Точка зрения 9 января 2013 г. 15:41

Посадка "без тормозов"

Interfax-Russia.ru – Во время приземления во "Внуково" самолет Ту-204 выехал за пределы ВПП, пробил ограждения и развалился на части. Предполагают, что причиной ЧП стал отказ тормозной системы.

Самолет Ту-204 авиакомпании Red Wings, возвращавшийся из чешского города Поддубицы в Москву, вечером 29 декабря совершил жесткую посадку в московском аэропорту "Внуково". Первая попытка посадить машину не удалась, экипаж решил совершить второй заход. По неизвестным причинам самолет не смог вовремя остановиться, проехал всю взлетно-посадочную полосу (ВПП) и техническую зону, пробил ограждение аэропорта, загорелся и развалился на три части. Кабина пилотов оказалась на обочине Киевского шоссе, немало напугав проезжавших мимо автомобилистов.

Из-за ЧП "Внуково" временно прекратил прием и отправление запланированных рейсов – их перераспределили между двумя другими авиапортами Москвы – "Домодедово" и "Шереметьево". Кроме того, в течение нескольких часов было перекрыто движение по Киевскому шоссе. О произошедшем доложили президенту и премьер-министру РФ.

Известно, что на борту находился только экипаж. Причем, поначалу было не ясно, сколько именно человек возвращалось в Москву. В авиационных кругах не исключали, что на рейс зарегистрировались 10 человек, однако двое из них могли так и не зайти на борт. Спасатели, обследовав обломки лайнера, подтвердили, что на борту было только восемь человек. К сожалению, пятеро из них погибли. В этом списке оказались командир воздушного судна Геннадий Шмелев, второй пилот самолета Евгений Асташенков, борт-инженер Игорь Фисенко, стюардессы Татьяна Пенкина и Евгения Жигалина.

По данным МЧС, в числе пострадавших - технический сотрудник борта Алексей Изосимов и стюардесса Кристина Баранова, которые с тяжелыми черепно-мозговыми травмами госпитализированы в горбольницу N1. Бортпроводник Дмитрий Винокуров госпитализирован в НИИ имени Склифосовского.

"У пострадавших в авиакатастрофе в аэропорту "Внуково" состояние стабильное, присутствует положительная динамика", - говорится в сообщении, размещенном в среду на официальном сайте Минздрава РФ.

Известно также, что Red Wings выплатит семьям каждого погибшего в авиакатастрофе по 2 млн рублей и еще по 1 млн рублей всем пострадавшим. Кроме того, авиакомпания возьмет на себя все расходы на ритуальные услуги, лечение и дальнейшую реабилитацию выживших членов экипажа.

Кстати, по случайному совпадению первыми на месте трагедии оказались обычные водители и пассажиры наземного транспорта, ехавшие из Москвы в область.

Одна из очевидцев трагедии – студентка Екатерина Новикова – рассказала "Интерфаксу" об увиденном. По словам девушки, маршрутка, в которой она ехала из Москвы в Наро-Фоминск, остановилась у кордона ДПС, перекрывшего трассу.

"Первая мысль была - что впереди ДТП, но затем мы увидели густой дым, а позже - корпус самолета с красными буквами на борту и несколько пожарных машин вокруг. Люди что-то кричали", - сказала девушка.

Через некоторое время дверь маршрутки открылась, и неизвестный мужчина в черной куртке помог пройти в салон раненой женщине, которой требовалась первая помощь.

"В маршрутке оказался врач, он начал оказывать ей первую помощь, наложил шину. Из обрывков разговора я поняла, что это бортпроводница, и она как-то вылетела из самолета. Я увидела бейдж у нее на груди и имя - Кристина", - отметила очевидица.

Вскоре после аварийного приземления лайнера Red Wings МЧС открыло "горячую линию" для родственников и близких пострадавших и погибших в крушении.

"Горячая линия" будет действовать по телефону (495)637-22-22. На нее смогут обращаться родственники погибших и пострадавших, а также граждане, которые хотят получить дополнительную информацию о случившемся", – сообщили "Интерфаксу" в МЧС РФ.

Известно, что сам самолет, неудачно приземлившийся во "Внуково", и ответственность компании перед пассажирами застрахованы в ОАО "СОГАЗ" на 2 млн рублей. Как уточнил представитель "СОГАЗА", ответственность перед членами экипажа также застрахована в этой компании.

Интересно вот что: авиакомпания Red Wings Airlines выполняет внутренние и международные рейсы. Ее авиапарк состоит из девяти российских самолетов Ту-204, которые в начале 90-х пришли на смену Ту-154. Компания, кстати, пользуется популярностью среди пассажиров – об этом свидетельствует ее неплохой рейтинг в интернете. Хотя, Red Wings и не считается самой безопасной. Причина, отчасти, в самих самолетах – жесткая посадка в Москве стала третьей за месяц историей, когда Ту-204 (разных авиакомпаний), выехал за пределы взлетно-посадочной полосы. Несмотря на это, в Red Wings собираются продолжить эксплуатацию этих лайнеров, отметив, что "Ту-204 - один из самых надежных самолетов и соответствует всем российским и международным авиационным требованиям".

В "Росавиации" также не исключают, что самолет выкатился за пределы ВПП из-за технических неполадок. Кстати, накануне инцидента ведомство направило президенту ОАО "Туполев" директиву с предложением разработать "срочные предупредительные мероприятия по устранению неполадок с системами реверсов и торможения на самолетах данного типа".

Специалисты не исключают, что к ЧП могла привести ошибка экипажа, который до последнего пытался включить неисправный механизм. Хотя владелец компании Александр Лебедев характеризовал его с лучшей стороны.

"Борт номер 47 имел 8,5 тыс. часов налета, последний тяжелый чек выполнен 23 ноября. Командир ВС - опытный пилот с 14,5 тыс. часов налета, из них более 3 тыс. на этом типе, Ту-204", - сообщил Лебедев в своем микроблоге в Твиттере.

В свою очередь, глава "Росавиации" Александр Нерадько рассказал, что Ту-204 садился ночью в сложных метеоусловиях. При этом коэффициент сцепления с ВПП превышал 0,5.

"Это хороший показатель. По информации диспетчера и руководителя полетов, наблюдавших за посадкой, самолет приземлился в зоне посадки, но по какой-то причине не смог остановиться, выехал за пределы на большой скорости, столкнулся с курсовым маяком системы посадки, разрушил ограждение, выкатился на Киевское шоссе и разрушился на три части", - пояснил глава "Росавиации".

По данным источника "Интерфакса" в правоохранительных органах столицы, для выяснения причины жесткой посадки будет изъята полетная документация Red Wings, исследовано топливо, которым заправляли лайнер, и проведен опрос очевидцев. Кроме того, специалисты иссследуют записи "черных ящиков", которые спасатели обнаружили на месте ЧП.

Известно, что последнее техническое обслуживание лайнер прошел за две недели до происшествия. Впрочем, именно техническая неисправность могла привести к трагедии.

"Пилоты после посадки, по предварительным данным, применили все имеющиеся на самолете системы торможения, однако почему-то машина не остановилась и продолжила движение. Скорее всего, были неисправны реверсы или тормоза", – сообщил "Интерфаксу" источник в оперативном штабе по ликвидации последствий ЧС.

Эту версию подтвердил и источник "Коммерсанта" в технической комиссии по расследованию аварии – по его словам, экипаж посадил воздушное судно в штатном режиме, хотя и немного превысил скорость при посадке (250 км/ч при норме 225-245 км/ч) и "перелетел" несколько сотен метров. Однако специалисты сошлись во мнении, что эти обстоятельства не могли привести к аварии, поскольку пустому Ту-204 для посадки хватило бы и остатка взлетной полосы.

Источники "Коммерсанта" также уточнил, что, учитывая сокращенную тормозную дистанцию и низкую эффективность "колесного" торможения лайнера, экипаж решил остановить машину с помощью реверса. Однако механизм не сработал на обоих двигателях Ту-204 – возможно, реверсы на самолете не сработали из-за коррозии или обледенения.

"Чтобы появился полноценный реверс, самолет должен опуститься колесами на бетонку. (...) Пока колеса не коснутся земли, включить реверс на Ту-204 невозможно. То же самое происходит и в случае заклинивания стержня-штока: система "не видит" приземления", – поясняет издание.

Поэтому всем эксплуатантам Ту-204 и Ту-214 приказано на "ближайшем оперативном обслуживании в базовом аэропорту" смазать механизмы привода концевых выключателей обжатия амортизатора основной опоры, а в дальнейшем проводить эту процедуру через 150 летных часов при отрицательных температурах и через 600 летных часов - при положительных". Кроме того, экипаж должен строго соблюдать рекомендации производителя "при невыпуске реверсивного устройства на двух двигателях".

Впрочем, это всего лишь официально неподтвержденные версии. А "Международный авиационный комитет" тем временем продолжает свое расследование.

Обозреватель Татьяна Кочеткова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще