Точка зрения 28 сентября 2012 г. 09:22

Москва французам отдана

Interfax-Russia.ru – План развития "Большой Москвы" приобретает все более конкретные очертания. Его полная реализация потребует в 11 раз больше, чем проведение саммита АТЭС.

С 1 июля за счет присоединения 148 тыс. га подмосковных земель площадь столицы увеличилась в 2,4 раза. Получившаяся "Большая Москва" нуждалась в новой концепции развития, и этим столичные власти озаботились за несколько месяцев до исторической даты. Конкурс на создание концепции объявили еще в конце 2011 года.

Желание поучаствовать в конкурсе на лучший проект развития московской агломерации изъявили 67 авторских коллективов из двух десятков стран мира, включая Россию. Специальная экспертная группа отобрала из них десять лучших, после чего в феврале 2012 года с ними заключили госконтракты стоимостью 250 тыс. евро каждый. На создание проектов выбранным коллективам отвели полгода. В течение этого срока разработчики на ежемесячных семинарах встречались с представителями мэрии, Москомархитектуры и других заинтересованных организаций.

Контракты на разработку получили четыре российских организации, две французских, а также по одной итальянской, испанской, голландской и американской.

До финала дошли девять проектов, и в начале сентября объявили результаты конкурса.

Победу в двух номинациях одержал проект французской компании Antoine Grumbach& Wilmotte, еще в одной – американских разработчиков Urban Design Associates Ltd. Кстати, ранее победившие французы участвовали в разработке проекта развития Парижа.

Впрочем, по заявлениям московских властей, для окончательной концепции будет заимствовано все самое лучшее, что было в других в проектах.

Согласно французскому проекту, "Большая Москва" со временем должна стать еще больше: на ее территории будут созданы "пояса" развития, причем один из них будет включить части Калужской, Тульской и Тверской областей.

"Проектом выявлены новые приоритеты Московской агломерации: три пояса развития с включением в третий пояс частей Калужской, Тульской и Тверской областей, формирование новых городских центров, обеспечивающих полицентрическое развитие, а также сочетание инноваций и традиционной идентичности", - сообщалось в материалах, подготовленных к презентации французского проекта.

Так же проект Antoine Grumbach& Wilmotte предусматривает создание сети интермодального транспорта, то есть системы доставок пассажиров и грузов несколькими видами перевозчиков. При этом транспорт должен быть экологически чистым и скоростным, заявили авторы проекта. Также они озвучили планы соединения всех московских аэропортов железнодорожным сообщением и строительства линий скоростного трамвая параллельно МКАД.

Согласно планам, развитие транспорта в "Большой Москве" должно достичь такого уровня, что жители даже новых территорий смогут добираться до центра за 15-20 минут.

По французской концепции, помимо скоростного железнодорожного транспорта, который свяжет новые московские территории и аэропорты, должны быть созданы радиальные ветки метро. Первая из них – "Новая Московская линия", по замыслу разработчиков, станет осью развития "Большой Москвы".

Данная ось условно "пролегает" через площадь трех вокзалов, Кремль, Зарядье, район станции метро Киевская, Университет, станцию метро Калужская и так называемые "Ворота Новой Москвы". В дополнение к метро на данной линии будут работать скоростные трамваи и автобусы.

Еще одна ось – экологического развития – будет проходить от Тушино (северо-запад столицы) до Курьяново (юго-восток) вдоль Москвы-реки.

Французы уделили большое внимание непрерывности между "старой" Москвой и новыми территориями. Новые градостроительные центры должны появиться вдоль "Новой Московской линии", в частности, в районе Троицка и Коммунарки. В районе последней предполагается разместить федеральные ведомства.

"По нашим оценкам, максимальный потенциал застройки составляет около 80 млн квадратных метров", - заявил один из авторов французского проекта Жан-Мишель Вильмотт.

По его словам, предлагаемая концепция предполагает создание 1 млн 750 тыс. новых рабочих мест.

"Также мы думаем, что при создании новых рабочих мест и развитии территорий около 2,5 млн жителей переселятся в новые зоны", - добавил архитектор.

Москва, согласно этой концепции, в перспективе должна стать "городом в природе".

"Необходимо разрядить среду, которая стала слишком насыщенной. Наш проект предполагает серьезное озеленение территории", - сказал Жан-Мишель Вильмотт.

При этом, считает архитектор, часть промышленных зон может быть вынесена за пределы "старой" столицы".

Среди конкретных предложений он упомянул о возможности строительства большого парка в районе метро "Университет".

"В районе станции метро "Университет" есть большие свободные пространства. Мы рассчитали, что максимальная возможность застройки составляет 2 млн 700 тыс. квадратных метров". Мы хотели бы создать здесь огромный парк, который дал бы людям возможность повысить качество их жизни", - сказал Жан-Мишель Вильмотт.

Кроме того, французские разработчики предложили использовать обширные привокзальные площади около станций метро "Комсомольская" и "Киевская" в качестве новых точек развития.

Однако в отдельных пунктах выигравший проект противоречит тому, что хотят делать московские власти.

Так, например, в Зарядье, на месте бывшей гостиницы "Россия" французские архитекторы видят представительства разных министерств, но, как известно, федеральные и столичные власти хотели разбить на этом месте парк. При этом в качестве прогулочной зоны французы предлагают активнее использовать набережную Москвы-реки.

Однако в целом московские власти положительно оценивают итоги проведенного конкурса.

"Была проделана огромная работа. На протяжении шести месяцев работали девять команд лучших урбанистов мира. Колоссальный эффект мы получили уже только от того, что такие специалисты работали над проблемами развития агломерации", - подчеркнул заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин на церемонии подведения итогов конкурса.

Он добавил, что все проекты будут использованы в дальнейшей работе.

Положительно оценили итоги конкурса и члены жюри – крупные мировые эксперты в области урбанистики.

"Хочу отметить, что уровень конкурса действительно очень высок. Каждая из девяти команд постаралась максимально широко и предметно ответить на поставленные вопросы. Наиболее острой проблемой в Москве, конечно, является развитие транспорта и строительство доступного жилья", - заявил журналистам куратор проекта "Большой Париж", министр городского хозяйства Франции в 2010-11 годах Морис Леруа.

Эксперт выразил уверенность, что уровень представленных проектов позволит решить проблемы московской агломерации.

Другой член жюри, советник министра транспорта США Вукан Вучек поблагодарил столичное правительство за внимание к транспортной проблеме.

"В настоящий момент основной проблемой является транспорт, и мне было приятно видеть, что правительство Москвы большое внимание уделяет этой проблеме", - сказал он.

Член жюри отметил, что вначале он скептически относился к идее перемещения учреждений за пределы города, однако потом осознал, что в результате разработки проектов была создана хорошая база.

"Я согласен с результатом и считаю, что важно, что мы не ориентируемся на один конкретный проект, а перенимаем черты из всех", - отметил Вучек.

Но у новых проектов нашлись не только сторонники, но и критики. В частности, по мнению немецкого эксперта, заместителя статс-секретаря в департаменте Сената Берлина по городскому развитию и окружающей среде Хильдебранда Махляйдта, строительство дорог в Москве не решит транспортные проблемы, а усугубит их.

Он пояснил, что новые магистрали притягивают новые транспортные потоки, что негативно сказывается на развитии транспортной системы.

"Нужно контролировать транспортные потоки, развивать системы парковок и возрождать систему общественного транспорта, популярность которой упала в России в последнее время", - сказал член жюри.

Он также высказал мнение, что потенциал развития Москвы лежит в развитии внутренних территорий, а не только в присоединении новых.

"Внутри города есть большой потенциал. Это берега Москвы-реки, старые железнодорожные ветки и промзоны", - подчеркнул немецкий эксперт.

Примечательно, что для развития транспорта московские власти намерены воспользоваться как раз немецким опытом. В частности, консультировать столичный департамент транспорта намерен Deutsche Bahn International – основной железнодорожный оператор Германии, обладающий большим опытом в создании и обустройстве пересадочных узлов.

Что же касается французского проекта, то, как считают российские экономисты, его полноценная реализация может обойтись в 7,5 трлн рублей (для сравнения – саммит АТЭС обошелся российскому бюджету и инвесторам в 660 млрд рублей, что в 11 раз меньше). Правда, заявленная сумма рассчитана на десятилетия.

"Сроки реализации концепции были определены до 2047 года, однако первая очередь может быть реализована уже в течение трех-пяти лет", - сообщила представитель Высшей школы экономики Ирина Ильина.

По ее словам, концепция предполагает, что к 2025 году население Москвы достигнет 14 млн человек.

А в ближайшие месяцы предстоит работа по объединению всех предложений и выработке технического задания. Оно, в свою очередь, поможет внести соответствующие коррективы в имеющийся генплан столицы. Сам up-grade плана, судя по заявлениям московских властей, произойдет лишь в 2014 году.

При этом самих москвичей могут "отстранить" от общественных слушаний по масштабным проектам. Такое предложение выдвинул 14 сентября один из специалистов, замдиректора НИиПИ Генплана Москвы Александр Коллонтай. По его словам, "не все жители готовы вступить в диалог на том уровне, в котором создается документ". Однако он подчеркнул, что когда дело касается детального ("локального") планирования, то мнение жителей будет приоритетным.

Обозреватель Алексей Дружников

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще