Северо-Запад / Эксклюзив 10 апреля 2019 г. 15:29

Губернатор НАО А.Цыбульский: "Нужно принимать системные решения в отношении развития Севморпути"

Делегация Ненецкого автономного округа (НАО) принимает участие в V Международном арктическом форуме "Арктика - территория диалога", в ходе которого регион подписывает ряд важных соглашений, в том числе о строительстве глубоководного порта Индига. О создании совместно с Архангельской областью авиакомпании "Арктика", планах вклада округа в развитие Севморпути и решении вопросов здравоохранения в интервью "Интерфаксу" на полях форума рассказал губернатор НАО Александр Цыбульский.

Губернатор НАО А.Цыбульский: "Нужно принимать системные решения в отношении развития Севморпути"

- Александр Витальевич, на этот раз встречаемся с Вами на полях Арктического форума. Один из главных вопросов, который здесь обсуждается - это развитие Северного морского пути (СМП). На Ваш взгляд, каковы перспективы наращивания логистического потенциала Севморпути? Как синхронизировать развитие инфраструктуры СМП с реализацией новых инвестиционных проектов?

- Потенциал развития Севмопути мы обсуждаем давно в разных форматах и продолжаем обсуждать. Еще четыре-пять лет назад было довольно много скептиков, которые говорили, что в целом потенциал Севморпути - это еще не полноценная реальность, а вероятность. Сегодня становится понятно, что проекты в Арктической зоне могут быть привлекательны для инвесторов, давать соответствующую экономическую отдачу и развивать регион. Надо принимать системные решения, если мы по-настоящему верим в перспективу Севморпути.

Издержки по реализации проектов на Арктических территориях, особенно на территориях Крайнего Севера, огромны, поэтому льготные преференциальные каникулы для особенно крупных инвестпроектов должны существовать. Наверное, эти преференции должны зависеть от объема осуществляемых инвестиций. Мы сегодня точно ставим необходимость, с одной стороны, предоставления такого рода условий, с другой - мы должны административно упростить работу инвесторов на Арктических территориях. Если мы говорим о системном развитии, необходимо принять комплекс мер, которыми мы поставим инвесторов, с одной стороны, в одинаковые безопасные условия инвестирования, а с другой стороны, через эти условия рынок сам отрегулирует приоритетность и привлекательность этих проектов. Тогда они будут реализованы бизнесом практически самостоятельно.

- В регионе планируют построить глубоководный порт Индига для перевалки нефти, который может дать мощную загрузку СМП. На какой стадии сейчас находится подготовка проекта? Есть ли уже твердые договоренности с инвесторами?

- Я считаю, что порт Индига - один из наиболее перспективных и уникальных проектов Северного морского пути. Это не только мой оптимизм, но и абсолютно объективные реальные факторы. Это крайняя незамерзающая точка на Северном морском пути, куда доходят теплые течения. На полях форума мы подписали соглашение с компанией АЕОН о начале реализации этого проекта. Уже создана компания "Морской порт Индига", зарегистрированная в Нарьян-Маре, которая сейчас приступает к практической стадии реализации проекта. Уже сделаны декларации о намерениях инвестирования порта, проведены все необходимые геологические изучения. Сегодня мы приступаем к вопросам выделения земель, межевания, проектно-сметной документации, к тому первому этапу проекта, который необходим. Этот проект полностью сконфигурирован бизнесом и частными инвесторами, поддержан исключительно с точки зрения административной.

Объем инвестиций сегодня насчитывается порядка 70-80 млрд в строительство портовых мощностей на первом этапе, плюс порядка 200 млрд в строительство железнодорожной ветки. Независимо от того, будет ли проект включен в инвестиционную программу РЖД, мы в любом случае идем на строительство порта. Я думаю, что уже к 2022 году мы должны приступить к практическому строительству, а к 2024 году сделать свой вклад в Северный морской путь, отгружать в районе 15 млн тонн.

- Какие соглашения, подписанные в рамках форума, кажутся Вам наиболее важными?

- Мы заключили три соглашения. Из них наиболее важное - это компания АЕОН. Соглашение подтверждает намерение инвестора, мы начинаем практическую реализацию проекта порта Индига. Также мы подписали соглашение с корпорацией "Росатом". Компания активно смотрит на порт Индига для организации контейнерных перевалок грузов через Северный морской путь. Не менее важно соглашение с Архангельской областью, где мы договорились о создании авиакомпании "Арктика". Округ еще на Сочинском форуме подписал соглашение с компанией ГТЛК о намерении приобретения в лизинг трех самолетов Superjet. Это получило практическую реализацию, в ближайшее время финализируем эту сделку. Мы пригласили наших коллег из Архангельской области со своим Вторым объединенным авиаотрядом тоже присоединиться к проекту, чтобы сделать первую межрегиональную авиакомпанию, которая бы начала обслуживать интересы Арктической зоны и северо-запада Арктической зоны. Маршруты пока рассматриваются нашими экспертами. В первую очередь хотелось бы рассмотреть наиболее востребованные: Москва, Архангельск, Санкт-Петербург.

- НАО теперь председательствует на Северном форуме. Недавно обсуждалось принятие Стратегии-2030. Каким, по Вашему мнению, должен быть подход к реализации новой стратегии на практике на всех уровнях? Каким образом новому Северному форуму эффективнее использовать статус наблюдателя в Арктическом совете?

- Я считаю, что в первую очередь нам надо уже перестать обсуждать эту стратегию и, наконец, ее подписать. Мы обсуждаем ее уже в течение нескольких лет, все время у членов Арктического совета в последний момент возникает какое-то особое мнение, которое не дает нам этот документ финализировать. Нам нужна обновленная стратегия, поскольку время идет, мир меняется очень динамично, и нам надо сегодня подтвердить, что Северный форум понимает цели и приоритеты, которые существуют. Надо расширять количество участников во всех рабочих группах.

Получить статус наблюдателя - это, мне кажется, с формальной точки зрения очень несложная процедура. Важно просто понимать, для чего нам это надо. Мне кажется, стратегия, которая сейчас разработана, дает возможность более осмысленно подойти к развитию и Арктики, и Северных территорий. У нас есть, условно говоря, клуб губернаторов, который, мне кажется, очень востребован с точки зрения обмена лучшими практиками. Мы все живем примерно в одинаковых условиях, кто-то придумывает более оптимальные и интересные решения. Есть возможность этим обмениваться в интересах наших жителей.

- Этот год в НАО объявлен Годом здоровья. Какие задачи нужно решить в этой сфере? Как планируете привлекать врачей в регион?

- К сожалению, проблем здравоохранения у нас пока еще многовато. Мы уже занимаемся серьезным обновлением материально-технической базы. Сейчас активно ведем переговоры о федеральном софинансировании пристройки к областной больнице, что для округа крайне важно.

Привлечение врачей - это вторая больная тема, которая актуальна не только для нашего округа, но и для многих Арктических территорий и территорий Крайнего Севера. Мы пошли со своей стороны на беспрецедентные меры - в рамках программы "Земский доктор" увеличили почти в два раза финансирование привлечения врачей в сельскую местность и в город Нарьян-Мар. Коллегам из министерства здравоохранения надо тоже не отставать и помнить о том, что привлечь специалиста для работы в населенных пунктах Крайнего Севера значительно сложнее, чем в центральную часть или в южные регионы страны.

Мы серьезно занимаемся программой профессиональной переподготовки и роста наших кадров, что тоже очень важно. Все проекты, которые обозначены в качестве приоритетных в национальном проекте "Здоровье", это и "Бережливые поликлиники", и онкологические центры диагностики, и сердечно-сосудистые центры - все это в процессе проработки. В этом году мы должны представить четкое понимание, в какие сроки они у нас появятся.