Москва / Точка зрения 13 сентября 2018 г. 13:04

Безопасность перевозок зависит от скоординированных действий всех участников этого процесса

Interfax-Russia.ru – 268 ДТП произошло в РФ с начала года по вине нетрезвых водителей автобусов и грузовиков. По мнению ГИБДД, предрейсовый медосмотр водителей помог бы избежать большинства трагедий.

Безопасность перевозок зависит от скоординированных действий всех участников этого процесса
© РИА Новости. Максим Богодвид

От состояния здоровья водителя, который перевозит пассажиров и грузы, зависит как безопасность самих пассажиров, так и других участников дорожного движения, поскольку он, прежде всего, управляет большим транспортным средством, ДТП с которым влечет за собой весьма тяжелые последствия. Почему так важен медосмотр до и после рейса, как должен контролироваться режим труда и отдыха водителей, и что необходимо сделать для уменьшения числа аварий на дорогах России, читайте в обзоре Interfax-Russia.ru.

Первый принцип Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы - это приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

"Несмотря на этот основополагающий приоритет, организаторы грузопассажирских перевозок продолжают допускать различные нарушения. В ходе проверок, которые на постоянной основе проводит Госавтоинспекция, установлено, что компании-перевозчики не проводят предрейсовый медосмотр водителей, а также контроль за техническим состоянием транспортных средств", - рассказал Interfax-Russia.ru заместитель начальника отдела технадзора ГУОБДД МВД России, подполковник полиции Алексей Ежов.

По его словам, в ходе проверок было выявлено, что во многих транспортных средствах не было, либо не работали тахографы, вносились изменения в конструкцию машин: устанавливались дополнительные сиденья, заменялись световые приборы, демонтировались системы безопасности, из-за чего повышались риски возникновения аварий.

Ежов уточнил, что за 8 месяцев этого года было возбуждено более 100 тыс. административных дел по фактам управления технически неисправными автобусами.

Детальный медосмотр поможет избежать трагедии

На профессиональных водителях лежит большая ответственность. Каждый раз перед выходом на маршрут они обязаны проходить специализированный медицинский осмотр, который подтверждает, что работник здоров и трезв, и ему можно доверить безопасность пассажиров и сохранность грузов. Подобная мера не излишняя, так как только медик может определить, в порядке ли здоровье водителя, его психофизическое состояние, не переоценил ли он или его работодатель силы и возможности.

Водитель на маршруте может находиться за рулем от нескольких часов до нескольких суток. Однако управление автомобилем – это тяжелый труд, который требует концентрации внимания и хорошей реакции. Водитель отвечает как за жизнь пассажиров и людей, которые едут с ним по одной дороге, так и за сохранность своего груза, так что медицинский контроль – необходимая мера предосторожности, которая позволяет дать дополнительные гарантии того, что поездка завершится успешно.

"Положения об обязательном медицинском осмотре водителей перед рейсом закреплены в приказе Минздрава России "Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров", согласно которому за организацию медосмотра отвечает работодатель – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а за проведение, как дипломированный специалист, так и сертифицированная медицинская организация", - уточнили в Минздраве.

По мнению представителя Госавтоинспекции МВД России Алексея Ежова, отсутствие возможности проведения медосмотра должно подразумевать под собой прекращение перевозочной деятельности. "Не можете обеспечить безопасность? Не осуществляйте такую деятельность. В том числе за данное нарушение имеются достаточно крупные санкции в отношении перевозчиков - до 30 тысяч рублей в отношении юрлица. Такая же санкция может быть применена и в отношении водителя, только чуть меньше - от 1 до 3 тысяч", - сказал эксперт.

Согласно закону, медработник должен осмотреть водителя, измерить его давление и пульс, спросить о возможных жалобах и недомоганиях, провести тест на алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение. Кроме того, ему необходимо оценить психологическое состояние водителя. По результатам обследования медработник ставит штамп на путевом листке водителя, который свидетельствует о том, что он прошел соответствующий осмотр. Если же водитель болен, то ему выдают направление на лечение. Обычно, если нет подозрений на опьянение, медосмотр занимает около 15 минут.

Однако если врач счел, что водитель пьян (в его выдохе концентрация паров этилового спирта превышает 0,16 мг. на один литр выдыхаемого воздуха, или экспресс-тест показывает отрицательный результат, но медик подозревает, что водитель нетрезв), то он может направить его на медосвидетельствование в лицензированную организацию.

"Выявление нетрезвых водителей перед рейсом – одна из основных задач предрейсового медосмотра. Согласно данным статистики аварийности, только с начала года в России зарегистрировано 268 автоаварий, совершенных по вине нетрезвых водителей, участвующих в перевозке пассажиров и грузов. В этих ДТП погибли 70 человек, еще 321 человек подучили различные травмы", - отметил представитель Госавтоинспекции.

Все результаты пред- и послерейсовых осмотров заносят в специальный журнал учета, где указывают не только данные водителя, но и данные проводившего осмотр врача. В скором времени проводить медосмотры водителей можно будет с помощью технологий телемедицины. Соответствующий законопроект сейчас рассматривается в Государственной Думе Российской Федерации.

Как отмечает первый заместитель председателя комитета Госдумы по законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков, дистанционное обследование очень удобно для индивидуальных предпринимателей, поскольку у них нет возможности содержать в штате медсестру, но по закону проходить предрейсовый осмотр необходимо.

"Сейчас большинство грузоперевозчиков, пассажироперевозчиков, не говоря о таксистах, – это индивидуальные предприниматели. Они должны заключать договор с медучреждением, имеющим соответствующую лицензию, и проходить там осмотр. Однако каким образом он может пройти предрейсовый осмотр, если он выходит в вечернюю или ночную смену? В это время медучреждения уже не работают. Поэтому это (телемедицина - ИФ) особенно актуально для малых транспортных предприятий, у которых нет возможности содержать и единицу медицинскую, и так далее", - сказал Interfax-Russia.ru Вячеслав Лысаков.

Эксперты считают, что медик должен более тщательно осматривать водителей с хроническими заболеваниями, стоящих на учете в диспансерах, а также работников, которых в течение года уже не допускали к рейсам из-за опьянения. Более тщательно необходимо также осматривать водителей со стажем работы менее года и водителей старше 55 лет.

"В отношении этой группы руководителем организации должен устанавливаться порядок проведения также послерейсовых и прочих осмотров. Осмотр способен определить неявное, но опасное ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, а также рост давления, повышение температуры, головные боли, последствия приема на первый взгляд безопасных медикаментов от кашля или простуды", - пояснила Interfax-Russia.ru президент экспертного центра "Движение без опасности" Наталья Агре.

Тем не менее, контроль физического здоровья – не единственная задача врача. Специалист также должен обратить внимание на эмоциональное состояние водителя, оценить его психологическое состояние, усталость.

"Установлена явная зависимость количества ДТП и несчастных случаев от продолжительности работы. Было доказано, что после 8 часов работы увеличивается относительное количество ДТП и несчастных случаев. Причем сначала, до 10 часов, незначительно, а затем с 11 часов оно становится особенно интенсивным", - отметила Агре.

Согласно данным российской Госавтоинспекции, на первом часу работы по вине водителей происходит только около 12% автоаварий, а после 8 часов работы – уже около 26%. Состояние водителей ухудшается от недосыпания, напряженной обстановки, психологических травм.

Законодатели, Госавтоинспекция, а также представители экспертного сообщества сходятся во мнении, что необходимо добиться того, чтобы транспортные компании осуществляли полное медицинское сопровождение своих сотрудников. Надлежит постоянно следить за работой сердца и мозга водителей, поскольку нарушения в их работе также могут стать причинами аварий. Более того, зачастую работодатели неожиданно выясняют, что водитель уже давно стоял на учете в клинике с такими заболеваниями.

Залог безопасности пассажиров и грузов - соблюдение режима труда и отдыха водителя

Тахограф – устройство, которое позволяет контролировать режим труда и отдыха водителя. Тахограф не дает возможности им халатно относиться к своим обязанностям – покрывать время несанкционированного простоя за счет высокой скорости. Но в то же время показания этого прибора – правовая защита водителя, так как они являются юридически верными данными.

На сегодняшний день тахограф уже стал обязательным устройством в автомобилях, совершающих грузовые и пассажирские перевозки на большие расстояния. Главная задача этого устройства – исключить возможность аварийной ситуации. Основные причины аварий с участием такого транспорта - усталость водителя и превышение скорости.

По словам Алексея Ежова, Госавтоинспекция постоянно проводит мониторинг соблюдения режима труда и отдыха водителей, перевозящих грузы и пассажиров, а также проверяет компании, занятые в этой сфере.

"По итогам 8 месяцев этого года выявлено 1,8 тыс. нарушений режима труда и отдыха водителей, возбуждено более 19,6 тыс. материалов - за нарушение правил использования тахографов. Кстати, за отсутствие тахографов на водителей может быть наложен штраф от 1 до 3 тыс. руб., а для должностных лиц - от 5 до 10 тыс. руб.", - добавил представитель Госавтоинспекции.

Личная ответственность – залог безопасности

В автоавариях с участием пассажирского и грузового транспорта часто гибнут и получают травмы большое количество человек. Поэтому предупреждение ДТП с участием автобусов и грузовиков остается одним из приоритетных направлений работы Госавтоинспекции.

"Садясь в автобус, люди должны быть уверены, что получат качественную услугу, подготовленного и адекватного водителя, технически исправное транспортное средство, безопасную перевозку и страховку в случае ДТП", - отметили в Госавтоинспекции МВД России.

В свою очередь зампредседателя комитета Госдумы по законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков уверен, что большое значение прежде всего играет личная ответственность водителей. По его мнению, никакие технологии и штрафы не смогут решить всех проблем на дороге, пока не сформируется законопослушное поведение.

"Мы можем применять любые новшества, новые технологии, но, к сожалению, защиты от дураков не существует. Если брать общую статистику по дорожной безопасности, у нас порядка 25% причин ДТП – это состояние дорожного полотна (качество дороги, отсутствие освещения, ямы и так далее), где-то около 6-8% ДТП – это пьяные водители, а подавляющее большинство, практически 70% - это личная недисциплинированность водителей, т.е. российский "авось". Преувеличил скорость, решил обогнать по "встречке" и так далее, все заканчивается это кровью и увечьями", - посетовал депутат.

По его мнению, именно личная безответственность зачастую становится главной причиной аварий на дороге. Поэтому многое зависит от формирования стереотипа законопослушного поведения всех участников дорожного движения, который является одним из основных направлений реализации Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 – 2024 годы.

Обозреватель Татьяна Мухина

Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах".