Москва. 6 июля. ИНТЕРФАКС – Участники круглого стола "Климатическая повестка G20 как фактор риска для экономики России", прошедшего в четверг в Москве, неоднозначно оценили возможную ратификацию Россией Парижского климатического соглашения.
"Правила игры в климатической политике уже складываются не в пользу нашей страны. Возникает вопрос целесообразности российского участия в подобного рода процессах, тем более в условиях того санкционного давления, которое испытывает на себе наша страна. До снятия санкций в ратификации соглашения нет никакой логики", - заявил генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов.
По его мнению, в нынешнем санкционном режиме развивать альтернативную энергетику в России экономически неэффективно. "В условиях недостатка инвестиционных ресурсов внутри страны надежды возлагаются на привлечение внешнего финансирования. Однако из-за санкций Россия оказалась в значительной степени отрезана от глобальных источников "зеленых" инвестиций", - сказал К.Симонов.
Он также отметил, что основное острие "борьбы за климат" оказалось направлено на введение жестких ограничений для производителей и потребителей традиционных видов энергоносителей. Не менее губительным, по его мнению, фактором для российской экономики станет введение "платы за углерод".
"Плата за углерод" приведет к резкому росту инфляции, что ударит по наименее социально защищенным слоям населения России. Цена на электроэнергию в России может вырасти более чем в два раза", - добавил К.Симонов.
Согласно материалам доклада, подготовленного ФНЭБ, тяжелый удар будет нанесен угольной генерации и, как следствие, добыче угля. Кроме того, дополнительное фискальное бремя для предприятий и граждан усугубит экономические проблемы и приведет к снижению потребительского спроса, ухудшению финансового положения компаний, росту безработицы и бедности.
В свою очередь руководитель рабочей группы по экологии экспертного совета при правительстве РФ Рашид Исмаилов отметил необходимость тщательного анализа всех рисков, связанных с принятием и исполнением условий климатического соглашения.
"Надо обязательно смотреть, как будут меняться тарифы, как это отразится на населении, каким рискам будут подвержены предприятия, работающие на экспорт, добывающие предприятия", - сказал он.
Кроме того, по мнению Р.Исмаилова, необходимо учитывать поглощающую способность лесов России, площадь которых составляет около четверти мировых массивов.
"Ввод в России углеродного сбора в размере $15 за тонну эквивалента СО2 потребует ежегодных выплат в размере $42 млрд, что соответствует 2,56 – 3,29 трлн рублей. А это, в свою очередь, составляет 3,2 – 4,1% ВВП за 2015 год, 19 - 25% доходов федерального бюджета за 2016 год или 35 - 45% суммарного объема резервного фонда и фонда национального благосостояния», - заявил член президиума Академии геополитических проблем Владимир Павленко.
Он также добавил, что в случае повышении ставки до $35 объем выплат составит 7,5 - 9,6% ВВП, а компании энергетического сектора будут вынуждены нести дополнительные расходы в размере до 75% выручки.
По мнению руководителя Независимого центра комплексной оценки экологической, энергетической и экономической эффективности ЭВОС Виктора Потапова, отказавшись от участия в Парижском соглашении, Россия может понести имиджевые потери.
"Тем не менее, мы должны выработать собственную позицию в данном вопросе. На данный момент у России нет в этом вопросе собственных приоритетов", - сказал В.Потапов.
По мнению эксперта, для сохранения экологической и экономической безопасности России, в частности, необходимо создать научно обоснованную методологию учета объемов эмиссии и поглощения парниковых газов.
Заседание саммита G20 состоится 7-8 июля в Гамбурге. В ходе заседания участники саммита обсудят тему изменения климата, переход к низкоуглеродной экономике, а также вопрос повсеместного внедрения "платы за углерод".