Москва. 12 июля. ИНТЕРФАКС – Президент Российской федерации серфинга, многократный чемпион России Сергей Расшиваев рассказал корреспонденту "Интерфакс" Дмитрию Кириловскому о развитии серфинга в России, перспективах россиян на Олимпиаде и вероятности приглашения звезд серфинга в национальную команду.
- Сергей, что сейчас представляет из себя серфинг-культура в России?
- Российский серфинг на данный момент уже не местечковое явление или андеграунд-тусовка, это достаточно широкое сообщество людей, россияне серфят заграницей и в России, практические везде, где можно это делать, сформировалось свое сообщество или субкультура, если хотите, и она активно развивается.
Все, это происходит на фоне официального признания серфинга МОК, а также поддержки со стороны Минспорта РФ, это новый виток, что приводит к тому, что людей, увлекающихся нашим видом спорта, становится все больше, количество учеников в школах страны увеличивается, что дает возможность отследить темпы развития нашего вида спорта мы пока не можем. Да и самих школ, обучающих серфингу, становится все больше.
Цифрами оперировать мне сейчас трудно, однако, как я знаю, более сотни тысяч россиян следят за нашими соревнованиями в интернете, я был удивлен, думал, что все намного хуже. Конечно, о миллионах увлекающихся серфингом пока речи не идет, но мы приблизились к тому, что людей, заинтересованных серфингом, больше ста тысяч.
- Перспективы неплохие, но какие проблемы стоят на пути к их достижению?
- У нас основная проблема – финансовая. Даже если нам удается найти какие-то деньги на конкретный шаг, например, на сборную, то средств на операционную работу мы пока еще не привлекли. Есть спонсоры и партнеры каких-то конкретных активностей, но в целом федерации нужен сильный коммерческий партнер. Минспорт, конечно, выделяет деньги на конкретные нужды со следующего года. Но мы пока даже не закончили работу над всеми необходимыми документами, поэтому что-то требовать от Минспорта мы ничего не можем.
Нам никто не вставляет палки в колеса, все помогают, государство делает все для нас, не успели серфинг включить в число олимпийских дисциплин, а государство начало проявлять к нам интерес и пытаться подтянуть нас. Но это все должно регулироваться документами, а у нас все создается с нуля. Думаю, что все это рано или поздно все наши усилия приведут увенчаются успехом, у Минспорта и у федерации есть понимание, партнеры рано или поздно подтянутся, когда увидят, что у нас все на серьезном уровне.
- После включения серфинга (шортборд) в программу Олимпийских игр 2020 года сформированы ли задачи для российской команды?
- Наша задача сейчас – квалифицироваться на Олимпиаду. В следующем году пройдет первый чемпионат мира, результаты которого пойдут в зачет квалификации, посмотрим сколько приедет стран, ведь многие ранее не показывали себя, удивительно, но серф-культура развита в таких странах, как Сенегал, Израиль и много где еще.
Мы пытаемся готовиться, но здесь и сейчас мы – неконкурентоспособны, не можем претендовать на призы или на попадание в десятку, но мы делаем все, чтобы развиваться и двигаться, время то еще есть.
- Как и где проходят тренировочные сборы?
- Мы в этом году уже провели три сбора национальной команды: на Бали, в Англии, где есть бассейн с искусственной волной, и во Франции, на той площадке, где проходил чемпионат мира. Это был первый раз, когда тренировка не была отдана спортсмену на откуп лично, а когда все прошло централизовано, с тренером, с программой, каждый член сборной после сборов уезжал с домашним заданием и у него была ответственность.
- Кто сейчас работает с национальной командой?
- Сейчас с командой работает известный костариканский тренер Диего Нараньхо, он один из лучших в том регионе, он имеет большой опыт, много тренировал молодежь, кстати, сам является действующим спортсменом. У нас с была договоренность на один год ,потом мы будем думать о том, продолжать ли сотрудничество с ним или может будем искать другого тренера. Вопрос в разных подходах к тренировочному процессу, в зависимости от того, какой путь мы выберем, мы будем выбирать и тренера.
Скорее всего это будет несколько специалистов, точно не будет такого, что за все отвечает один человек. Как и в любом другом виде спорта у нас будет главный тренер, который будет принимать принципиальные решения и технический тренер, например, такой как Диего. Есть еще множество других аспектов, которые тоже надо тренировать и ими заниматься. Конечно, это в идеале.
Тренерский штаб будет сформирован в конце этого года, мы будем прорабатывать этот вопрос и смотреть, получиться ли совместить наши желания с нашими возможностями.
- Что еще необходимо спорстменам-серфингистам для подготовки к крупным турнирам, в частности Олимпийским играм?
- Мне лично кажется, что главная возможность для России – привлечение наших общеспортивных знаний, так как к серфингу, как к спорту, пока отношения мало. Среди спортсменов, входящих в Топ-34, которые участвуют в элитных коммерческих соревнованиях, не у всех есть тренеры, ни у кого нет персонального терапевта, массажиста или диетолога. Они пользуются услугами этих специалистов время от времени, но нет такого, как, например, в теннисе, где у крупных спортсменов есть штабы специалистов, которые готовят их психологически и физически, всегда находятся рядом с ними. Если мы это подключим, то привнесем что-то новое в серфинг, это наш шанс догнать и перегнать ведущие страны в этом виде спорта.
- Как Вы относитесь к приглашению иностранных звезд? Ведь подобная практика уже приносила свои плоды в России, в частности, в шорт-треке или сноуборде.
- Пока не планируем приглашать иностранных звезд, лично у меня, как у руководителя федерации, нет желания выиграть медаль, выжать из этого приглашенного спортсмена по максимуму, а потом он бы ушел. Я бы хотел, чтобы все развивалось гармонично и постепенно, пусть мы не добьемся результата быстро, но это будет наш уровень, наши результаты, наши люди.
Если мы привезем зарубежную звезду, то мы не изменим систему. Да, есть хороший пример с шорт-треком (приглашение корейца Виктора Ана, который принес России на ОИ-2014 три "золота" и "бронзу" – ИФ), там есть медали, это случилось, но на развитие индустрии это повлияло косвенно. Конечно, если это произойдет искусственным образом, например, натурализовался человек, то ни в коем случае нельзя чинить препятствий, но я против того, чтобы искусственно завышать результаты, я за то, чтобы создать систему, чтобы она работала, чтобы нам было действительно не стыдно сказать, что у нас есть серф-индустрия, а не просто констатировать, что в 2020 году нас была олимпийская медаль.
Чемпионат Bulli Surf Cup и фестиваль сёрф-культуры Locals Only пройдет в Калининграде (15 - 30 июля), Санкт-Петербурге (15-27 августа) и в Сочи (15 сентября - 1 октября).