Москва. 15 ноября. ИНТЕРФАКС - Правовое управление Госдумы вернуло авторам законопроект, который вновь придает госгарантиям по кредитам статус безотзывных, управление заявляет о необходимости получения заключения правительства РФ.
Законопроект (N206487-8) был внесен в Госдуму в начале октября главой думского комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым и сенатором Николаем Журавлевым. Принятие законопроекта позволит привлекать кредиты в экономические проекты, имеющие общегосударственное значение, на лучших для заемщиков условиях и в более значительных объемах, говорилось в пояснительной записке.
Как отмечается в ответе правового управления Госдумы на законопроект, предоставление госгарантий осуществляется на основании федерального закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в котором должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных гарантий. Поправки, возвращающие безотзывность госгарантий, могут повлечь изменение финансовых обязательств государства, закрепленных в законе о бюджете, что является основанием для получения на законопроект заключения правительства, говорится в ответе управления. Комитет по бюджету и налогам вернул законопроект авторам поправок, так как он нарушает требования части 3 статьи 104 Конституции РФ и статьи 105 регламента Госдумы (отсутствует заключение правительства).
"Очевидно, нам надо разобраться и с государственными гарантиями, поскольку они фактически являются отзывными. Мы уже несколько раз инициировали законопроекты, направленные на то, чтобы госгарантии были безотзывными и безусловными, но при этом правительство нам, опираясь на мнение Минфина, постоянно шлет отрицательный отзыв. Вот в последний раз мы внесли с коллегами такой законопроект, опять получили отрицательный отзыв, хотя Центральный банк вроде бы поддерживает эту идею, и Минэкономразвития поддерживает. Минфин, к сожалению, занимает другую позицию. Нам надо быстрее с этим разобраться, потому что, если не будет госгарантий по приоритетным проектам, в том числе, проектам, где обязательно нам надо реализовать производство необходимой для страны продукции, то, очевидно, здесь должна быть госгарантия, и банки должны понимать, что она - безусловная и безотзывная", - заявил во вторник Аксаков в ходе пленарного заседания Госдумы с участием главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной.
Глава ЦБ, в свою очередь, заявила, что инструмент госгарантий необходим под новые инвестпроекты.
"Я даже очень рада, что все, практически, фракции поднимали этот вопрос, что госгарантии могут стать таким инструментом, поддерживающим инвестиции. (...) Просто госгарантии должны работать на новые инвестиционные проекты, а не на заведомо убыточные, по которым Минфин их не хочет давать. Заведомо убыточные проекты требуют субсидий, капитальных грантов и так далее. Но госгарантии, конечно, нужны", - сказала она.
До 2020 года госгарантия могла быть как безотзывной, так и отзывной. Новая норма Бюджетного кодекса, вступившая в силу с 1 января 2020 г., оставила только один вид гарантии - отзывный. Государство получало право отозвать свои гарантии при выявлении недостаточности обеспечения, несоответствия обеспечения требованиям закона и нормативных актов, а также при выявлении аналогичных обстоятельств у третьего лица, предоставившего обеспечение. Заемщик в этом случае обязан был решить возникшие финансовые проблемы, а до этого действие гарантии приостанавливалось.
"Отзывность" госгарантий стала проблемой для банков, которые потеряли возможность использовать этот инструмент для снижения резервов по кредитам. Глава ВТБ Андрей Костин в 2020 году отмечал, что поправки в Бюджетный кодекс РФ "убивают" этот механизм господдержки, банк больше не будет принимать во внимание госгарантии при выдаче кредитов.
После обсуждения с банковским сообществом и Минфином в Бюджетный кодекс были внесены компромиссные поправки, ограничивающие число случаев, когда гарант может отозвать выданную гарантию. Согласно закону, случаев отзыва гарантии будет два: изменение условий основного обязательства без письменного согласия гаранта и нецелевое использование кредита. Однако и эти поправки не до конца решили проблему банков, так как не учитывали уже выданные гарантии.
Вопрос "отзывности" госгарантий поднял в сентябре этого года министр экономического развития Максим Решетников. "Мы ведем очень непростой диалог с Минфином по поводу реформирования механизма государственных гарантий - все-таки вернуть их безотзывность, чтобы Центральный банк признал их действительно как гарантии. Потому что на сегодняшний момент поручительствам ВЭБа, финансовой системе доверия больше, чем государственным гарантиям, хотя это инструмент развития", - заявил Решетников.