Председатель ТАР, первый зам гендиректора "Мосинжпроект" К. Матвеев: "Развитие подземного пространства — современный тренд"

Председатель ТАР, первый зам гендиректора "Мосинжпроект" К. Матвеев: "Развитие подземного пространства — современный тренд"
Фото пресс-службы Мосинжпроект

В России с каждым годом укрепляется тенденция к развитию подземного городского пространства. Объекты подземного строительства становятся самыми знаковыми не только в Москве, но и в других крупных городах. Строительство метро и новых тоннелей позволяет освободить дефицитные территории и улучшить состояние городской среды, не навредив при этом экологии. О состоянии тоннельной отрасли в России и развитии подземной инфраструктуры рассказал "Интерфаксу" председатель правления Тоннельной ассоциации России (ТАР), первый заместитель генерального директора инжинирингового холдинга Москвы "Мосинжпроект" Константин Матвеев.

- Константин Николаевич, вы недавно возглавили Тоннельную Ассоциацию России. Какие задачи стоят перед ней сегодня?

- В первую очередь это, конечно, популяризация тоннельного строительства и консолидация деятельности членов организации по продвижению их интересов, в том числе, за счет экспертного сопровождения проектов. Кроме того, мы напрямую работаем с нормативно-технической базой, предлагаем законодательно ввести положения, определяющие обязательную организацию научно-технического сопровождения строительства объектов метро и тоннелей.

Наконец, мы сейчас развиваем образовательную функцию, регулярно информируя наших членов о современных трендах тоннельного строительства.

- Есть ли у крупных российских городов перспективы по развитию подземной транспортной инфраструктуры?

- Сегодня в России наблюдается тренд на строительство инженерных сооружений над уровнем земли — эстакад, путепроводов и мостов, даже в городах с плотной городской застройкой. И, тем не менее, тоннельное строительство имеет конкурентные преимущества, такие как возможность точно определить срок выполнения и стоимость работ, минимальные отклонения от первоначального проекта. Но самое главное преимущество — низкая экологическая нагрузка, что сейчас очень востребовано обществом. Развитие подземного пространства — это, однозначно, международный тренд. Задача Тоннельной Ассоциации — обеспечить его грамотной экспертной и юридической поддержкой в России.

- Подземное строительство сейчас ведется во многих странах мира, происходит ли обмен наработками и информацией в этой сфере в международном сообществе?

- Конечно. Тоннельная ассоциации России входит в состав Международной ассоциации тоннелестроения и освоения подземного пространства (ITA) и является ее активным участником. Наши специалисты работают в ряде комитетов Международной ассоциации и участвуют в разработке нормативно-технической документации, которая позже внедряется в тоннельное строительство по всему миру. Также эксперты ТАР регулярно выступают с докладами на конференциях, проводимых международной ассоциацией. Иностранные специалисты проявляют интерес к нашему опыту.

- Как оцениваете развитие тоннельной отрасли в мире и в России?

- По объему строительства тоннелей на первом месте сейчас, конечно же, Китай. Глобальная программа развития метрополитена, которая сегодня у них одновременно развернута в 16 мегаполисах, становится локомотивом, движущим всё тоннельное строительство в азиатском регионе.

В России сейчас тоже есть отдельные знаковые проекты. Прежде всего, выделю программу строительства метрополитена в Москве, реализацией которой занят инжиниринговый холдинг "Мосинжпроект". Масштаб и темпы программы, принятой правительством столицы до 2023 года, превосходят только китайцы. Например, одна только Большая кольцевая линия московского метро, протяженность которой 70 км, станет самой длинной кольцевой веткой в мире.

Программы развития метрополитена также приняты и в Санкт-Петербурге и Казани. Они вносят существенный вклад в развитие подземного пространства, несмотря на то, что их объемы значительно меньше московского.

- Программа развития московского метро является самой масштабной в России. Принимают ли в ней участие международные специалисты?

- В программе участвуют компании со всей страны, созданы совместные предприятия со странами СНГ и даже с китайской компанией. Когда московские власти выбрали "Мосинжпроект" единым оператором программы развития столичной подземки, мы внимательно изучили состояние отрасли в СНГ, так как масштаб требовал консолидации всех возможных ресурсов. Тогда мы пригласили к участию в строительстве метро компании из Азербайджана и Белоруссии, которые сохранили советский опыт и производственную базу.

На определенном этапе программе развития московского метро потребовался опыт иностранных экспертов. Еще на старте "Мосинжпроект" привлек к проектированию инженеров испанской Bustren, которые помогли нам с применением так называемой мадридской технологии.

Также в прошлом году успешно завершились переговоры с китайской CRCC. Специалисты этой компании имеют колоссальный опыт не только в Поднебесной, но и успешно работают по всему миру, обладая мощной производственной базой. Например, CRCC по лицензии немецкой Herrenknecht собирает у себя тоннелепроходческие комплексы, 5 таких комплексов они привезли с собой в Москву. Китайские строители только начинают полноценную работу.

- Московские власти периодически поднимают вопрос нехватки специалистов для реализации её масштабных градостроительных программ. Что предпринимает ТАР, чтобы удовлетворить "кадровый голод"?

- Тоннельная Ассоциация, объединяя все крупнейшие компании страны, направляет свои значительные ресурсы на подготовку специалистов. Но я могу сказать, что острой ситуация является только в Москве: на строительстве подземки заняты порядка 60 тыс. человек, в одном "Мосинжпроекте" сейчас работает более 11 тыс. специалистов. В целом же по стране катастрофического кадрового дефицита не наблюдается, так как в регионах не было такого взрывного роста государственного заказа.

Вообще, тоннельная отрасль очень специфическая и требует особой подготовки специалистов. Сейчас в стране около 10 ВУЗов готовят профильных специалистов: в среднем они выпускают порядка 150 человек в год.

Сегодня совместно с членами Ассоциации мы пытаемся оценить перспективы занятости и организовать на базе ТАР прямое эффективное взаимодействие между студентами и потенциальными работодателями. Это позволит студентам не только пройти качественную практику в реальных условиях, но и сформировать понимание работы в тоннельном строительстве.