Москва / Точка зрения 6 октября 2017 г. 17:41

Найти и ужесточить

Interfax-Russia.ru - Ложные звонки о минировании на территории России поступали от четырех россиян, которые находятся за рубежом, у них есть пособники на территории России.

Найти и ужесточить
© РИА Новости. Александр Гальперин

"Мы их установили. Правда, непросто это было сделать - это российские граждане, однозначно могу сказать. Это четыре человека, которые сейчас находятся за границей. Есть пособники, которые находятся на территории страны", - заявил директор ФСБ России Александр Бортников журналистам по завершении прошедшего в Краснодаре совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов - партнеров ФСБ России.

Александр Бортников уточнил, что розыск организаторов и пособников ложных звонков о минировании ФСБ России ведет совместно с партнерами.

"Поскольку они использовали IР-технологию, определить место дислокации сложно. Это признаем не только мы, но и признают наши партнеры, с которыми мы сейчас работаем", - сказал глава российской спецслужбы.

Директор ФСБ уточнил, что ложные звонки нанесли существенный как экономический, так и моральный ущерб.

"Экономику мы считали на первых днях - более 300 млн рублей понесли убытки те структуры, в отношении которых были ложные звонки", - сказал директор ФСБ.

Ранее стало известно, что депутаты Госдумы собираются ужесточить санкции за ложные сообщения о терактах.

С этой целью в комитете по безопасности российского парламента будет создана рабочая группа, в которую привлекут специалистов из силовых ведомств - МВД, ФСБ, Следственного комитета и Росгвардии, сообщала газета "Известия". Сейчас в России за подобные преступления наказывают штрафом в размере до 200 тыс. рублей или лишением свободы на срок до 5 лет.

"Необходимость изменений стала очевидной после серии анонимных звонков о минировании общественных зданий в Москве и других городах", - заявил газете источник.

Эксперты, опрошенные Interfax-Russia.ru, говорят, что в сложившихся условиях найти телефонных террористов в короткие сроки не предоставляется возможным.

"Когда все это началось, я сказал, что этих людей обязательно найдут, только дайте время. Те горячие головы, которые требовали в течение одного дня найти и тут же наказать – это нереализуемо на практике", - объясняет специалист по IP-телефонии, руководитель аналитического центра "Зекурион" Владимир Ульянов.

Он говорит, что быстрый поиск усложняют два фактора.

"С одной стороны – это IP-телефония, которая сложнее обычной телефонии. И вторая причина – то, что телефонные "минеры" находится за рубежом", - объясняет эксперт.

По его мнению, в современных IT-системах обеспечить полную анонимность практически невозможно.

"Тем более, если мы говорим об IP-телефонии. До абонента можно дойти, но для этого нужно поднять данные промежуточных звеньев цепи. Ведь телефонный звонок совершается на конкретный номер. С этого номера мы начинаем откручивать, откуда шел звонок. Дальше идем к предыдущему шлюзу, смотрим журнал, откуда пришел этот трафик. И так, переходя от одного к другому звену, мы начинаем этот клубок распутывать. И в конце, мы переходим к тому, кто реально инициировал звонок", - говорит Владимир Ульянов.

Однако, по его словам, препятствием в "распутывании клубка" выступают зарубежные сети.

"Мы натыкаемся на такие вещи, как трансграничная передача данных. И в этом случае у наших провайдеров нет данных. Дальше цепочка теряется", - разъясняет специалист.

По его мнению, зарубежные специалисты по госбезопасности понимают, что нужно сотрудничать в поисках телефонных террористов.

"На уровне спецслужб идет запрос, где российские спецы объясняют ситуацию своим зарубежным коллегам и ждут ответа. Надо понимать, что телефонный терроризм не только наша сугубо российская проблема. Адекватные специалисты из разных стран понимают, что нужно сотрудничать в пресечении преступлений. И они уже смотрят своих провайдеров связи. А для этого требуется время, чтобы во всем разобраться", - поясняет Владимир Ульянов.

Он говорит, что процесс поиска можно сделать оперативнее, но зарубежные коллеги не обязаны искать террористов по первому требованию российских спецслужб.

"Процесс поиска можно и быстрее сделать, это зависит от того, насколько партнеры оперативно отреагируют на той стороне. Конечно, они не должны бросать все дела и за 5 минут предоставлять России информацию. Представьте крупную телекоммуникационную компанию, которая обслуживает миллионы абонентов. Требуется время, чтобы конкретную запись по большой базе просмотреть и найти. Тем более, если нужно восстановить цепочку событий. Это достаточно серьезная работа аналитиков", - считает эксперт.

По его словам, чтобы пресечь телефонный терроризм как явление в России, необходимо в первую очередь найти и наказать виновных.

"Нужно найти этих людей и наказать в рамках международного права. После этого подобные люди не очень будут склонны обращаться в Россию, понимая, что им может за это грозить. Ведь что получается, эти ребята поехали в какую-нибудь далекую страну, сидят за компьютером, выходят через скайп и думают, что они такие мега-анонимные, и никто их никогда не найдет. Понимая последствия, другие ребята так шутить уже не будут", - считает Владимир Ульянов.

Кроме того, по его мнению, экстренным службам стоит пересмотреть регламент обработки подобных звонков.

"Самим экстренным службам стоит внести изменения в регламент обработки таких звонков. Чтобы усложнялась жизнь телефонных террористов", - заключил специалист.

В свою очередь, полковник запаса ФСБ, бывший руководитель подразделения КГБ по борьбе с терроризмом Владимир Луценко утверждает, что сейчас искать телефонных террористов сложнее, но даже в такой сложной системе до преступников доберутся.

"В свое время, когда преступники пользовались телефонами-автоматами на улицах Москвы, им быстро нашли противоядие. Их практически до окончания звонка арестовывали", - вспоминает Владимир Луценко.

Он говорит, что по вопросам терроризма по линии международного сотрудничества никогда не возникало проблем.

"Но тут нужно обратить внимание, что органы госбезопасности выполняют волю политиков. И если сейчас не вмешается в это дело грязная струя политических интриг, то тогда мы найдем общий язык, преступники будут у нас и понесут наказание", - говорит бывший руководитель подзразделения КГБ по борьбе с терроризмом.

По его мнению, версии о том, что за лже-минированием стоят представители ИГИЛ (запрещенная в РФ организация) не правдоподобны.

"Все эти высказывания звучали в СМИ. Все они начинались примерно так: "по источникам в правоохранительных органах". Официально ни один правоохранительный орган эти вещи не заявлял. Для игиловцев это как-то мелковато. Это скорее дело наших недоброжелателей, недовольных или обиженных и, может быть, не совсем психически здоровых людей", - убежден Владимир Луценко.

По его мнению, в массовом телефонном терроризме нет ничего нового.

"Эта публика всегда участвовала в таких мероприятиях не только в нашей стране. И Германию трясло, и Англию трясло, и даже Америку. После таких случаев в некоторых странах за телефонное хулиганство стали давать до 20 лет", - рассказывает эксперт.

По его словам, подобные случаи хулиганства случались и в советские времена.

"Например, были массовые угрозы, они рассылались по почте. Тогда целое расследование было, по почерку, по пишущим машинкам находили людей. Единственное, чего никогда не было, чтобы звонил настоящий террорист. Тогда были шкурные интересы или сведение счетов", - сказал Владимир Луценко.

Он также затруднился назвать сроки, когда общественность узнает, кто стоит за нынешним телефонным хулиганством.

"Я считаю, что идет сложная работа по линии оперативников и по линии дипломатов. Когда информация будет обнародована, вам сейчас никто не скажет. Но мы доберемся до них, и они будут наказаны", - считает эксперт.

А между тем, только за один день 6 октября тысячи людей были эвакуированы в Москве из школ, административных зданий и торговых центров.

Так, например, около 2 тыс. человек эвакуированы из торгового комплекса "Мега Белая Дача" (Котельники) в Подмосковье после анонимного звонка о заложенном взрывном устройстве. Еще более 1,5 тысяч человек эвакуированы из пяти школ Москвы после анонимных сообщений о заложенных на территории учебных заведений взрывных устройствах.

Эвакуировали 6 октября и Мосгордуму. После проверки здания кинологами сообщения о минировании не подтвердились, опасных предметов обнаружено не было. Сразу после с заявлением выступил спикер столичного парламента Алексей Шапошников. Он сообщил, что депутаты подготовят свои предложения об ужесточении наказания за "телефонный терроризм" и направят их в рабочую группу Госдумы РФ.

"Депутаты Мосгордумы полностью поддерживают своих коллег из Государственной Думы и Совета Федерации, которые предлагают ужесточить наказание за телефонный терроризм. Мы готовы направить свои предложения по изменению законодательства в рабочую группу Госдумы", - сказал Алексей Шапошников.

Обозреватель Олег Пименов

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook