Метро, тоннели, эстакады и даже театры и спортивные сооружения – все это возводит в Москве АО "Мосинжпроект". Строить качественно и сдавать объекты в установленные сроки – главный принцип компании. О том, что является залогом ее достижений, "Интерфаксу" рассказал председатель Совета директоров АО "Мосинжпроект" Александр Горностаев.
- Александр Васильевич, как бы вы могли объяснить, что такое "Мосинжпроект" сейчас?
- "Мосинжпроект" – это многоцелевая и многопрофильная организация, выполняющая функции как инжиниринговой компании, так и девелоперской. Мы не только проектируем и ведем строительно-монтажные работы, но и исполняем функции заказчика, привлекаем инвестиции, занимаемся реализацией объектов на рынке недвижимости.
"Мосинжпроект" – одна из крупнейших компаний не только в России, но и Европе. А если оценивать по видам и объемам производимых работ и реализованным проектам за последние годы, то сегодня наша компания считается одной из лучших в стране.
Москва активно развивается, в городе возводятся сотни объектов, в том числе инфраструктурных, и многие из них находятся в зоне ответственности «Мосинжпроекта». Поскольку компания полностью принадлежит правительству Москвы, то и задачи, которые ставятся перед компанией городскими властями, являются исключительно важными для развития столицы и должны быть выполнены в установленные сроки с максимальным результатом.
- Как организовано взаимодействие подразделений, которые сейчас входят в "Мосинжпроект"?
- Группа компаний «Мосинжпроект» – это вертикальноинтегрированная инжиниринговая организация, которая состоит из трех горизонтальных блоков с входящими в них дочерними организациями.
Это градостроительство и проектирование, инженерно-строительный блок, а также инвестиции и девелопмент. Каждый из блоков имеет свой стратегический план развития, миссию, цели и задачи, целевые показатели, утвержденные Советом директоров.
- Девелоперский блок в компании начал создаваться с 2015 года, что удалось сделать за это время?
- Создание сети транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) в настоящее время находится в числе приоритетных задач правительства Москвы, именно поэтому для успешного ее решения АО "Мосинжпроект", являясь одним из участников программы развития ТПУ, создал девелоперское подразделение, перед которым была поставлена главная задача – строительство и развитие транспортно-пересадочных узлов на базе новых станций метро.
В результате мы не только реализуем важную городскую программу, но и получили возможность заниматься реинвестициями. То есть те средства, которые "Мосинжпроект" получает от реализации объектов, вкладываются в новые проекты. По всему городу сейчас активно строятся ТПУ, в будущем они станут важной частью транспортной системы столицы и новыми точками притяжения, поскольку неизбежно будут "прирастать" жилыми и коммерческими площадями, стимулируя развитие прилегающих территорий.
- Компания является многопрофильной, то есть занимается достаточно широким спектром задач, возводя разные объекты. Как удается поддерживать высокий уровень в столь разных проектах?
- На мой взгляд, главный секрет успеха – вовлеченность компании в решение задач, стоящих перед городом. Для успешной реализации стоящих перед городом задач несколько лет назад было принято решение создать на базе старейшего городского проектного института, в свое время также занимавшегося знаковыми для Москвы проектами, вертикально интегрированный холдинг, который бы приступил к реализации самых актуальных городских проектов, что называется, "под ключ".
Например, реконструкцию Большой спортивной арены в Лужниках контролировали не только городские власти, но и, в первую очередь, представители FIFA. Весь проект реконструкции выполнялся строго по рекомендациям этой международной организации. Это было крайне ответственно, и поддержка со стороны городских властей сыграла свою положительную роль.
Или, к примеру, проекты по развитию транспортной инфраструктуры. Не секрет, что в Москве площадь дорог по отношению ко всей площади города в несколько раз ниже, чем в развитых странах. В городе сложилось катастрофическое положение с транспортом. Тут нужно было действовать быстро и четко. В результате мы видим, что каждый год в городе вводятся десятки километров новых дорог, мостов, эстакад и развязок. Город едет, хотя количество автомобилей постоянно увеличивается.
Хочется подчеркнуть, что при осуществлении приоритетных задач, стоящих сегодня перед «Мосинжпроектом», у нас есть ряд несомненных конкурентных преимуществ. Это и гарантированный заказ, и финансовые ресурсы, и уникальные компетенции. Только за последние шесть лет наша Группа компаний приобрела опыт, которого по некоторым направлениям нет ни у кого в стране. По метро и градостроительному развитию с нами в мире, пожалуй, могут конкурировать только китайские компании.
Реализуя программу строительства метро, введя в эксплуатацию "Лужники" и "Зарядье", мы показали, что являемся надежным партнером и можем воплощать в жизнь проекты любого масштаба и сложности.
- Какой самый сложный проект вы реализуете сейчас?
- Самый сложный, но и, несомненно, самый важный для города проект, которым мы занимаемся в настоящее время, это, конечно, строительство метрополитена. Строить под землей вообще не просто, а особенно в мегаполисе. Прокладка линий подземки в уже сложившейся плотной городской застройке – крайне сложная и ответственная задача.
В ходе работ по строительству метрополитена в зонах проходки тоннелей и на территориях возведения станций мы сталкиваемся с огромным количеством коммуникаций, которые необходимо перекладывать или переносить, со слабыми и обводненными грунтами, которые нужно укреплять и замораживать. Бывает, что возникают трудности с отведением территорий под стройплощадку. То есть еще до начала строительства объекта необходимо затратить огромное количество времени и ресурсов.
Но трудности нас не только не пугают, но даже мотивируют на свершения. Как известно, нынешний год объявлен мэром годом строительства метро. Перед «Мосинжпроектом» стоит задача построить порядка 20 станций. Это очень большой объем, таких задач перед метростроевцами не стояло никогда. Но мы уверены, что сможем выполнить намеченные планы. Напомню, что с начала этого года уже открыты для пассажиров 15 станций, а также построены 2 новых депо для обслуживания поездов метро.
- Был в Москве период, когда строительство метро практически не велось. Это объясняли сложным экономическим положением. А как сегодня складывается ситуация в московском градостроительстве?
- Программа развития города, реализуемая мэром Москвы Сергеем Собяниным и его командой, уже сегодня показывает, что только при больших вложениях в инфраструктуру города, в том числе и транспортную, возможен экономический рост и дальнейшее развитие. Я, как бывший руководитель строительного комплекса Московской области, могу сказать, что столько бюджетных средств, сколько вкладывается в строительство инфраструктурных объектов в Москве, не вкладывается нигде. И это, прежде всего, заслуга руководства города – правильно распределить бюджетные средства, для того чтобы, используя их максимально эффективно, создавать комфортные условия проживания горожан.
Мэр во многом работает на опережение. Ведь некоторые районы, куда приходит метрополитен, еще не до конца заселены. Но зная, что количество жителей на этой территории будет расти, мы уже ведем туда линии метро, создаем дорожную сеть. То есть, сначала создается транспортный каркас, потенциальные точки притяжения и роста, куда потом приходят инвестиции, строится жилье и создаются рабочие места.
Москва формируется, Москва разрастается – с учетом новой Москвы, с учетом реновации. Ведь что такое реновация? Это же не просто снос пятиэтажек и возведение на их месте других, более высоких домов. Под реновацией понимается создание новой городской среды, куда входит строительство стоянок, инженерных сетей, социальных объектов.
Поэтому, на мой взгляд, в Москве все достаточно скоординировано, и все подходы к реализации наиболее важных вопросов, касающихся горожан, сбалансированы.
- Глядя на объемы строительства в Москве, на все эти дома, стадионы, дороги, некоторые говорят, что, дескать, сколько можно строить? Вы согласны с этой точкой зрения?
- Я бы назвал это не более чем обывательскими разговорами. Сегодня многие региональные и областные центры были бы рады столько строить, столько созидать на своей территории. Вообще, надо сказать, что любой город развивается бесконечно. Он не может останавливаться на каких-то пределах. Всегда чего-то не хватает, что-то нужно еще построить. Это логика развития живого города.
В городе, который переживает этап динамичного развития, который стремится стать одним из самых лучших мегаполисов планеты, всегда будет нехватка тех или иных объектов. Именно поэтому постоянно нужны инфраструктурные проекты, нельзя прекращать строительство школ, больниц, детских садов, объектов спорта.
- Расскажите про проекты, к которым «Мосинжпроект» готов приступить в ближайшее время?
- Мы рассчитываем на то, что до 2025 года в качестве приоритетного проекта компания будет заниматься строительством метро. Кроме того, в городе разворачивается работа по реновации, где мы тоже планируем принимать участие. Скорее всего, в этих проектах будут участвовать наши проектное и девелоперское подразделения. Надеюсь также, что мы сможем применить уникальный опыт, приобретенный при создании наших мегапроектов – "Лужников" и "Зарядья", на строительстве других гражданских объектов столицы.
- Планирует ли "Мосинжпроект" выходить на другие рынки в другие регионы либо на международный уровень?
- Пока объемы и задачи, которые стоят перед нами, отодвигают все планы по освоению новых рынков на отдаленную перспективу. Мы работаем на территории Москвы, и работы здесь достаточно. Я думаю, что в ближайшие годы мы будем ей полностью загружены.