которые в то время назывались “балластом” и составляли 10%.

По его словам, в мемуарах упоминается около 3 тыс. людей, с которыми Андрей Дельвиг сталкивался в жизни. Немало страниц посвящены известным современникам барона. Например, Александру Сергеевичу Пушкину, с которым Дельвиг познакомился через двоюродного брата Антона, учившегося с Пушкиным в Царскосельском лицее. Старший брат барона Александр также был близок к пушкинскому кружку.

Алексей Дельвиг поблагодарил "Мосводоканал" за поддержку издания воспоминаний своего предка и памяти об инженерах, работавших на московском водопроводе.