Директор ГМЗ "Петергоф" Е.Кальницкая: "Музеи должны использовать инновационные технологии"

Директор ГМЗ "Петергоф" Е.Кальницкая: "Музеи должны использовать инновационные технологии"

Директором Государственного музея-заповедника "Петергоф" с февраля 2009 года стала Елена Кальницкая. В течение 20 лет она руководила филиалом Русского музея "Михайловский замок", который был в значительной степени отреставрирован в течение этого времени. О том, что ждет крупнейший музей-заповедник в ближайшее время, какие реставрационные планы имеются у его руководства, рассказала "Интерфаксу" Е.Кальницкая.

- Елена Яковлевна, расскажите о распределении обязанностей между директором и президентом заповедника. Какие формы взаимодействия связывают вас с Вадимом Валентиновичем Знаменовым?

- На президента возложены чисто представительские функции, он определяет перспективную политику музея, участвует в определении приоритетов деятельности учреждения. Если говорить просто, должность президента - это возможность почетному человеку с величайшими заслугами остаться и на любимой работе, и в общественной жизни. Вадим Валентинович очень активно задействован в городе, он является членом совета по культурному наследию Петербурга. Несмотря на то, что я люблю дойти до всего сама, я с ним во многом советуюсь. Тем не менее, я считаю, что музеи должны не меняться и меняться одновременно, быть современными, в них должны использоваться инновационные технологии.

- А как у вас складываются отношения с коллективом?

- Я люблю людей, и у меня никогда не было конфликтов с сотрудниками. Однако мне не все нравится в новом коллективе, что-то хочется поменять. Например, мне не нравится, что в Петергофе сторожевая охрана музея, однако я не могу по этическим соображениям уволить почти 200 бабушек, которые следят за безопасностью заповедника. Я ищу и приглашаю молодежь, со мной в музей пришли около 10 молодых моих учеников.

- Как вы видите будущее развитие "Петергофа"? Какие новые события и открытия ожидают посетителей в ближайшее время?

- Моя судьба складывалась таким образом, что я два раза приходила работать на объект, который надо было полностью возрождать. Так было и в Гатчине, и в Михайловском замке. В "Петергоф" я пришла, когда все его грандиозные памятники были уже восстановлены, поэтому здесь у меня будет свой абсолютно новый опыт. Самый главный вопрос, который я для себя сейчас решаю, - это каким должен быть Меншиковский дворец Ораниенбаума. Мне очень хочется сделать его интерактивным современным музеем. Но мне пока непонятно, примет ли сам дворец эти новшества.

Что касается "Петергофа", то в грядущем сезоне мы откроем уникальный зеленый лабиринт. Запустим первую партию аудиогидов, чего никогда не было в "Петергофе". В этом году впервые по парку Александрия начнет курсировать паровозик, который заменит велорикш. В Александрии же мы решили сделать Исторический детский парк. Здесь в перспективе будут воссозданы детские развлечения, которые существовали при Николае I.

В Ораниенбауме будет работать "Поле ремесел". Мы собираем умельцев по всей Ленинградской области, затем хотим разместить их в парке Ораниенбаума, чтобы они тут же делали и продавали свои изделия. В Каменной зале будет открыт интерактивный кинотеатр, там можно посмотреть фильмы по истории Петербурга и про сам Ораниенбаум. Дело в том, что нам очень хочется широко разрекламировать этот уникальный пригород, который после завершения реставрационных работ станет достойной частью Петергофа.

- Реставрация каких объектов будет проходить в 2009 году в Петергофе и Ораниенбауме?

- К середине лета мы сдадим павильон Эрмитаж, в котором воссоздан уникальный подъемный стол Екатерины II. Предполагается, что механизм действия стола мы будем показывать посетителям не чаще, чем два раза в день. В остальное время все желающие смогут полюбоваться самим павильоном.

В настоящее время завершена реставрация здания Телеграфа. Предполагается, что музей здесь будет открыт к 2010 году. Идут работы в Фермерском дворце. Нижняя дача пока "не вписывается" в бюджетную схему, но у нас есть планы попасть с ней в федеральную программу.

В Ораниенбауме из-за сокращения бюджета реставрации с 1,2 млрд рублей до 500 тыс. мы решили все средства сосредоточить на Меншиковском дворце. Предполагается, что его реконструкция завершится к концу 2009 года. Мы планируем воссоздать центральную часть дворца, чтобы его смогли посещать все желающие.

С реставрацией Китайского дворца дело обстоит иначе, так как здесь есть спонсорские средства от "Газпрома". Всего планируется выделить 300 млн рублей, 100 из которых мы уже получили. Для реставрации будет создана специальная творческая группа, состав которой мы можем определить сами. Существует очень большая проблема по обеспечению гидроизоляции здания. Дворец стоит на земле. Чтобы провести исследование, нам необходимо вскрыть паркет, который является предметом охраны. Надеюсь, что нам удастся договориться с органами охраны: либо мы вскроем полы, либо здание будет гнить вместе с паркетом.

- Отразился ли кризис на финансировании ГМЗ и его бюджете?

- Федеральное финансирование "Петергофа" не сократится, оно и так невелико. В прошлом году объем средств составил 200 млн рублей, в этом году он такой же. Сейчас мы видим, что количество посетителей не сократилось. Однако то, сколько мы потеряем туристов из-за кризиса, будет ясно только после закрытия сезона.

- Обсуждался ли с руководством музея вопрос о захоронении останков царевича Алексея и княжны Марии в домовой императорской церкви?

- Я на посту директора нахожусь четыре месяца, и пока этот вопрос ни с кем не обсуждался. Однако, по моему мнению, все Романовы должны быть похоронены в Петропавловском соборе.

- В каком состоянии находится водопроводящая система фонтанов Петергофа?

- Система сейчас находится в нормальном состоянии. Дело в том, что она находится на границе Ломоносовского и Петродворцового района и фактически является ничьей. Петродворцовое отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры очень активно протестовало против уплотнительной застройки в этом районе. Но, мне кажется, они создают проблему там, где ее нет. Конечно, водопроводящая система часто становится делом рук вандалов, к тому же она подвержена влиянию времени.

В настоящее время обсуждается вопрос о том, чтобы владельцев системы стал музей-заповедник "Петергоф". В таком случае мы бы стали единственным ее хозяином. Сейчас же деньги на содержание системы и уход за ней выделяются регулярно. Однако мы все время слышим о нарушении экологии района, по которому проходит фонтанная водоподводящая система, и приняли решение провести переговоры со строителями КАД, чтобы из первых рук получить объективную информацию.