Северная столица готовится принять Международный экономический форум: в этом году он впервые пройдет на новой площадке, на окраине города. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко в интервью информагентствам рассказал о переезде ПМЭФ, высокопоставленных гостях форума, а также о состоянии городского автокластера и бизнеса в целом, туризме и строительстве стадиона на Крестовском острове.
- Георгий Сергеевич, в этом году Петербургский международный экономический форум пройдет на новой площадке - в "Экспофоруме". Какие особенности или трудности в связи с этим были в подготовке?
- Для меня проведение в "Экспофоруме" XX-го, юбилейного Петербургского международного экономического форума - приятное событие. Осенью 2011 года, когда я только начал работу на посту губернатора Санкт-Петербурга, мы с Алексеем Борисовичем Миллером устанавливали первую сваю на месте строительства. И вот сегодня там вырос прекрасный комплекс, крупнейший и лучший в стране и на севере Европы.
Последние два года мы усиленно готовились к переносу ПМЭФ, создавали вокруг "Экспофорума" соответствующую инфраструктуру. На днях открыли участок обновленного Петербургского шоссе - расширенного, с новыми мостами и переходами над железнодорожными путями. Это шоссе - основная подъездная магистраль к "Экспофоруму". Мы, как и планировали, открыли ее ко Дню города. Также в соответствии с дорожной картой подготовки к ПМЭФ решены все вопросы, связанные с обеспечением энергетических сетей "Экспофорума" заявленными мощностями.
- Значит, Петербург полностью готов к форуму?
- Мы готовы на 100%, могу об этом говорить абсолютно уверенно. Вся часть подготовки, которая зависела от Санкт-Петербурга, выполнена и будет проведена на высоком уровне.
Есть небольшое отставание от графика у наших партнеров из "Газпрома" по вводу гостиниц в составе "Экспофорума". Одну гостиницу они ввели в эксплуатацию, а вторую не успевают. Задержка связана, прежде всего, с турбулентными процессами на мировых рынках. Планировалось приобретение соответствующего гостиничного оборудования, но из-за снижения курса рубля у них пошли некоторые сбои, поэтому одну гостиницу не успели ввести. В следующем году ее введут обязательно, там каких-то серьезных проблем нет.
В целом все, что сделано на новой площадке, полностью обеспечивает возможность качественного проведения форума на высоком уровне. На время ПМЭФ в "Экспофоруме" не будет больше никаких посторонних выставок. Весь комплекс будет работать, как единая площадка, в рамках форума. Честно говоря, хочется быстрее посмотреть, как все пройдет.
- Какие ограничения возникнут для петербуржцев в связи с переносом ПМЭФ на площадку Экспофорума? Какие части города могут попасть в "закрытую зону", как это раньше было с частью Василеостровского района?
- Новая площадка позволяет нам во многом минимизировать неудобства для петербуржцев. Многие гости и участники форума будут прямо из аэропорта "Пулково" попадать в "Экспофорум", не заезжая в центр города. Естественно, в пиковые моменты, когда участники будут собираться или, наоборот, разъезжаться, движение по Петербургскому шоссе и части Пулковского шоссе будет плотным. Поэтому жителям Пушкина, Павловска нужно будет это предусматривать и стараться использовать другие варианты, в частности - Витебский проспект. А жители Васильевского острова теперь могут вообще вздохнуть спокойно, там не будет теперь никаких закрытых зон.
Конечно, крупное международное мероприятие нельзя провести так, чтобы никто из горожан этого вообще не заметил. К нам приедут первые лица некоторых государств. В рамках обеспечения их безопасности, так как они будут жить в центре города, во время их передвижения в соответствии с международными правилами на короткое время будут перекрываться некоторые городские магистрали.
Я уверен, что подавляющее большинство петербуржцев отнесется к этому с пониманием. Мы же, в свою очередь, будем информировать водителей о предстоящих ограничениях и предлагать оптимальные схемы движения.
- Какие у вас ожидания от очередного форума? Какое количество участников ожидается, из каких стран? Расширяется ли география?
- К концу мая свое участие подтвердили более 200 спикеров и модераторов. Это и первые лица государств, и видные политические, и экономические деятели, и представители бизнес-элиты. География самая широкая. Принять участие в форуме планируют президент Казахстана, председатель Совета министров Италии, вице-канцлер Австрии, вице-президент Совета министров Кубы, премьер-министр Королевства Бахрейн, министр внешних экономических связей и иностранных дел Венгрии, президент Республики Сербской и еще целый ряд министров.
Поскольку в этом году страной-партнером Петербургского международного экономического форума станет Италия, на форуме ожидается большая итальянская делегация. Предполагается, что председатель Совета министров Италии Маттео Ренци примет участие в центральном событии - пленарном заседании с участием президента Российской Федерации.
Итальянцы выступили с интересным предложением, которое, насколько я понимаю, нашло поддержку. Они хотят в рамках форума создать отдельный павильон, где планируют демонстрировать ведущие направления итальянской экономики. И они хотят, чтоб итальянский центр работал постоянно в "Экспофоруме", чтобы использовать его для проведения каких-то совместных мероприятий, работы бизнес-структур. Понятно, что решать владельцам и на межправительственном уровне. Но мне кажется, это хорошая идея.
- Как много будет представлено крупных зарубежных компаний?
- Точное количество назвать не могу, но по представительности бизнеса ПМЭФ будет как минимум на уровне прошлогоднего. На площадке вновь состоится форум "Деловой двадцатки", и в Петербург приедут не только представители органов власти, но и главы крупнейших компаний этих стран - AliBaba, Societe Generale, PricewaterhouseCoopers International Ltd, McKinsey & Company, Wintershall Holding GmbH, итальянского банка Интеза и других. На высоком уровне будут представлены такие известные корпорации, как Coca-Cola HBC Eurasia, Mars Incorporated, Philip Morris International, Nestle, Carlsberg AS, Procter & Gamble, Nokia.
Также в рамках ПМЭФ традиционно будут работать представители межнациональных интеграционных объединений - делового форума ШОС и делового форума БРИКС. В рамках вручения премии "Глобальная энергия" также будут присутствовать многие представители первого дивизиона крупнейших энергетических компаний мира. Планируется проведение мероприятий по линии Валдайского клуба и мероприятия цикла "Беседы с выдающимися людьми". Впервые состоится конференция по экономическому развитию Арктики.
- Какие соглашения город планирует подписать на форуме и на какую сумму?
- Давайте так договоримся. В предыдущие годы мы не раз с вами встречались накануне ПМЭФ. Я вам рассказывал заранее, что мы будем подписывать, вы заранее об этом сообщали. А потом в итоге сами анонсированные вами события происходили в рамках форума как-то незаметно. В этом году я предлагаю поступить иначе и пригласить вас и всех журналистов на форум. Тайны из соглашений мы не делаем, но интригу хотим сохранить.
Могу сказать, что мы решили в этом году поменьше заключать так называемых рамочных соглашений, а подписывать более точечные, с конкретикой. Их у нас будет порядка десяти. В том числе - с зарубежными партнерами. Все соглашения интересные. Они затрагивают сферы легкой промышленности, фармацевтической промышленности, культуры, а также развития транспортной инфраструктуры.
Для меня особенно важны соглашения с нашими фармацевтическими компаниями. Петербург сегодня идет по пути развития экономики знаний. Драйвером экономического роста и своего рода маяком является наш фармацевтический кластер. Третий год он растет примерно на 20%, что хорошо на общем не очень благоприятном фоне. И у него очень хорошие перспективы. Чтобы поддержать такие высокие темпы, с несколькими представителями фармкластера будем подписывать соглашения, в том числе с "Полисаном" и "Герофармом". Причем как минимум одно соглашение коснется возможности реализации так называемого "специального инвестконтракта". Это когда инвестор в рамках создания нового предприятия или расширения действующего производства обязуется решить конкретную задачу и получает существенную льготу. По региональной части налога на прибыль ставка для него может быть снижена до 10%, а по поступающей в федеральный бюджет - вообще обнуляется.
Что касается общей суммы контрактов, то мы ожидаем ее на уровне прошлого года или немного меньше. Но все это, повторяю, будут не рамочные, а более конкретные соглашения.
- Какая культурная программа готовится для участников форума? Будет ли традиционный губернаторский прием? Где и в каком формате он пройдет? Намерен ли город снова экономить?
- В Санкт-Петербурге состоятся порядка 30 серьезных мероприятий для участников форума. Среди них - экспериментальная драма "Русский Гамлет" в Мюзик-холле, оперетта театра "Санкт-Петербург опера" "Летучая мышь", музыкальное шоу арт группы "SOPRANO Турецкого", совместный проект Михайловского театра и Лозаннской оперы - премьера оперы "Волшебная флейта" и многое другое, что мы традиционно предлагаем нашим гостям. На 100% уверен, им будет не скучно. Состоится и концерт на Дворцовой площади - это традиция, от которой не стоит отступать. В этом году организаторы форума готовят там концерт с участием маэстро Валерия Гергиева.
Что касается губернаторского приема, то два последних года мы экономили. И я считаю, что это правильно. Но поскольку все-таки сейчас форум юбилейный, мы решили формат немного изменить. Будем проводить прием во вновь отремонтированном ЦВЗ "Манеж". Скажу сразу, что недавний пожар никак не задел основные выставочные пространства. Немного пострадали офисные помещения, а основные площади остались в прекрасном состоянии.
Такой выбор места мы сделали, чтобы дать гостям возможность пообщаться, а не просто сидеть в зале. На мой взгляд, подготовлена хорошая музыкальная программа. Будет и классика, и современная музыка, в частности, Максим Леонидов со своим коллективом. По стоимости, конечно, получится не 3 млн рублей, как в прошлые годы. Думаю, мы уложимся в 10 млн рублей, максимум 15 млн. Надо быть радушными хозяевами, но при этом нельзя забывать, что мы тратим бюджетные деньги.
- Будет ли на форуме традиционный петербургский павильон? Какие инвестиционные проекты там будут представлены?
- Конечно, в "Экспофоруме" будет работать павильон Санкт-Петербурга с целым рядом интересных проектов. Например, проектом развития бывшего аэропорта "Пулково-2", где мы хотим создать специальную зону с особым режимом хозяйствования и разместить тех, кто активно вовлечен во внешнюю торговлю, в развитие внешнеторгового потенциала Санкт-Петербурга и Российской Федерации. Причем, скорее всего, в новом "Пулково-2" не будет одного мощного якорного инвестора, а будет группа резидентов и инвесторов. Целевые резиденты - это IT-компании, а также представители креативного бизнеса (дизайн, в том числе, промышленный, мода). Гостиничный оператор там должен быть обязательно. Возможно, уже на форуме подпишем первые соглашения.
Будут показаны в петербургском павильоне ПМЭФ-2016 и другие наши проекты. В том числе инфраструктурные, включая новые линии легкорельсовых трамваев в рамках ГЧП. Также можно будет поближе познакомиться с проектом нового крупного музейного комплекса в Кронштадте - Балтийским центром морской истории на базе Канала им Петра Великого с гидротехническими сооружениями. Еще хочу отметить экспозицию, посвященную Особой экономической зоне "Санкт-Петербург". В нее войдет так называемая "зона дополненной реальности", где с помощью очков 3D можно будет совершить виртуальный тур по территории ОЭЗ и даже посетить лаборатории петербургских фармпредприятий.
Павильон Санкт-Петербурга в дни форума станет одним из центров деловой активности. Мы планируем провести несколько семинаров и "круглых столов" по темам импортозамещения, развития и поддержки экспорта, информационных технологий, транспорта, коммунального хозяйства.
- Продолжая тему, расскажите о проектах, которые Петербург реализует или планирует реализовать в этом году. И как на ваш взгляд, остается ли Петербург инвестиционно привлекательным? Продолжают ли интересоваться городом крупные инвесторы?
- Интерес инвесторов сохраняется. Это подтверждает, в частности, и тот факт, что подписанные на прошлом ПМЭФ соглашения успешно реализуются. Например, "Тойота", как и обещала, увеличивает производство с 50 тыс. до 100 тыс. автомобилей и готовится осенью начать выпуск новой модели RAV4. Со своей стороны, город им помог в плане подключения дополнительных электрических мощностей и газораспределительных сетей.
В рамках ПМЭФ-2015 был запущен инвестпроект Федерального испытательного центра электротехнического оборудования. В Белоострове сейчас идет подготовка строительной площадки. Этот проект, напомню, даст городу до тысячи новых рабочих мест, 80% которых - высококвалифицированный инженерный персонал. Плановый ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса - 2020 год.
В августе этого года завершится первый этап работ по приспособлению острова Новая Голландия для современного использования, и остров вновь откроется для посетителей. Параллельно продолжатся работы по реставрации и приспособлению исторических корпусов бывших складов, которые будут проходить поэтапно до полного завершения реставрации в 2025 году. Остров больше никогда не будет закрываться, в том числе и зимой.
Ближе к концу года планируется завершить строительство первого в России Центра протонной лучевой терапии - современного медицинского учреждения для оказания специализированной помощи пациентам с онкологическими заболеваниями.
- Как в правительстве города сейчас оценивают состояние автокластера?
- Хотя автомобилестроение переживает не самые лучшие времена, в Петербурге ситуация получше, чем по России в целом. За прошлый год у нас производство автомобилей снизилось примерно на 15%, а общий результат по стране существенно хуже. В первом квартале 2016 года наши предприятия выпустили порядка 56 тыс. автомобилей, и доля Петербурга в российском производстве легковых машин увеличилась до 25%.
На мой взгляд, стратегические перспективы у нашего автокластера по-прежнему неплохие. Во-первых, у портового города больше возможностей привозить комплектующие и вывозить готовую продукцию. Во-вторых, сам Петербург - большой рынок с отложенным спросом. Чуть-чуть получше времена настанут, люди начнут снова машины покупать. И третье, что работает сегодня на наш автопром - в связи со снижением курса рубля стало выгодно продавать за рубеж. Например, "Хендэ" начал в прошлом году продавать автомобили в Северную Африку, там их берут с удовольствием.
- Сегодня петербургские автозаводы заявляют о новых рынках сбыта, новых моделях? Делятся со своими планами с властями?
- Планы уже известны. Как я уже сказал, "Тойота" планирует делать RAV4, а "Хендэ" с четвертого квартала будет запускать кроссовер Creta. Кстати, судя по всему, это будет первый отечественный кроссовер, целиком собранный из комплектующих, произведенных в России - как дочерними структурами "Хендэ", так и нашими сугубо российскими компаниями. У них сегодня 47% локализации, и не случайно они так уверенно себя сегодня чувствуют на российском рынке.
"Ниссан" тоже работает нормально, за прошлый год они наладили в Петербурге выпуск новой модели Qashqai и стали единственным нашим автозаводом, кто увеличил производство на 7%. И в ближайших планах у них - расширение модельного ряда. К 10-летию своей работы в России на петербургском заводе корпорации начинается выпуск обновленного кроссовера Murano. Это произойдет уже на следующей неделе после ПМЭФ, ориентировочно - 21 июня.
Кстати, по мнению независимых экспертов, одна из причин сравнительно неплохого состояния автопрома в Петербурге - это как раз правильный выбор "флагманских" моделей. Hyundai Solaris и Kia Rio показали рост продаж в России по итогам прошлого года, а X-Trail стал самым популярным кроссовером Москвы. В общем, те, кто правильно выбрал модельный ряд и сделал большие вложения в локализацию производства, сегодня чувствуют себя неплохо.
- Кроме автопрома, какие проекты будут запущены у нас в этом году?
- В этом году в Петербурге должно открыться 12 новых производств - больше, чем в прошлом году. Из них половина - в фармацевтической отрасли. Это "Герофарм", "Инмед", "Цитомед", "Витал девелопмент", "Орион Медик" и "Экоген Технолоджи".
Заложенный два года назад научно-производственный комплекс "Элкус" начинает выпускать инновационные приборы для систем управления в космонавтике, авиации и судостроении. В промзоне "Марьино" завод "Ставрово Отомотив Системс" открывает производство топливных систем для автомобилей. В промзоне "Ржевка" начнет выпускать корпусную мебель и мебельную фурнитуру новый комплекс "Мебельный технопарк". Запускается и производство тормозных систем для "Сапсанов" на заводе "Кнорр-Бремзе".
Кроме того, "Звезда" на новой площадке приступит к выпуску двигателя собственной разработки. Октябрьский вагоноремонтный завод откроет новое производство. Предприятие Кировского завода "Киров-Энергомаш" планирует запустить новый цех в Петербурге и производство в Померании.
Хочу еще раз подчеркнуть - ни в промышленности, ни в других сферах спада интереса инвесторов Петербург не чувствует. Те, кто раньше работал с нами - это как раз Европа - по-прежнему работают, поддерживают и уже инвестируют в существующее производство. Правда, они осторожничают с новыми проектами, поскольку руководители некоторых стран не дают дружить с Россией своим бизнесменам.
Интерес к Петербургу проявляют и представители восточных стран, в том числе арабский бизнес. Они внимательно изучают наш рынок, он новый для них, но интерес есть - это самое главное. Если бы им не было интересно, то как бы мы их ни зазывали, они бы не пришли.
Условия в городе и в целом в стране мы создали очень неплохие для инвесторов. Причем не очередной оффшор, а продуманные и необременительные для Петербурга. Считаю, что наш подход и должен быть абсолютно прагматичным. Мы заботимся о привлечении инвестора, но ни в коем случае не должны отдавать ему все, что он только попросит.
- ПМЭФ традиционно оказывает влияние на сферу туризма. В прошлом году Петербург принял рекордные 6,5 млн туристов, а какие ожидания от этой сферы в текущем году?
- Туристов стало много, это видно. В прошлом году Петербург посетили 6,5 млн гостей. Важно, что больше половины (3,7 млн) - наши сограждане. Второй год подряд с учётом политической ситуации наблюдается прирост туристов из России. В 2014 году по сравнению с 2013-м произошел скачок внутреннего туризма на 20% и в 2015 продолжился. Я считаю, что это хороший знак, потому что любой россиянин должен хоть раз побывать городе на Неве и увидеть всю нашу красоту.
Также к нам активно поехали гости с Востока, из Китая. Прирост туристического потока уже пополняет городской бюджет. Прирост налоговых поступлений от организаций гостиничного комплекса, деятельности в сфере отдыха и развлечений, культуры и спорта в городской бюджет за прошлый год составил порядка 1,5 млрд рублей. Поэтому мы решили стимулировать инвесторов к строительству отелей категории "три звезды". Инвестиции наверняка окупятся, поскольку таких отелей Санкт-Петербургу пока не хватает.
Судя по динамике новогодних и майских праздников, думаю, что число туристов в 2016 году будет никак не меньше, чем в прошлом. Плюс растет деловой туризм. Мы поставили перед собой задачу его развивать и начинаем потихонечку ее решать. Появляется все больше желающих проводить у нас различные симпозиумы и форумы. А на них приезжают люди с определённым достатком, и как минимум на 2-3 ночи.
Я считаю, что мы должны наращивать именно эту составляющую, помимо событийного туризма, который мы тоже развиваем. Например, концерт классической музыки на Дворцовой площади в День города я считаю событием, ради которого вполне можно посетить Петербург. И мы должны об этом больше рассказывать. Ведь любителей классической музыки в мире много, а послушать живьем звезд уровня Анны Нетребко могут себе позволить далеко не все. У нас же это можно сделать бесплатно, в исторических интерьерах Дворцовой площади, да к тому же посмотреть город.
- Городские власти неоднократно выходили с инициативами послабления визового режима для туристов. Есть ли еще какие-то идеи, планы для привлечения туристов?
- Мы предложили рассмотреть возможность введения безвизового въезда на 72 часа для пассажиров железнодорожного и авиатранспорта. Пока законопроект лежит в Государственной думе. Но эту идею мы не отбросили и будем продвигать. Мне кажется, это реально сделать. Закон о безвизовом пребывании круизных туристов в течение 72 часов был хорошим импульсом для развития туристической отрасли Петербурга. Аналогичный режим для авиапассажиров будет еще более серьезным шагом в этом направлении.
- В качестве событийного туризма можно рассматривать и ЧМ-2018 по футболу. Что сейчас происходит со стадионом? Почему снова увеличена смета на 4,3 млрд рублей? Какие там остались проблемы?
- Петербург выполнит все свои обязательства по подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года. По большому счету, основной объем строительных работ на новом стадионе реально закончен ко Дню города. А объёмы, действительно, огромные. Металлоконструкций там - как четыре Эйфелевы башни, а бетона в 5,5 раз больше, чем в стадионе Уэмбли. И такого стадиона - с раздвижной кровлей и выдвижным полем - на широте Петербурга больше нигде нет, и вряд ли будет.
Действительно, мы не планировали удорожание, по максимуму старались провести импортозамещение. И по кровле нам удалось это сделать. Но осталось много такого, чего в России не производят и что придется закупать за рубежом. А за три года цены изменились очень сильно. Плюс сейчас изменились требования по безопасности у ФИФА и у структур, которые обеспечивают антитеррористическую безопасность. Необходимо создавать дополнительные рубежи безопасности, приобретать дополнительное оборудование. Все эти работы на стадионе делаются и будут делаться в рамках соответствующих утвержденных проектов.
Мы нашли необходимые 4 с лишним миллиарда в бюджете. И, прежде всего, мы перераспределили средства между объектами, которые город также строит к чемпионату мира. Большая часть прибавки - это деньги, которые не будут израсходованы в этом году на создание развязки Пулковского шоссе с Дунайским проспектом, на строительство набережной Макарова, и на других объектах. Мы увидели некий объем "неосвоения" в этом году и направляем его на стадион. Причем графики строительства и ввода всех объектов остаются неизменными, на них перераспределение средств никак не отразится.
Осенью планируем полностью завершить все строительно-монтажные работы и начать поэтапно предоставлять Ростехнадзору сооружения нового стадиона для ввода в эксплуатацию. К августу определимся с управляющей компанией, которая по завершении работ начнет комплектовать площадку. Первый пробный, т.е. "технический" матч состоится этой осенью. А матч открытия - в первой половине 2017 года. Понятно, что сыграет "Зенит". Я бы, наверное, пригласил команду из города-побратима Петербурга, может быть, из Шанхая или другого города. Или даже сборную России.
- Но 4,3 млрд - это окончательное удорожание?
- Надеюсь, что окончательное.
- Как Вы относитесь к тому, что Топонимическая комиссия рекомендовала назвать стадион "Крестовский"?
- Против "Крестовского" мне сложно выступать, потому что я сам предложил это название. Будем обсуждать окончательный вариант с управляющей компанией. "Петербург-арена" тоже хорошо звучит. Для международных организаций название "Петербург-арена" будет всем понятно. Название "Крестовский" хорошо для ориентации гостей города. Будет же станция метро "Новокрестовская", есть станция "Крестовский остров", сразу понятно, куда ехать, в каком направлении. В любом случае, мы дадим стадиону красивое название, которое устроит петербуржцев.
- Что происходит с проектом аэроэкспресса, который ранее тоже связывали с ЧМ-2018? Выбрана ли окончательная трасса? Получены ли средства на него из федерального бюджета? Ранее власти заявляли о 10 млрд бюджетного кредита.
- Де-юре договор с правительством РФ и городом Санкт-Петербургом звучит так: это бюджетный кредит дан городу под 1,5% годовых на покрытие дефицита бюджета. Там не написано, что он предоставлен на аэроэкспресс. В прошлом году мы получили 5 млрд, в этом получим столько же до конца года.
От проекта мы не отказываемся. Работа над ним ведется и довольно серьезная. Возникли вопросы, куда придет трасса - на Балтийский или на Витебский вокзал? По целому ряду причин Витебский оказался эффективнее, в том числе и по финансовой. Меньше придется вкладываться в реконструкцию существующих железнодорожных путей. Кроме того, станция метро "Пушкинская" менее загружена, чем "Балтийская" в часы пик.
Но мы сегодня, к большому сожалению, стоим перед определенной дилеммой: строить ли аэроэкспресс прямо сегодня? Что он понадобится, у меня сомнений нет. Но, возможно, его стоит отложить по одной простой причине. Аэроэкспресс должен обеспечивать доставку увеличивающегося пассажиропотока аэропорта "Пулково". А сегодня у нас, к сожалению, реальная ситуация такова, что пассажиров в аэропорту становится меньше. И пассажиропоток "Пулково" сокращается не только по ряду объективных причин, но, на мой взгляд, и по ряду субъективных.
Мы ведь планировали, что "Пулково" станет мощным хабом, в котором будут базироваться несколько авиакомпаний. Для этого и нужен безвизовый въезд на 72 часа туристам, прибывающим самолетами. Таким образом, поток бы увеличивался. А получилось несколько по-другому. Прекратил существование крупный перевозчик - авиакомпания "Трансаэро". Наша базовая авиакомпания "Россия" тоже не планирует развивать здесь свои перевозки. Поэтому тратить сегодня деньги на аэроэкспресс, мягко говоря, не совсем рачительно. А с учетом финансовой ситуации - может, даже глупо.
Средствам федерального бюджета мы сейчас найдем другое применение. Они пойдут на развитие городской инфраструктуры. Когда мы увидим, что перспектива по "Пулково" снова есть, выделим финансирование на аэроэкспресс из городского бюджета. Пока поток пассажиров серьезно снижается, аэроэкспресс именно сегодня и в ближайшие год-два не очень нужен городу. Даже с учетом чемпионата мира по футболу в 2018 году.