Москва / Точка зрения 9 августа 2013 г. 16:49

Рабочий вопрос

Interfax-Russia.ru – Палаточный лагерь для мигрантов в Москве стал "яблоком раздора" для властей и правозащитников. Споры переросли в решения увеличить штрафы для нелегалов.

Инцидент на Матвеевском рынке в Москве перерос в масштабную акцию по поимке нелегальных мигрантов в столице. В это же время аналогичные облавы прошли в Санкт-Петербурге, Кабардино-Балкарии и Екатеринбурге.

Задержанных по закону должны депортировать на родину за счет российских госсредств. Но как показывает практика, для многих из них "свидание с родиной" будет очень недолгим, и они вновь вернутся в Россию.

Российские власти готовы всячески противостоять такой ностальгии: они не только поддерживают жесткие действия полиции, но и собираются повысить штрафы для нелегалов. "За" ужесточение миграционного законодательства выступают и сами россияне: по данным опроса ВЦИОМ, отрицательно к наплыву мигрантов относятся три четверти (74%) респондентов. Хотя еще в 2008 году недовольных количеством приезжих было несколько меньше – 68%.

Впрочем, пока возможность увеличения штрафов еще обсуждают, нелегальные мигранты, пойманные во время рейдов в Москве, ожидают выдворения на родину в палаточном лагере, возведенном специально для них на востоке столицы.

По словам уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, в лагере содержится 586 человек, причем 560 из них – вьетнамцы. Оставшиеся – граждане Египта, Марокко, Киргизии, Азербайджана, Узбекистана и пр.

"Там (в лагере) есть даже сирийцы, которые по постановлению суда подвергнуты выдворению в страну, где им грозит смертная казнь прямо на месте", – сообщил председатель постоянной комиссии по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Бобров.

Он также пояснил, что многие задержанные въехали на территорию РФ нелегально – по туристическим визам (хотя ехали на заработки), не продлили срок временного проживания и по закону должны быть депортированы.

Кстати, сами палатки, не простоявшие и месяца, уже успели стать "яблоком раздора" между властями и правозащитниками. Первые уверены, что созданные в них условия вполне пригодны для жизни и гораздо лучше тех, в которых люди вынуждены были жить до этого.

"Да, это не пионерлагерь, но условия здесь лучше, чем если бы всех их поместили в Центр для временного содержания иностранцев. Распространенная информация о том, что люди живут в нечеловеческих условиях, не соответствует действительности. У них трехразовое питание - гречка с тушенкой, они могут свободно перемещаться по лагерю, в том время как в Центре временного содержания они сидели бы в замкнутом пространстве", – заявил заместитель председателя Общественного совета при ГУ МВД России по Москве Антон Цветков, пояснив, что палаточный лагерь пришлось построить из-за большого количества задержанных.

Он также рассказал, что сейчас пытаются провести в лагерь электричество, чтобы можно было включить вентиляторы, а мигранты могли, например, зарядить мобильные телефоны. Также жителям лагеря привезли медицинские маски.

Вторые, наоборот, настаивают на том, что нормально жить в спартанских условиях практически невозможно.

"Условия содержания плохие. 40 человек находятся в одной палатке размером 50 кв. метров, это просто нечеловеческие условия", – заявил начальник консульского отдела вьетнамской дипмиссии Ле Хонг Чыонг "Интерфаксу".

В свою очередь заместитель председателя Общественного совета при ГУ МВД России по Москве Антон Цветков сообщил журналистам, что представители посольства не могли не знать о ситуации, в которую попали вьетнамцы.

"Вьетнамцы находились фактически в рабских условиях, они въехали в страну в долг, денег им не выплачивали. Не может такая ситуация быть без согласия со стороны посольства", – заявил он, подчеркнув, что нелегальное предприятие также создали вьетнамцы.

Вскоре после этого около 200 человек перевели из палаточного лагеря в изолятор временного содержания.

По данным ГУ МВД по Москве, 6 августа в изоляторах и спецприемниках находилось 388 человек и еще около 400 должны были перевести туда по мере появления свободных мест. Однако уже на следующий день выяснилось, что вновь прибывшие попросили вернуть их обратно в палатки.

Тем временем в СМИ появилась информация о злоупотреблениях полиции по отношению к задержанным нелегалам. В свою очередь заместитель начальника ГУ МВД РФ по Москве, начальник управления охраны общественного порядка Вячеслав Козлов опроверг эти данные.

"Нам постоянно говорят, что там кормят плохо, деньги с них берут, вода некачественная – все эти вопросы очень тщательно проверяются, пока ничто не подтвердилось", – заявил он, подчеркнув, что ни один из задержанных не убегал из лагеря.

Почти всех жителей палаточного городка ждет депортация – исключение сделают лишь для двух сирийцев, которые временно останутся в РФ из-за военных действий в Сирии. Уже 12 августа из лагеря могут выслать 44 задержанных, а заявление на депортацию подано еще в отношении 178 человек.

Впрочем, легче от этого не стало. Так, правозащитники сообщили, что около 20 человек в палаточном лагере заболели неизвестной болезнью. Как пояснил "Интерфаксу" уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, "некоторые считают, что это ветрянка, некоторые, что это аллергия".

"Лагерь как лагерь. Какого-то целенаправленного и преднамеренного наезда на права содержащихся там я не заметил. Но есть много проблем, связанных с бытом. Скученность, уже начались болезни, ветрянка. Там есть беременные женщины, которые жалуются на питание. Есть тысяча проблем", – сказал омбудсмен.

Он также подчеркнул, что с помощью лагеря не удастся решить достаточно острый для России миграционный вопрос. В то же время, это не только российская проблема, но в других странах с нелегальной миграцией борются другими способами.

"В других странах этот вопрос решается так: для людей, которые долго находятся в стране, работали безупречно и без претензий, объявляется амнистия, им оформляют документы на длительное пребывание. Тех людей, которые нарушают законы, необходимо отправить домой. Необходимо ввести очень жесткие ограничения на въезд таких людей. И главное - необходимо всерьез заняться миграционной преступностью", – сказал он.

Сообщение о массовом заболевании проверили эксперты Роспотребнадзора и заключили, что "никаких заболеваний инфекционного генеза среди них не регистрировалось". В то же время, они выявили нарушения правил организации проживания и питания людей.

"Был выявлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологических правил по организации питания и проживания, с целью устранения которых специалистами даны соответствующие предписания. В целом в пункте сбора обеспечены необходимые условия для проживания, организовано питание и водоснабжение. Медицинское обслуживание осуществляется в круглосуточном режиме Центром экстренной медицинской помощи и "Медицины катастроф", – сообщил сайт Роспотребнадзора.

Кроме того, лагерь не имел правового статуса и, по сути, сам находится вне закона. По словам председателя постоянной комиссии по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Евгения Боброва, "руководство лагеря не понимает, кому оно подчиняется, и на каком основании он был создан".

Он пояснил, что, по некоторым данным, лагерь находится в ведении МЧС, хотя туда направляют лица, подвергнутых административному выдворению по решению суда.

"В принципе, условия содержания в этом лагере немножко лучше, чем в отделах внутренних дел, но, тем не менее, вопросов там масса", - уточнил Евгений Бобров.

Он также подчеркнул, что во всех постановлениях суда о депортации написано, что фигуранты давали показания в суде о том, какие законы они нарушили, что они обязуются выехать, однако на деле мигранты в процессах не участвовали.

"Некоторые из тех, с кем удалось поговорить, а это единицы, потому что русскоязычных вообще там нет почти, ни судью в глаза не видели, ни переводчика. Их привезли, сказали, что они будут оштрафованы и все", - утверждает он.

В свою очередь руководитель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина убеждена, что с правовой точки зрения лагерь для мигрантов незаконен, поскольку нет законодательных актов, которые подтвердили бы его статус.

По ее словам, согласно законодательству, "граждане, подлежащие административному выдворению за переделы РФ, по решению суда могут содержаться в специально отведенных помещениях органов безопасности, либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке установленным законом субъекта РФ".

С ними согласен и глава Федерации мигрантов России Маджумдер Мухаммад Амин.

"Палаточный лагерь обычно создают во время чрезвычайных, военных ситуаций. А наша ФМС создала палаточный лагерь для содержания иностранных граждан, в котором не созданы никакие условия. В лагере есть полевой душ с холодной водой, который не возможно принимать. Есть проблемы с питанием, гигиеной. Например, сложно стирать одежду. К тому же, в российском законодательстве нет пунктов о том, чтобы можно было создавать палаточные лагеря, пусть и для людей, находящихся в РФ нелегально. Он абсолютно незаконный", – заявил Маджумдер Мухаммад Амин Interfax-Russia.ru.

Он также убежден, что депортация задержанных не приведет к уменьшению числа мигрантов в РФ. По его словам, в России живет около 10 млн нелегалов, и "депортация 2-3 тыс. человек ничего не даст".

"Мы видим, что последние годы более 90% мигрантов работали в теневом секторе экономики. А сейчас наши власти требуют навести порядок, побежали, поймали людей, которые абсолютно не виновны. А за мигрантов взялись, потому что мигранты – бесправны. Они не могут дать отпор", – пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.

Глава Федерации мигрантов России связывает такое количество приезжих, работающих нелегально, с возможностью без проблем приобрести поддельное приглашение в РФ.

"Мы до сих пор видим: много людей приезжают в РФ и покупают приглашения (в Россию-ИФ). А кто продает? Работают сотни посреднических компаний", – рассказал Маджумдер Мухаммад Амин, отметив, что возглавляемая им федерация намерена обратиться к российским властям с предложениями по легализации труда мигрантов и созданию нормальных условий в лагерях.

Как долго просуществует лагерь на востоке Москвы – пока не известно. Хотя по данным заместителя начальника ГУ МВД РФ по Москве, начальника управления охраны общественного порядка Вячеслава Козлова, расширять палаточный городок не планируют, а всех задержанных постепенно переведут в Центр временного содержания иностранных граждан.

Ситуацию усугубляют и трудности с идентификацией задержанных. Причем, основная проблема - сложность транслитерации иностранных имен.

"Я не обвиняла бы их в сообщении ложных сведений, так как транслитерация их имен достаточно проблематична, и одна буква помешает их найти в нашей базе", - сказала начальник УФМС России по Москве Ольга Кириллова.

По ее словам, представители миграционной службы встречались с послом Вьетнама в Москве и попросили у него помощи в установлении личности и документировании содержащихся в городке лиц.

Пока полиция решает насущные проблемы, власти идут по пути ужесточения наказания за незаконную миграцию и, например, с 9 августа увеличивают штрафы для нелегалов в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих областях.

В частности, согласно поправкам, которые вступают в силу 9 августа, за правонарушения в сфере миграции в Московском регионе, Санкт-Петербурге и области физическим лицам будет грозить штраф до 7 тыс. руб. (в других регионах до 5 тыс.). Для должностных лиц – до 70 тыс. руб. (в других регионах до 50 тыс.). Кроме того, штрафы для юридических лиц устанавливаются в размере до 1 млн руб. (в других регионах - до 800 тыс. рублей), сообщили "Интерфаксу" в ФМС.

Также запрещается въезд в Россию иностранцам и лицам без гражданства, уклонившимся от уплаты налогов или административных штрафов. Кроме того, если приезжий в течение пяти предшествующих лет подвергался административному выдворению за пределы России, ему не выдадут повторное разрешение на работу, а ранее выданное разрешение аннулируют.

Также установлен минимальный срок административного приостановления деятельности юридического лица за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранца - 14 дней, максимальный срок - 90 дней.

Эти меры в итоге приведут к тому, что права въезда в Россию могут лишиться более 3 млн мигрантов.

Как сообщил в интервью "Российской газете" замглавы департамента ФМС по организации работы с иностранными гражданами Дмитрий Демиденко, в ближайшее время миграционные власти РФ намерены отказаться от механизма квотирования как способа приема на работу иностранцев.

"Квота уже не отвечает потребностям экономики. Она только осложняет и практически делает невозможным привлечение легальных сотрудников малым и средним бизнесом. Потому что пройти все бюрократические процедуры им трудно, а работников они привлекают мало, – сказал он, пояснив, что подобные методы не отвечают своим целям. – С теми странами, откуда к нам прибывают иностранные сотрудники, у нас действует безвизовый режим. Поэтому, вводя квоту, мы ограничиваем только приток легальных иностранных работников".

Дмитрий Демиденко также пояснил, что ФМС предлагает установить долю иностранной рабочей силы в компании, "которая, вероятнее всего, будет рассчитываться от общего числа сотрудников".

Впрочем, ни ужесточение наказания, ни любые другие меры разом не избавят Россию от нелегалов. По данным ФМС, в стране сегодня находится около 290 тыс. иностранных граждан, и уже 155 тыс. иностранцам въезд в Россию закрыт. Тем не менее, полиция регулярно находит тех, кто трудится в России незаконно.

Обозреватель Татьяна Кочеткова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"