Москва / Новости 24 сентября 2009 г. 13:54

Все больше выпускников, их учителей и родителей склоняются в пользу ЕГЭ - опрос

24 сентября. ИНТЕРФАКС - Замена традиционных выпускных экзаменов в школах и вступительных испытаний в вузах на Единый государственный экзамен находит все большее одобрение как среди выпускников и их родителей, так и среди школьных педагогов, констатируют социологи.

"Две волны исследования наглядно свидетельствуют об увеличении количества учителей, выпускников школ и их родителей позитивно относящихся к ЕГЭ. С июня по август число сторонников нововведения среди учителей увеличилось с 54 до 58%. Аналогичная тенденция наблюдается и в других целевых группах", - сообщили "Интерфаксу" во ВЦИОМ по результатам масштабных исследований, проведенных среди целевых групп как в июне - после сдачи выпускниками обязательных ЕГЭ по русскому языку и математике, так и в августе - после зачисления в вузы. Также в конце июня ВЦИОМ провел инициативный опрос всех групп населения в 140 населенных пунктах в 42 регионах РФ.

Как показал опрос, уровень одобрения ЕГЭ вырос и среди выпускников - с 39% до 44%. Число родителей, одобряющих ЕГЭ, также выросло - с 37% до 43%.

Социологи обратили внимание, что учителя, старшеклассники и их родители обладают гораздо большим объемом объективной информации о данной форме оценки знаний, нежели население страны в целом. Причем в ходе сдачи экзамена и подачи его результатов в приемные комиссии вузов, уровень информированности еще более вырос. Так, родители стали чаще воспринимать ЕГЭ как совмещенный выпускной и вступительный экзамен (71% против 66%), учителя - как форму выпускного экзамена (30% против 25%), а ученики - как государственную аттестацию (25% против 18%) и как итоговую аттестацию (24% против 18%).

Замену вступительных экзаменов в вузы поступлением в них по результатам ЕГЭ одобряет абсолютное большинство представителей целевых групп: 63% родителей, 70% учителей и 71% выпускников, - в то время как среди населения в целом таковых лишь треть (31%).

Как свидетельствуют данные исследования, большинство учеников, родителей и учителей уверены: легче сдавать ЕГЭ, чем выпускные и вступительные экзамены по отдельности. Причем, по сравнению с июнем, в августе убежденность в этом возросла, главным образом, у учителей (с 66 до 75%) и родителей выпускников (с 56 до 63%).

"Если говорить в целом, положительные изменения, связанные с переходом на ЕГЭ, более очевидны для самих выпускников, их родителей и учителей", - отметили во ВЦИОМ.

В числе достоинств ЕГЭ около половины (49-51%) представителей целевых групп назвали упрощение поступления в вуз, тогда как среди населения в целом такое мнение высказали только 22% респондентов. В том, что ЕГЭ дает возможность одаренным ученикам из регионов поступить в престижные вузы страны, уверен каждый второй учитель - 48% (по данным общероссийского опроса этот показатель составляет 18%). На уменьшение коррупции указывают только 16% россиян, при этом среди выпускников, их родителей и учителей этот показатель, как и прежде, составляет 27-29%. Если говорить о динамике внутри целевых групп, то выпускники стали чаще указывать на снижение субъективности в оценках знаний учеников и абитуриентов (27% против 18% соответственно).

Мнение населения в целом и представителей целевых аудиторий о недостатках, связанных с переходом на ЕГЭ, различается. В то время как население в целом считает главным "минусом" ЕГЭ формальную проверку знаний учащихся (29%) и потерю традиций российской школой (28%), в самих целевых группах на первом плане - снижение возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся (48-62% против 20% по выборке в целом).

Социологи также обратили внимание, что выпускники, их учителя и родители менее склонны указывать на ухудшение качества подготовки учащихся, нежели респонденты по всей России, и на усиление различий между вузами с точки зрения учащихся (9-13% в целевых группах против 21% по общероссийской выборке). Внутри целевых групп значительных подвижек по оценке минусов, вызванных переходом на ЕГЭ, не произошло (между двумя волнами исследования), за исключением изменившегося мнения родителей о роли учителя в данном процессе (о снижении роли учителя теперь говорят 31% преподавателей, по сравнению с 21% в июне).

Абсолютное число опрошенных абитуриентов и их родителей ответили, что они (или их дети), сдав ЕГЭ, поступили именно в тот вуз, в который хотели (75% и 78% соответственно). 7% выпускников поступили, по их оценкам, в более солидный вуз, чем они изначально рассчитывали. Поступили в другой вуз, аналогичный тому, в который планировали, 8% бывших школьников. Этим показателям соответствует и процент удовлетворенных результатами поступления - 82% среди учащихся и 80% среди родителей.