Москва / Точка зрения 1 декабря 2017 г. 13:29

Между завтра и никогда

Interfax-Russia.ru – Эксперты считают, что экономика РФ нуждается в реформе. С чего именно стоит начать, они обсудили на IV Форуме Финансового университета.

Между завтра и никогда
© РИА Новости. Виталий Белоусов

Финансовый университет который год подряд проводит форум, в рамках которого предлагает экспертам – известным политикам, финансистам и бизнесменам – обсудить заглавную тему мероприятия. В этом году им предложили порассуждать о будущем российской экономики и предложить свои рецепты для ее роста.

Предложение уйти от ресурсно-ориентированной экономики в России звучит не первый год, однако даже падение цен на нефть фактически не сдвинуло дело с мертвой точки. Согласно исследованиям Росстата, российская экономика "выдыхается" после непродолжительного роста. В ведомстве зафиксировали остановку годового роста промпроизводства, оборота розничной торговли, инвестиций в основной капитал, производства продукции сельского хозяйства и т.д.

Кроме того, ВВП не оправдал ожиданий Минэкономразвития: чиновники рассчитывали, что в 2017 году экономика вырастет до 2,1%, однако в третьем квартале ВВП поднялся лишь на 1,8% (во втором квартале 2,5% по мнению Росстата и 2,2% по мнению Минэкономразвития), а этого не хватит, чтобы вписаться в годовой прогноз.

Об окончании периода восстановительного роста заявила и глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, отметив, что годовой темп прироста ВВП составит 1,8%. Такой результат можно трактовать по-разному: с одной стороны, он свидетельствует о неожиданно быстром восстановлении российской экономики. С другой, эти результаты говорят о завершении восстановления, и не ясно, что будет дальше.

"По нашей оценке, мы компенсировали 95% падения экономики, которое произошло, начиная с 2015 года. (...) Вопрос о том, как будет расти экономика дальше, и что надо сделать, чтобы она росла не потенциальными 1,5-2% из-за структурных ограничений, из-за низкой производительности, а чтобы росла гораздо выше. По нашим оценкам, она может расти и 3%, и 4%, и задача всех, всей экономической политики, конечно, это обеспечить", - отметила глава ЦБ.

Реформировать сообща

Свои предложения по улучшению экономических показателей озвучили эксперты в рамках четвертого Международного форума Финансового университета. Все они сошлись во мнении о необходимости глобальных перемен в экономике России. Другой вопрос – что именно нужно изменить, чтобы будущее не казалось столь туманным?

По словам ректора Финансового университета Михаила Эскиндарова, сейчас самое время объединить существующие предложения Центра стратегических разработок, Столыпинского клуба, академического и экспертного сообществ.

"Время их объединить ради общих целей. Время выйти из состояния стагнации, в котором не первый год находится наша экономика. Об этом свидетельствует сокращение в течение 3 лет объема реальных денежных доходов населения, сокращение инвестпрограмм госкорпораций, устойчиво из года в год сокращаются инвестиции в основной капитал, сохраняются риски изменения внешней конъюнктуры для государственных финансов. Некоторое повышение темпов роста ВВП в последний квартал 2017 года не меняет ситуации принципиально", - заявил он.

По словам Михаила Эскиндарова, проблемы возникают не только в кредитной системе. Например, банки, по мнению эксперта, недостаточно участвуют в инвестиционном процессе.

"Мы неоднократно обращали внимание на пассивность Банка РФ по вопросу создания благоприятных условий для экономического роста, недостаточную согласованность денежно-кредитной и бюджетной налоговой политики. Проблема банковского сектора приближается в нашем понимании к критическому уровню, и нет основания предполагать, что мы отодвинемся от этого обрыва, пока Банк РФ будет продолжать регулировать монетарными методами в значительной мере не монетарную инфляцию", – отметил он.

Начать с регионов и городских агломераций

Улучшить экономическую ситуацию в стране, по мнению министра по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова, можно, наладив жизнь в регионах. Он привел в пример СКФО – небогатый регион, в котором не проводятся масштабные проекты, однако там растут демографические показатели, и об этом не нужно забывать.

Кузнецов предлагает вкладывать в развитие человеческого капитала и создавать для людей работу там, где они живут, развивать частный бизнес. Впрочем, загвоздка в том, что местные жители из-за событий 90-х годов "не верят в свои территории", хотя в СКФО есть возможность как минимум для развития туризма и здравоохранения. Кроме того, власти намерены развивать территории у Каспия.

"Туризм - одна из самых перспективных и быстро растущих отраслей. У Кавказа есть возможность не искусственно развивать туризм, а (...) конкурировать - это бальнеологический туризм, горный, культурно-этнографический", - сказал Кузнецов в ходе выступления на четвертом Международном форуме Финансового университета.

Сейчас в регионе разрабатывают стратегию развития туризма до 2030 года и рассчитывают на то, что создание новых рабочих мест поможет замедлить внутреннюю миграцию.

В свою очередь, экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин считает, что в ближайшие 10 лет нужно сосредоточиться на развитии городских агломераций, которые могут дать 50% роста ВВП при условии высокой численности этой агломерации.

"Ключом развития следующего десятилетия будет развитие в РФ крупных городов и агломераций. Их темп роста будет выше среднего в стране – не 3-4%, а 5-7%. В силу того нового типа экономики, которая создается – это экономика знаний. Это соединение интеллектуальных, университетских, инновационных центров с промышленностью, бизнесом и услугами", – пояснил он.

По его словам, в агломерациях будет формироваться технологическое будущее России. Государству предстоит решить много задач по развитию таких образований – как минимум, разобраться с транспортным сообщением.

С нынешними темпами развития экономики, считает экс-министр, страна не только не сможет развиваться – при росте ВВП менее 2% в год Россия просто станет неинтересна партнерам, даже партнерам по АЗЭС. С другой стороны, определенные достижения есть: например, инфляцию в 4% он считает настоящей революцией, потому что в такие цифры еще год назад было трудно поверить.

По мнению Кудрина, сейчас рост экономики сдерживают структурные проблемы, с которыми тяжело справиться без реформ.

С 2017 года РФ "встала на линию постоянного снижения доходов", исправить ситуацию, по его словам, можно, подняв налоги. Кроме того, Кудрин предлагает стимулировать экономический рост и включиться в технологическую революцию, разработать новую структуру экспорта, обеспечить устойчиво низкую инфляцию, дать место для предпринимательской активности, инвестировать в человеческое развитие, начать новую региональную и городскую политику, укрепить обороноспособность, реформировать госуправление, пенсионную и судебную систему. Помимо прочего он предлагает в 2 раза снизить количество надзорных органов и документов, на 30% сократить число госслужащих, в том числе, за счет оптимизации их работы и развития технологий.

"В результате тех структурных изменений, мы предполагаем добиться темпов экономического роста в среднем 3,6%, соответственно ВВП увеличится на 30% за 6 лет, реально располагаемые доходы населения увеличатся, продолжительность жизни с 71 года увеличится до 76 лет, бедность может сократиться на 25% - я считаю, это минимум", - пояснил он, выступая на четвертом Международном форуме Финансового университета.

Кроме того, экс-министр настаивает на необходимости реформ, причем проводиться они должны изнутри.

"Эффективное распределение средств при уменьшении расходов на социальную политику. Мы можем существенно эффективнее бороться с бедностью. Я считаю, что потенциал в структурных мерах – нужны изменения организационного качества обучения, медицины", - подчеркнул он, пояснив, что реформы потребуют дополнительных вложений.

Кстати, Кудрин, в свое время "откладывавший" в стабилизационный фонд РФ деньги с высоких нефтяных доходов, сейчас предлагает переориентировать экономику и развивать ее за счет промышленности. Предполагается, что отрасль может удвоить производительность за счет внедрения новых технологий, а это должно привести к удвоению несырьевого экспорта. Еще одним ориентиром должен стать малый бизнес – сегодня свое дело, по словам Кудрина, хотят открыть всего 2% россиян, тогда как в Европе таких около 9%.

Чтобы претворить все это в жизнь, нужно увеличить государственные расходы - это, по мнению Кудрина, приведет к росту доходов.

Соцсфера или налоги?

Впрочем, с этим утверждением не согласен преемник Кудрина - министр финансов Антон Силуанов. По его мнению, повышение налогов может привести к снижению темпов роста экономики. Увеличение расходов он также считает нелогичным, но поддерживает идею о проведении структурных реформ, в том числе в соцсфере.

"У нас снижается доля ресурсов, перераспределяемых через бюджетную систему. На наш взгляд, нельзя просто увеличивать расходы без изменений внутри этих отраслей: образования, здравоохранения, социального обеспечения - полно есть ресурсов, возможностей для таких структурных преобразований без увеличения трат, а будем увеличивать траты, особенно нефтегазовых доходов, будем иметь риски, будем иметь следующий кризис", - сказал Силуанов.

Кудрин подтвердил, что без повышения эффективности увеличивать эти расходы нельзя. Однако он убежден, что структурные реформы не возможны без первоначального вложения в экономику, например, здравоохранение. По его словам, сейчас расходы на соцсферу выросли по сравнению с 2000 годом в три раза, но структурно она не поменялась.

"В этом смысле хватит ли нам этих расходов для прорыва в области повышения продолжительности жизни, в области образования... я сомневаюсь, но это действительно спор, и давайте его вести", - сказал Кудрин.

Антон Силуанов согласился, что соцсфере необходимы реформы. И, несмотря на его консервативную позицию в смысле привлечения бюджетных денег в соцсферу, он предложил допустить туда частные компании – это, по его мнению, простимулирует развитие конкуренции.

"Это вопрос создания стимулов в здравоохранении, чтобы граждане заботились о своем здоровье. Это можно сделать через страховки - если ты занимаешься спортом и не куришь, то платишь меньше за страховку, и наоборот. Постоянно вкачивать деньги в здравоохранение без структурных изменений ничего не даст", - сказал министр.

Впрочем, отметил Силуанов, для качественного роста российской экономике в целом не достает стимулов, хотя база для роста доходов более 1,5% в год есть. И модернизировать нужно не только соцсферу.

Сейчас правительство готовит меры по стимулированию экономического роста на уровне не ниже мирового в 3,5-3,6%. Проводить реформу планируется в два этапа: в ходе первого должны быть созданы необходимые для изменений макроэкономические условия. По его мнению, такие условия уже есть.

В ходе второго этапа в 2018-2019 и последующих годах должны быть проведены сами реформы. В частности, экономика должна выйти из "серой" зоны, должна усилиться конкуренция, повыситься производительность труда, вырасти демография.

"И вопрос как раз в создании единых равных конкурентных условий - для нас это очень важная тема. В первую очередь это серые заработные платы. По нашим оценкам, от четверти до трети зарплат находится в "серой зоне". Что для этого нужно сделать? Конечно, нужно создавать определенные условия, чтобы находится в "серой зоне" было не выгодно с точки зрения и налогов, и администрирования, которое мы сейчас улучшаем. Сейчас у нас подготовлено как раз налоговое предложение в этой части и реализуются меры в части налогового регистрирования", - пояснил он участникам четвертого Международного форума Финансового университета.

Конкуренции быть

Эксперты, опрошенные Interfax-Russia.ru, согласны с необходимостью реформ. Кроме того, они поддержали идею привлечь в медицину и образование частные компании для усиления конкуренции. Однако пока не ясно, как это будет сделано.

По словам члена правления "СЭЦ Модернизация" Артема Юдкина, предложение реформ вписывается в общую политику финансово-экономического блока правительства по решению проблем конкуренции в предоставлении услуг гражданам. Уже действуют новые правила привлечения частного сектора в сферу соцобслуживания, а работать в системе ОМС могут и частные медицинские организации, соблюдая установленный тариф. Кроме того, глава ФАС Игорь Артемьев заявляет о расширении конкуренции во всех возможных отраслях.

"В целом, расширение участия частного сектора в социальной политике можно понимать, как способ разнообразить и индивидуализировать поддержку. Конкуренция за клиента, постоянный контроль качества своей работы, учет пожеланий клиента – эти принципиальные характеристики частной сферы услуг при их внедрении в государственно-ориентированный сектор позволят улучшить качество самой социальной сферы", - рассказал он Interfax-Russia.ru.

Артем Юдкин напомнил, что в сфере ОМС работают 2,5 тысяч коммерческих медицинских организаций, на начало 2016 года поставщиками социальных услуг являлись около 300 негосударственных организаций, их число растет, а ряд ведущих коммерческих вузов ведет прием на бюджетные места по данному профилю. К тому же, рыночный подход к управлению организациями позволит гарантировать высокую клиентоориентированность и постоянное совершенствование работы привлеченных организаций.

"Позволит ли такой подход осуществить "перезагрузку" социальной сферы? При условии, если отбор в систему будет прозрачным для общества, а потребители услуг негосударственных организаций смогут влиять на качество их работы, то – да. Однако нельзя на первом этапе вводить жесткие меры контроля, отбирая право участия в социальном секторе за небольшие нарушения и несоответствия. В данном случае необходимо некоторое время – дождаться наполнения сферы (уже рынка) негосударственными участниками, чтобы конкуренция шла между ними, а не только между с государственными организациями", – отметил Артем Юдин, подчеркнув, что полностью исключить государственные организации из социальной сферы нельзя.

Собеседник Interfax-Russia.ru также напомнил, что в РФ принято рассматривать предоставление услуг в соцсфере как обязанность государства.

"Таким образом, полностью отдавать социальный сектор в частные руки нецелесообразно. Действительно, граждане не смогут платить всегда и везде, но допуск частного сектора к ряду сфер позволит на базе созданной конкуренции обеспечить качество услуг. Пожалуй, лучшим примером в данном случае служит включение в систему ОМС коммерческих клиник, а также предоставление коммерческим вузам бюджетных мест", – считает он.

За реформы и отмену препятствий для бизнеса высказался и старший аналитик ИК "Фридом Финанс" Богдан Зварич.

"Однако это относится не только к социальной сфере, но и ко многим другим, где на пути предпринимателя стоит много препятствий в виде бюрократических препон, вводить налоговые послабления для молодых компаний, что даст импульс к их развитию, а также снижать контролирующее давление", – рассказал он Interfax-Russia.ru.

Богдан Зварич также считает, что в РФ уже сделаны определенные шаги по привлечению частников в соцсферу – есть частные клиники, которые оказывают медицинские услуги, есть дома отдыха и пансионаты.

"Поэтому, на мой взгляд, нельзя сказать, что частный сектор не работает в социальной сфере. При этом привлечение новых инвесторов в этот сектор сильно зависит от окупаемости того или иного проекта, что, в частности, может быть определено государственным регулированием тарифов. Отмечу, что, на мой взгляд, усиление роли частного сектора вряд ли повлияет на качество услуг, оказываемых госпредприятиями", - подытожил Богдан Зварич.

Развитие по плану

В свою очередь, глава "Деловой России", бизнес-омбудсмен Борис Титов считает, что, несмотря на разногласия, бизнес и власть одинаково смотрят на развитие экономики России: и тем, и другим важна не стабильность, а ее рост. Главной трудностью для развития бизнеса в России он считает непонятную экономическую повестку – предпринимателям важна определенность, план развития экономики, которая должна развиваться системно.

"Главный фактор, сдерживающий развитие, – слишком возросли издержки, упал спрос на внутреннем рынке. В результате стало просто невыгодно в России производить. Не только крупным компаниям", - отметил Титов в рамках своего выступления на четвертом Международном форуме Финансового университета.

Он подчеркнул, что если мы продолжим жить по-старому, нас "ждет незавидное будущее".

"В ближайшее время нас по уровню жизни обойдут Китай, Индия и даже Казахстан к 2030 году по ППС (паритет покупательной способности – ИФ)", - пояснил он.

Перейти к росту поможет переориентирование экономики на ненефтяные источники дохода, переход на "экономику простых вещей".

"Много источников потенциального роста без нефти или наряду с нефтью. Это касается ситуации даже в налоговой системе, запасов и хорошей обеспеченности высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Где же главный потенциал роста? На первое место мы вывели экономику простых вещей. Другими словами, производства и малый бизнес, которые во всем мире производят вещи локально, а не импортируют. У нас, к сожалению, далеки еще уровни, например, Восточной Европы, которая производит огромное количество простых вещей для внутреннего рынка", - пояснил Титов.

Следом за этим должна реформироваться производительность труда: она должна вырасти на отстающих сейчас производствах, в еще не развитых в РФ отраслях - например, по углубленной переработке сырья.

"И инновационная сфера. Не буду говорить о том, что и стройка, и АПК, и ОПК – это наши источники, которые еще далеко не израсходовали свой потенциал роста", - считает он.

Период роста омбудсмен предлагает разделить на три этапа: первый – восстановление экономического роста при умеренно низком рубле, второй – инвестиции, новые технологии и рост производительности труда при укреплении рубля. Третий – этап устойчивого роста и освоения новых рынков российскими компаниями.

Помимо этого он предложил сделать кредиты доступнее для бизнеса.

Также бизнес-омбудсмен призывает изменить налоговую базу и ввести так называемые "умные налоги" (smart taxes).

"Систему необходимо менять. Причем, на первом этапе. Те, кто еще только будут производить, должны заранее знать, что с них возьмут меньше. Второй этап - умные налоги. Сегодня технологии позволяют нацелить систему на излишек доходов, где он временно образуется. И наоборот - можно снижать налоговую нагрузку там, где выгодно развиваться. В тех регионах, где идет перенагрузка", - сказал Титов.

Как пояснила Interfax-Russia.ru руководитель аналитического центра "Деловой России" Анастасия Алехнович, "умные налоги" придуманы Институтом экономического роста им. Столыпина и уполномоченным по защите прав предпринимателей. И это не аналог прогрессивного налога, хотя и тот, и другой предназначен для выравнивания избыточного неравенства доходов. Речь идет о более гибком подходе, который будет учитывать не только взимание налогов с прибыли физлиц и компаний, но и обеспечит налогоплательщиков льготами.

"Это концепция реформы налоговой системы, которая проходит в два этапа: первый – стимулирование экономического роста и снижение неравенства доходов. Второй – переход на умную налоговую систему. На первом этапе речь идет об ударных налоговых льготах, инвестициях, НИОКРах, повышении производительности труда. Но реальных льготах, а не изображении", - рассказала Анастасия Алехнович.

В ходе первого этапа планируется увеличить налоговую базу за счет снижения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики, стимулирования роста производственных МСП, создания условий для выхода бизнеса из тени и ликвидации избыточного неравенства в доходах населения.

На втором этапе предлагают провести тщательную настройку налоговой системы и эффективнее перераспределить ресурсы для устойчивого роста экономики.

Собеседник Interfax-Russia.ru отметила, что сейчас льготы выплачиваются из региональных бюджетов, большинство из которых дотационные.

"Они вообще не имеют права, не потеряв в трансфертах, давать эти налоговые льготы. Более того, из-за этих решений (предоставлять льготы за счет региональных бюджетов – ИФ) мы ожидаем, что это может повлечь отмену всех льгот. Федеральный режим спускается на региональный уровень, а регионы не смогут выполнить обязательства. Под ударом те же специнветконтракты", - пояснила она.

Вскоре идея "умных налогов" будет представлена на экспертное обсуждение, после этого авторы планируют внести это предложение в правительство.

Таким образом, эксперты и чиновники поддержали идею проведения в стране реформ. Но реформировать все сразу невозможно, а с чего начать – решения так и не принято.

Обозреватель Татьяна Якунина

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook