Interfax-Russia.ru – "Левада-центр", включенный в реестр НКО-иноагентов, считает решение Минюста ошибочным и намерен оспорить его в суде.
Автономная некоммерческая организация (АНО) "Аналитический центр Юрия Левады" - российская негосударственная исследовательская организация, которая регулярно проводит собственные и заказные социологические и маркетинговые исследования, являясь одной из крупнейших российских организаций в своей области. Исследовательский коллектив центра, который носит имя российского социолога Юрия Левады (1930-2006), первым начал проводить регулярные опросы общественного мнения в масштабах всей страны, начиная с 1988 года.
О включении "Левада-центра" в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, Минюст РФ проинформировал 5 сентября.
По информации министерства, факт соответствия "Левада-центра" признакам НКО, выполняющих функции "иностранного агента", был установлен в ходе внеплановой документарной проверки. С соответствующим запросом в Минюст обратился лидер движения "Антимайдан" сенатор Дмитрий Саблин.
Как пояснили "Интерфаксу" в министерстве юстиции РФ, "Аналитический центр Юрия Левады" получал значительную часть иностранного финансирования из США, в том числе от Висконсинского университета, куратором которого является Пентагон.
"Проверкой установлено, что "Аналитический центр Юрия Левады" в проверяемом периоде получал большую часть иностранного финансирования из США, в том числе грант от Висконсинского университета в Мэдисоне, курирующим учреждением по которому значится министерство обороны США", - отметили в министерстве юстиции.
Среди других источников иностранного финансирования "Левада-центра" в Минюсте РФ назвали IPSOS MORI UK LTD (Великобритания), Московский филиал Джонс Дэй Лимитед Партнершип (США), FAFO AIS AS (Норвегия), Fernland Holdings Ltd (Швейцария), Deutsche Gesellschaft Fuer Technische Zusammenarbeit GNBH (ФРГ), Gallup INC (США), Viesoji Istaiga (Литва), University of Wisconsin Madison, Regents of University of Colorado, Columbia University, The George Washington University.
В свою очередь из акта проверки Минюста, опубликованного на сайте "Левада-центра", следует, что в деятельности аналитического центра обнаружили два признака, позволяющих признать НКО иностранным агентом: иностранное финансирование и политическую деятельность, которая выражается в изучении общественного мнения.
В частности, Минюст обратил внимание на то, что средства "курируемого" Минобороны США Висконсинского университета, выделенные на "изучение жилищных вопросов", "Левада-центр" потратил также на исследование вопросов, "затрагивающих аспекты социально-экономического положения респондентов" и их "восприятие социальных институтов и других широко обсуждаемых вопросов в России".
В своих замечаниях к сделанным Минюстом выводам директор "Левада-центра" Лев Гудков уточнил, что грант был выделен Висконсинскому университету не Минобороны США, а его научным фондом. При этом "Левада-центр" при исполнении контракта выступал лишь как "субподрядчик в рамках договора о проведении конкретных полевых работ".
Директор центра также напомнил, что договоры на совместный с Висконсинским университетом проект уже были предметом проводимой в 2014 году проверки. И ни прокуратура, ни Минюст, ни МВД, ни налоговая служба не нашли в них ничего незаконного.
Вместе с тем, в беседе с "Интерфаксом" Гудков подчеркнул, что "Левада-центр" не готов отказаться от зарубежных контрактов на проведение исследований, которые, по его словам, не являются прямым финансированием организации.
"Мы не получаем зарубежных грантов. Их в принципе нет, за время проверки не получено ни одного гранта, это все оплата по коммерческим договорам самой разной тематики: от гигиенических принадлежностей до того, как понимается слово "цивилизация", - рассказал директор центра.
Он отметил, что такие коммерческие договоры не составляют значительную часть бюджета "Левада-центра": "Но это важные вещи, благодаря которым мы получаем доход и распределяем его на собственные исследования. Отказаться от них было бы все равно, что отрезать себе голову".
Между тем, считает Гудков, объявление аналитического центра иностранным агентом сократит финансирование и существенно осложнит его деятельность. "Само по себе клеймо "иностранного агента", которое в России понимается исключительно как синонимичное "шпиону" и "диверсанту", блокирует проведение массовых и прочих социальных опросов", - говорится в заявлении главы "Левада-центра".
Тем более что, по его словам, в ряде регионов сотрудникам госучреждений запрещено контактировать с представителями организаций - "иностранных агентов".
Глава центра заявил при этом, что гордится возможностью работы с иностранными партнерами. "Это не повод для дискредитации нас как агентов, напротив, свидетельство высокого профессионализма и качества наших исследований, объективности и надежности производимого информационного продукта и глубины интерпретации эмпирических данных. Это то, что отличает работу специалистов "Левада-центра" от других институтов, проводящих опросы общественного мнения", - заявил Гудков.
Он также сообщил о намерении после консультаций с юристами опротестовать в судебном порядке полученный акт проверки Минюста РФ.
"Мы ждем от Минюста официального уведомления о включении "Левада-центр" в перечень организаций, выполняющих функции иностранного агента, и только после этого и на основании этого можем обращаться в суд. Если до конца недели мы не получим такое официальное уведомление, то в понедельник намереваемся обратиться в Минюст для получения этого документа, дающего возможность подготовки обращения в суд", - говорится в сообщении центра.
Между тем, включение "Левада-центра" в реестр НКО-иноагентов вызвало критику правозащитных организаций. Так, глава Совета по правам человека при президенте РФ Михаил Федотов назвал подобное решение Минюста следствием того, что по закону в реестр "иноагентов" можно включить любую организацию.
По его словам, с таким же успехом в реестр иностранных агентов можно включить Российский фонд мира или Российское авторское общество, так как "все они получают денежные средства или иное имущество из иностранных источников и занимаются публичной деятельностью, которую наш закон позволяет легко интерпретировать как политическую".
"Я удивляюсь только тому, что в реестре иностранных агентов еще не тысяча организаций. Думаю, что нужно дать право Минюсту включать в этот реестр все организации, которые они хотят, не спрашивая у самих организаций. У Минюста теперь есть такое право, вот пусть они этим правом и пользуются, не отнимая время у серьезных НКО", - заявил Федотов "Интерфаксу".
Что же касается "Левада-центра", то, по мнению главы СПЧ, им ничего не стоит выйти из этого реестра - они должны всего-навсего вместо некоммерческой организации стать коммерческой и продолжить заниматься тем же самым.
Политолог Глеб Павловский считает включение "Аналитического центра Юрия Левады" в реестр НКО, исполняющих функции иностранного агента, не случайным в преддверие выборов.
Он убежден, что применение этой квалификации к "Левада-центру" выглядит абсурдно, и объяснять его, конечно, будут только политическими причинами - оппозиционными взглядами, которые выражают те или иные сотрудниками "Левада-центра". "Но исследования есть исследования, они проверяемы. А взгляды тех, кто проводит исследования, это их частный вопрос", - отметил в беседе с "Интерфаксом" Павловский.
По мнению эксперта, применение термина "иностранный агент" к "Левада-центру" представляется неубедительным, поскольку речь идет об исследованиях для любых субъектов - российских, нероссийских, международных организаций, кого угодно. "В этом смысле, не существует отдельно российской науки и отдельно зарубежной", - пояснил свою точку зрения собеседник агентства.
Со своей стороны руководитель Независимого исследовательского агентства "Башкирова и партнеры" Елена Башкирова считает, что признание "Левада-центра" НКО - иностранным агентом не связано с грядущими парламентскими выборами. "Вопрос о признании компании "Левада-центр" иностранным агентом встал очень давно. Мы проводили специальные заседания и даже подписали петицию, что выступаем против обвинений", - отметила она.
По оценке Башкировой, обвинения в адрес компании не были четко прописаны. К тому же, добавила она, под существующую формулировку попадают практически любые социологические исследования.
В свою очередь, заведующий кафедрой политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков высказал мнение, что ситуация вокруг "Левада-центра" носит рутинный характер. "Мне кажется, происходит чисто техническая вещь. Та формулировка в законе, определяющая, что такое общественная деятельность, включает в себя, в том числе, проведение социологических опросов населения на политические темы, связанные с выборами и прочее", - заявил Поляков "Интерфаксу".
При этом, по мнению политолога, ситуация не выглядит драматичной, поскольку законодательство не запрещает работу этой организации, никаким образом ее не ограничивает: "Единственное, что требуется, это включение в особый реестр и особую отчетность".
Член Общественной палаты РФ Вероника Крашенинникова считает, что социологи "Левада-центра", по сути, были привлечены к политической деятельности, принимая финансирование зарубежных структур для реализации проектов, выявляющих протестный потенциал в РФ.
"Социологическая информация представляет огромный интерес для любого иностранного государственного ведомства, она отражает состояние общества, его удовлетворенность или степень недовольства, готовность или неготовность к протестам. В умелых руках такая информация может стать средством для решения каких угодно политических задач. Безусловно, социология в данном контексте является политической деятельностью, и социологи должны это понимать", - заявила Крашенинникова журналистам.
Она напомнила, что закон о регистрации "иноагентов" в России действует почти 4 года, и, по ее словам, "остается только сожалеть, что "Левада-центр" продолжил принимать иностранное финансирование на выполнение таких чувствительных для политической обстановки задач".
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook