Москва / Точка зрения 2 июня 2023 г. 12:17

Московская площадка для "Атома"

Interfax-Russia.ru — Электромобили "Атом", скорее всего, будут выпускать на площадке завода "Москвич". Старт серийного производства запланирован на 2025 год.

Московская площадка для "Атома"
© РИА Новости. Пресс-служба "Атом"

Производство линейки электромобилей "Атом", будет организовано, скорее всего, на базе завода "Москвич" в Москве. В создании автомобиля участвуют "КамАЗ" и компания "Кама".

"У нас есть тема "Москвича". Нам нужна загрузка "Москвича". Мы рассматриваем площадку Москвы", — сообщил накануне журналистам гендиректор "КамАЗа" Сергей Когогин.

Сейчас по соглашению с Москвой "КамАЗ" выступает технологическим партнером столичного завода "Москвич", где в ноябре 2022 года стартовала серийная крупноузловая сборка машин одноименного бренда.

По словам Когогина, "Москвич" должен стать базой для формирования легкового дивизиона "КамАЗа", о создании которого ранее заявил автопроизводитель. Он будет выделен в отдельное юрлицо под названием "Москвич" и пока включать только эту площадку. По мнению гендиректора "КамАЗа", пока этого будет достаточно для заявленных целей.

В этом контексте он раскритиковал те активы, которые остались на территории РФ после ухода иностранных инвесторов.

"После того, как я последнее время несколько раз побывал в Китае — за два месяца трижды — могу сказать, что вообще начинаешь переосмысливать те активы, которые у нас остались от японских, корейских и европейских производителей — а представляют они какую-то ценность? Большой вопрос", — заявил глава "КамАЗа".

Он пояснил, что вопросы вызывают, например, поставки запасных частей на установленное на площадках оборудование, а также возраст самих заводов — от 10 до 15 лет, — и их несоответствие современным требованиям к производительности, автоматизации и т.д.

"Если мы не хотим отстать от прогресса, то, скорее всего, кончится тем, что мы будем вынуждены строить новые заводы под новый продукт", — считает Когогин.

В пример он привел бывший завод Ford в Набережных Челнах, который ранее рассматривался компанией "Кама" для запуска производства электромобилей.

"Мы его обследовали и пришли к выводу, что он сегодня в принципе не работоспособен (…) Пока там решений никаких нет, и за время, которое прошло, оборудование во многом распалось. Там инвестиции нужны ", — отметил топ-менеджер.

Финансирование для проекта электромобиля "Атом" организует Новикомбанк (дочерний банк "Ростеха"). Соответствующее соглашение в середине мая на полях форума "Россия — Исламский мир: KazanForum" подписали заместитель председателя правления Новикомбанка Алексей Кузнецов и гендиректор занимающегося этим проектом АО "Кама" Игорь Поваразднюк.

На форуме также был представлен функциональный образец "Атома". Планируется, что он станет первым электромобилем, полностью созданным в РФ и укомплектованным высокотехнологичным ПО.

"Мы намерены принять участие в организации финансирования производства электромобиля на российской автомобильной платформе, с отечественным программным обеспечением, которое станет не просто средством передвижения, а своего рода умным девайсом, благодаря высокому уровню цифровизации", — заявлял Кузнецов.

Старт серийного производства "Атома" запланирован на 2025 год. Команда проекта приступила к подготовке производственной площадки и изготовлению оснастки для серийной сборки электромобиля.

АО "Кама" было зарегистрировано в августе 2021 года с уставным капиталом 720 тыс. рублей. Поваразднюк стал гендиректором предприятия, а ранее был менеджером блока развития перспективных проектов "КамАЗа". Среди участников стартапа присутствуют гендиректор "КамАЗа" Сергей Когогин и предприниматель Рубен Варданян.

Как рассказал накануне журналистам Поваразднюк, в октябре 2023 года "Кама" планирует представить прототипы электрокаров, чтобы провести тестовые испытания.

"В середине, во II-III квартале 2024 году мы ожидаем, что мы в условиях уже производственной площадки сможем произвести первый опытный образец и постепенно выходить на серийное производство к середине 2025 года", — отметил он.

Объем производства на первом этапе будет зависеть от количества предзаказов со стороны бизнеса.

"Это будет несколько тысяч автомобилей, скажем, от 5 до 15 тыс. автомобилей в зависимости от наличия пула клиентов", — считает гендиректор "Камы".

На "более высокие объемы" автопроизводитель планирует выйти к 2030 году.

"Мы считаем, что эти объемы составят от 100 тыс. автомобилей в год для российского рынка. И также в 2030 году мы рассчитываем, что бизнес будет уже не только в России, но и международным с точки зрения рынков, где электроавтомобили популярны", — сообщил Поваразднюк, отметив, что направлениями экспортных поставок могут стать Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, возможно, Китай.

В ближайшем будущем серийным производством новых электромобилей собираются заняться еще несколько российских автопроизводителей.

Так, в настоящее время на калининградском "Автоторе" идет подготовка производственных корпусов для выпуска электромобилей и автокомпонентов в рамках действующего специального инвестиционного контракта с Минпромторгом России и правительством Калининградской области. "Автотор" в рамках СПИК реализует проект по созданию нескольких заводов для производства электромобилей. Объем инвестиций на реализацию заявленных планов с учетом действующих инвестиционных обязательств составит не менее 32 млрд рублей.

В 2023 году "Автотор" планирует произвести пилотную партию электромобилей в количестве 200 штук. Это будут бюджетные автомобили, стоимость которых составит от 500 тыс. рублей.

Кроме того, АО "Обуховский завод" (входит в концерн ВКО "Алмаз-Антей") планирует наладить в Санкт-Петербурге выпуск до 12 тыс. компактных электромобилей в год на автозаводе, ранее принадлежавшем Toyota

"Мы будем выпускать маленькие машинки, так называемые L-type. (…) Мы рассчитываем выпускать их 10-12 тыс. в год, пока не раскрутится производство существующей линейки электромобилей", — рассказал в середине мая журналистам генеральный директор завода Михаил Подвязников.

Согласно материалам завода, электрокар относится к категории L7 и представляет собой компактный четырехколесный автомобиль весом не более 400 кг. На одной зарядке он сможет преодолеть около 180 км, максимальная скорость — до 90 км/час. Электрокар будет оснащен системой быстрой замены батарей. "Алмаз-Антей" называет автомобиль L-type b2b продуктом для корпоративных автопарков, служб доставки и служб городского сервиса, шеринга.

Производство планируется начать в 2024 году. Завод рассчитывает сначала производить по 2 тыс. автомобилей в год, затем к 2029 году увеличить их выпуск до 10-12 тыс. в год. Автомобиль, по прогнозам концерна, будет стоить до 1 млн рублей.

По словам Подвязникова, для организации производства на площадке "Алмаз-Антей" намерен инвестировать до 37 млрд рублей.

Помимо этого, в конце года на заводе "АвтоВАЗа" в Ижевске будет выпущена опытная партия электромобилей на базе "Лады Ларгус". Речь идет о продукте с высоким уровнем локализации среди электромобилей в России. Старт серийному производству "е-Ларгуса" планируется дать уже в начале следующего года.

Обозреватель Анастасия Николаева

Новости Москвы