Interfax-Russia.ru – Первую платную дорогу в Москве может построить фонд из Саудовской Аравии.
Пул инвесторов, в составе которого суверенный фонд Саудовской Аравии Public Investment Fund (PIF), может вложиться в строительство платного северного дублера Кутузовского проспекта в Москве, говорится в сообщении Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ).
Саудовский фонд примет участие в холдинге РФПИ и УК "Лидер", который создан в этом году для строительства и эксплуатации дорог и городского транспорта. Соглашение будет подписано во время визита короля Саудовской Аравии в Россию 5 октября.
Дорога пройдет из района "Москва-Сити" до МКАД с выходом на Молодогвардейскую развязку. Будут предусмотрены съезды-выезды в самом "Сити" и на пересечении с улицей Барклая. В целом, дорога в 11 км станет продолжением дороги в обход Одинцово. Таким образом, город получит выезд из центра до ЦКАД.
Как ранее заявлял заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, работы в рамках концессионного соглашения по строительству северного дублера Кутузовского проспекта начнутся в этом году, а завершить их планируется в 2021 году.
"По нормативам работы необходимо закончить за четыре года, однако я думаю, мы уложимся в три", - сказал Марат Хуснуллин.
Между тем, эксперты, опрошенные Interfax-Russia.ru, говорят, что в инвестировании Саудовской Аравии в российский проект не обошлось без политики.
"Политический интерес всегда присутствует в экономике. В последнее время прошли различные переговоры по поводу регулирования нефтяных цен на мировом рынке между Россией и Саудовской Аравией и другие переговоры между нашими странами. Например, были переговоры по поводу борьбы с терроризмом. Отношения налаживаются, которые раньше были никакими", - объясняет Interfax-Russia.ru руководитель Центра промышленных и инвестиционных исследований ИМЭМО РАН Владимир Кондратьев.
По его словам, нефтедобывающие страны ищут сферы приложения своего капитала.
"В наших условиях есть и гарантии, и другие стимулы для иностранных инвесторов. Это довольно такое хорошее вложение со всех точек зрения. Платные дороги - это вещь перспективная в наше время", - говорит эксперт.
По его мнению, помимо инвестиций в строительство самой дороги инвестор получает доступ к освоению близлежащий территорий к платному участку.
"Как показывает зарубежная практика платных дорог, где они уже десятилетия существуют, инвестор не от эксплуатации дороги получает прибыль, что, конечно, тоже немаловажно, но у него больше возможностей осваивать территории. Вкладывать деньги в недвижимость, торговлю и прочую инфраструктуру", - считает Владимир Кондратьев.
По мнению старшего аналитика ИК "Фридом Финанс" Богдана Зварича, вложения в российские проекты интересно различным зарубежным инвесторам, но их активность сдерживается тем режимом санкций, которые существуют по отношению к России.
"Многие западные компании, которые хотели бы вложить средства в российские активы и проекты, к сожалению, не могут себе это позволить из-за высоких рисков последствий нарушений санкций", - говорит Interfax-Russia.ru эксперт.
При этом, по его словам, локальное инвестирование не является основанием для санкций.
"То же локальное дорожное строительство не является основанием, чтобы попасть под штрафные санкции со стороны США за вложения в Россию", - поясняет аналитик.
По его мнению, у таких проектов, как строительство дублера на Кутузовском проспекте, длительный срок окупаемости.
"Это инфраструктурный проект. А они имеют далекий горизонт окупаемости. Да, в принципе это очень неплохой проект, который в дальнейшем покажет свою состоятельность и принесет инвесторам прибыль. Но это произойдет не в ближайшей перспективе. Обычно у инфраструктурных проектов сроки окупаемости могут составлять порядка 10 лет", - объясняет Богдан Зварич.
Слишком плотная и большая
Рассуждая о том, как изменится транспортная ситуация в Москве после строительства платного дублера, транспортный аналитик и урбанист Аркадий Гершман говорит, что не видит в самом проекте платной дороги в черте города ничего нового.
"Платный проезд по городским улицам не есть что-то новое. Это распространенная практика в мире. Можно вспомнить, что в Лондоне въезд в центр платный или в Сингапуре все улицы платные. Есть бесплатные дороги абсолютно для всех. У людей нет вариантов и все, стоя в пробках, платят своим временем. Платные дороги – это возможность выбрать оплату не своим временем, а деньгами", - рассказывает Interfax-Russia.ru Аркадий Гершман.
При этом он уверен, что создать сеть платных дорог в черте Москвы не представляется возможным.
"С учетом особенностей Москвы определенные дороги ситуацию не изменят. Создать второй контур улиц, который бы позволял объехать весь центр за плату, при этом, чтобы обычные улицы были бесплатны, я такого варианта не вижу", - говорит эксперт.
По его словам, спасти ситуацию может только введение повсеместного платного проезда.
"Без вреда для жителей и для городской среды я не вижу физической возможности создать сеть подобных дорог в черте города. Москва слишком плотная и большая. Другое дело, если вводить повсеместный платный проезд, тогда это спасет от пробок и будет стимулировать людей чаще пользоваться общественным транспортом", - считает Аркадий Гершман.
Он также отметил, что стоимость проезда по платной дороге будет зависеть от спроса.
"Это индивидуально и зависит от конкретного случая. Плата может рассчитываться так, чтобы не создавались пробки. Если слишком большой спрос, и исчерпываются возможности дороги, то оплата повышается. Согласитесь, если на платной трассе будет пробка, все ее преимущество будет сводиться на нет", - заключил транспортный аналитик.
В то же время, генеральный директор исследовательского агентства InfraNews, транспортный эксперт Алексей Безбородо называет конкретные цифры возможной стоимости проезда по платной дороге.
"У платы за проезд по платным дорогам вообще нет никакой эластичности. Это если говорить на примере платных участков на трассах М-1 и М-4. Одинцовская трасса - довольно дорогая история. Отдавать за 18 км 200 рублей сейчас - это безумие. Большая цена мешает заполнять дорогу по полной программе. А обход Вышнего Волочка, который обходится моей семье 130 рублей за 70 км, вполне адекватным кажется", - говорит Interfax-Russia.ru Алексей Безбородо.
По его мнению, есть определенная пороговая сумма, по достижении которой человек задумается о проезде по платной дороге.
"По сегодняшним деньгам, чтобы платный участок имел своих пользователей, стоимость проезда не должна быть больше 150 рублей за 20 км. А если цена составит больше 200 рублей, человек уже подумает, махать платежной карточкой ему или нет", - считает эксперт.
Он также уверен, что не стоит ожидать большого эффекта после ввода новой дороги.
"Каким-то людям будет проще. Кто-то сэкономит 10-20 минут. Все мы в Москве понимаем, сколько стоит минута. Сколько она стоит у таксиста, олигарха или министра. 20 минут человека, который владеет чем-то большим и важным, для экономики они очень важны", - сказал Алексей Безбородо.
Обозреватель Олег Пименов
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook