Николай Цискаридзе является исполняющим обязанности ректора Академии русского балета имени Вагановой уже почти полгода. В апреле ему предстоит начать первую приемную кампанию в вуз. Вместе с тем Н.Цискаридзе продолжает выходить на сцену, в частности, 29 марта зрители увидят его в роли вдовы Симоны в премьере балета "Тщетная предосторожность" в Михайловском театре. О том, почему он решил исполнить эту роль, о проблемах современной балетной школы, а также о новом Ученом совете академии и его задачах Николай Цискаридзе рассказал в интервью "Интерфаксу".
- Николай Максимович, как будет проходить прием новых учащихся в этом году?
- У нас будет прием в начале июня. С апреля начинаются консультации. Это очень важный момент. Поступление - это всегда очень ответственно. Самое главное - это то, что ребенок должен быть по возрасту 10-11 лет, то есть переходить из 4 в 5 класс. Проверяют физические данные, наличие слуха, а потом, если есть какие-то задатки, дети проходят полную диспансеризацию, медицинский тур. В третьем туре проверяют еще раз, но уже более тщательно.
- Какой ожидается конкурс?
- Я не знаю, сколько будет человек на одно место, но вообще у нас 60 бюджетных мест. Так заявлено. Как правило, девочек бывает больше, даже в Советском Союзе их было больше.
- А правда, что мальчиков стало совсем мало и что поэтому берут уже кого угодно?
- (Смеется) К сожалению, престиж профессии падает. Мы ничего здесь не можем сделать…
- Как же его повысить?
- Мы стараемся что-то делать: проводим открытые уроки, приглашаем на отчетные концерты, чтобы заинтересовать родителей и их детей. Вот сейчас еще придумали, чтобы наши представители поехали по стране с целью отбора детей на обучение в Академию. Была в советское время такая замечательная система. В последние 20 с лишним лет в Академии не было такой практики. Это значительный пробел.
Престиж профессии упал. Мамы не очень ведут мальчиков в балет. Девочки всегда сами хотят стать балеринами, а мальчиков надо приводить. Мальчики сами редко хотят стать артистами балета (смеется).
- В этом году вы поедете по регионам в поисках молодых талантов?
- Пока еще только спланировали. Сейчас сделали все запросы, договариваемся с теми, кто отвечает за культуру в конкретном регионе. В мае собираемся поехать. Это касается именно тех регионов, где нет своих хореографических училищ, чтобы тоже не перебивать, так скажем, клиентов, чтобы быть в рамках интеллигентных отношений.
Недавно мы впервые проводили акцию: к нам приехали дети из Ленинградской области, которые участвуют в танцевальных коллективах. Для них это большой стимул: они побывали в стенах легендарной Академии, посмотрели, как занимаются ученики. 31 марта с Алтайского края приедет группа из 20-ти человек, занимающихся хореографией в Доме пионеров. Нас даже просили двух мальчиков и одну девочку посмотреть на предмет поступления. Конечно, в таких случаях мы идем навстречу. Я также придумал проект с выпускницей Академии Екатериной Щелкановой, у которой есть фонд "Открытый мир". Она помогает некоторым детям из детских домов учиться здесь. У нас сейчас два таких ребенка.
Конечно, сейчас существует очень большая проблема - трудно и дорого доехать до Москвы и до Петербурга. У Задорнова была хорошая шутка, что во всех странах по логике, если столица находится не в центре, то обязательно располагается на востоке, потому что там солнце встает, и только в России наоборот. Когда основная часть страны ложится спать, столица только просыпается.
- В итоге какой процент детей из регионов здесь учится?
- Мы стараемся, чтобы не было приоритетов. Интернат рассчитан не более чем на 100 человек, но надо учитывать, что это на все классы. У нас есть здание общежития на улице Правды, но его надо ремонтировать.
- И когда планируется это сделать?
- У Министерства культуры серьезные планы на этот счет.
- Вы также набираете студентов для получения высшего образования…
- Да, в июле мы набираем учащихся на педагогический факультет по 7 направлениям подготовки. После вступления в ВТО у нас Болонская конвенция, введены бакалавриат, магистратура, в Академии учат профессии педагогов балета и концертмейстеров, менеджеров, балетоведов. 7 апреля в 16.30 - День открытых дверей, ждем всех желающих у нас учиться.
- А кто приходит учиться на эти специальности?
- На педагогов приходят в основном те, кто уже протанцевал какое-то количество времени. Хотя я, например, на педагога стал учиться сразу, как закончил Московскую академию хореографии. Те, кто приходит учиться на концертмейстеров, это закончившие музыкальные школы, но не желающие поступать в консерваторию. Они понимают, что не будут солистами, но имеют образование и хотят работать. Это очень сложная профессия, совершенно другая специфика, этому надо учиться. Ведь даже концертмейстер в опере и концертмейстер в балете - это совершенно разные вещи. На менеджеров приходят учиться те, кто хотят организовывать творческий процесс. Будущие балетоведы либо уже имеют хореографическое образование, либо влюблены в балет, но им не суждено стать артистами.
- Насколько я знаю, скоро в Эрмитажном театре будут отчетные концерты Академии Вагановой. Расскажите о них.
- Это правило нашей Академии. Сначала пройдут концерты в Эрмитажном театре иностранных учащихся, потом тех, кто учится в предвыпускных классах, чтобы они показали себя в сольных номерах. В июне в Мариинском театре традиционно - наши выпускные спектакли. Эрмитажный же театр более компактный, здесь ученики пробуют сделать первые шаги. Концерты пройдут 11, 13 и 18 мая.
- Есть понимание того, куда трудоустраиваются нынешние выпускники Академии?
- У нас нет проблем с трудоустройством.
- Поток идет в Мариинку или совершенно непредсказуемо?
- Понимаете, у нас нет закона о том, что выпускники обязаны идти куда-либо.
- Валерий Абисалович (Гергиев) мечтал о том, чтобы Вагановка стала поставлять артистов для Мариинского театра…
- Дело в том, что это не предусмотрено законодательством страны. Вы знаете, любой локальный акт, если он противоречит конституции страны, не имеет силы. Простите, но у нас свобода выбора, и за нее наши предки боролись очень четко.
- И куда все-таки трудоустраиваются выпускники?
- Проблема Академии, чтобы были трудоустроены все выпускники, а куда они трудоустроятся, это уже проблема их собственная (смеется). Понимаете, не надо забывать, что в те годы, когда я учился в Московской академии, мы все мечтали танцевать в Большом театре. Те, кто учился в Ленинграде, тоже мечтали танцевать либо в Мариинском, либо, если повезет, в Большом. Так или иначе дороги вели в эти два великих театра. Сейчас же очень часто будущие выпускники идут в труппы гораздо меньшие, потому что им сразу предлагают такое особое положение - премьерское, и они соглашаются.
Мне было все равно: что только ни говорили и куда меня только ни приглашали, но для меня существовал только один театр - Большой, в котором я с детства мечтал танцевать. Все меня пугали, что буду в Большом театре работать в кордебалете. Я отвечал: "Да, но зато в Большом". Для меня это было самое главное. Хотя потом много раз думал о том, что если бы я не совершил такой поступок, моя жизнь сложилась бы совершенно по-другому и может даже лучше.
- Вы говорили о том, что будете искать спонсорские деньги для обустройства Академии? Удается ли?
- Мы их и ищем, и находим. Вот видите, ковры поменяли. Можете зайти и посмотреть: во всех залах стоит оборудование. Это все подарки. Средства найти удается. Кто ищет, тот всегда найдет.
- Расскажите про вашу партию в спектакле "Тщетная предосторожность" в Михайловском театре. Выйдете ли вы все-таки на сцену?
- Спектакль "Тщетная предосторожность" в редакции Аштона - это один из шедевров мировой хореографии XX века. Это комический балет, он имеет очень большую историю. Вот как "Женитьба Фигаро" сотрясла умы своей своевольностью, так "Тщетная предосторожность" как бы нарушила законы тогдашнего театра. С тех пор было очень много версий этого замечательного спектакля, несколько музыкальных редакций. Спектакль Аштона - самый прекрасный. Когда он ставился в Большом театре и меня все очень уговаривали танцевать главного героя, у меня не было возможности, так как в тот период было много контрактов. И мне в принципе был совсем неинтересен этот герой. Это не мое амплуа - танцевать крестьян. Единственное, что мне интересно в этом спектакле, это вдова Симона. Постановщик очень удивился и сказал: "Вам 27 лет, какая вдова Симона?" Но там ведь роль! Там есть, что играть! Это интересно! Мы посмеялись, но так сложилось, что я тогда не станцевал эту парию. Потом на протяжении многих лет я хотел сделать это в Большом театре, но эту роль исполнял заведующий труппой, поэтому он никого не подпускал, чтобы не было конкуренции (смеется).
Я часто бываю в Михайловском театре, так как там теперь работает моя ученица Анжелина Воронцова прима-балериной. Она в этом театре только полгода, но станцевала уже семь премьер. Я регулярно хожу на ее новые спектакли. И вот я был на одном из ее спектаклей, получил огромное удовольствие, с хорошим настроением пришел к руководителю Михайловского театра Кехману Владимиру Абрамовичу, там же был Михаил Мессерер, который руководит балетной труппой. Мы сидели, обсуждали великолепное выступление Анжелины, и зашла речь о том, что будет ставиться "Тщетная предосторожность", где главную партию станцует Анжелина. И я рассказал, что всю жизнь мечтал станцевать вдову Симону, но у меня не сложилось. Мессерер посмеялся и сказал: "Ну вот теперь у вас есть возможность". Так и договорились.
Почему я согласился? Этому есть три объяснения. Первое - потому что это Аштон. Второе - потому что это моя давнишняя мечта. И третье - потому что это Анжелина. На сцене мамой другого человека мне бы не очень хотелось стать (смеется). Видя такую красавицу дочку, на душе хорошо.
После оркестровой репетиции 25 марта я позвонил маме Анжелины, настоящей маме, и сказал ей: Я вас сыграл на сцене, правда, в гораздо более жестком варианте, потому что приходится иногда пороть (смеется).
Николай Максимович, вы заявляли, что не будете больше выходить на сцену…
- Вы знаете, ваш брат журналист слишком плохо знает русский язык. Я что сказал, то и делаю. Я ведь сказал только, что больше никогда не буду танцевать в классических балетах, я не хочу быть престарелым принцем в трико. Всему свое время.
- То есть в других ипостасях мы вас еще можем увидеть?
- А я с самого начала собирался это делать. Большой театр в свое время "выжил" Мариса Лиепу, а он тоже хотел продолжать работать. Но они сделали все, чтобы выгнать самого главного артиста труппы. То же самое было со мной. Я говорил давно об этом. Присутствие человека, который перетягивает на себя внимание от бездарных фаворитов руководства, - это всегда очень нервирует людей. Мир не изменился. За последний год работы в Большом было много событий, которые лишний раз подтвердили мой исключительный статус в балете театра, в истории Большого театра. Это правило. Каждое большое имя надо поунижать.
- В каком количестве спектаклей вы выйдете на сцену Михайловского театра?
- Сейчас выйду только в одном, 29 марта. Я изначально так и собирался. Я не хочу никакого пиара, мне не нужны афиши, не нужно, чтобы отдельно об этом говорили. Я как мог оттягивал эту информацию, чтобы она не вышла за пределы театра. Я просил Михайловский театр, чтобы они меня не рекламировали. Я выхожу на сцену для души. Я не хочу вот этого "Ой люди! Возвращение Николая Цискаридзе!". Мне этого не нужно! Тем, кому нужно, вы сами знаете их имена. Это не про меня сказка.
- Вы избрали новый Ученый совет…
- Да, наконец-то это произошло. К сожалению, не делается это все быстро, потому что у каждого документа есть регламент. Слава Богу, я учился на это, чтобы не нарушать все юридические процедуры.
- Что изменилось в Ученом совете?
- Я с самого начала был противником того, чтобы Ученый совет был очень расширенным: есть минимум и есть максимум. Я сказал, что надо идти по минимуму, потому что не нужно абсолютно это делать по маскимуму. Это лишнее. Самое главное, на мой взгляд, сохранить то образование и то качество, которое было накоплено за все годы. Вот, что ценно. Я пытаюсь все сделать для этого.
- Будут новые кафедры?
- Нет, не новые кафедры. Вот, например, балетоведение как класс исчезло, нигде этому не учат, даже в консерватории закрылось. Но, мне кажется, в Академии русского балета, где работает квалифицированный отряд специалистов, как раз и надо учить разбираться в балете. Порой читаешь критику, которую печатают в разных изданиях, и становится стыдно, потому что люди с улицы почему-то решили, что они стали балетоведами.
- А когда Ученый совет назначит дату выборов ректора?
- Пока сказать не могу. У меня сейчас столько экзаменов, репетиций, концертов, выпускной спектакль, прием в Академию… Какие выборы?
- Вы же не можете вечно быть исполняющим обязанности?
- Почему? Могу по законодательству очень долго. Я не могу валить все в одну кучу. Даже чтобы выбрать Ученый совет, мы могли провести конференцию только в субботу вечером. Чтобы не нарушать процесс обучения. Все, кто пришел выбирать, ведь это преподавательский состав! Они не могут пропустить уроки. В субботу вечером не работает администрация, мне пришлось оплачивать отдельно им день, чтобы они вышли. А тут, понимаете, если сейчас готовиться к этим выборам, мы просто завязнем. Я не могу отменить репетиции, экзамены, спектакли.
- Вы в Академии уже почти полгода. Какие-то планы по ее реформированию или обустройству уже появились?
- Мы это все делаем, но опять-таки ничего нельзя сделать быстро. Все, что начинаешь делать, упирается в какую-то проблему. Поэтому я хочу что-то изменить, но сразу не получается.
- Чтобы бы вам хотелось сделать или изменить?
- Владимир Ростиславович Мединский (министр культуры - ИФ), когда меня представлял, произнес очень важную вещь, может быть, не осознавая до конца всей важности сказанного. Он сказал, что диплом Академии Вагановой должен быть равнозначным дипломам Оксфорда, Гарварда, то есть дипломам главных вузов мира. Я вам хочу сказать, что так было всегда. Та дисциплина, те требования, которые были здесь, они продиктовали всему миру то, как это должно быть. Многие восхищаются кубинской балетной школой. Простите, но что бы они делали без нас? К сожалению, мы с водой выплеснули ребенка. Мединский сказал очень важную вещь. Мне действительно бы очень этого хотелось, чтобы это была не просто красивая бумажка с красивой аббревиатурой. А чтобы это была броня, как говорил профессор Преображенский, броня для карьеры. Эта бумажка, полученная здесь, в Петербурге, должна быть статусно выше всего того, что есть.
Я всегда говорил, что в мире есть только три школы. Если вы хотите быть настоящим артистом балета, учиться надо в Париже, Петербурге, Москве. Все, их больше нет. Это три главных очага балетной культуры.
- Как вернуть это качество и статус?
- Прежде всего, это дисциплина, которую я стараюсь вернуть. Второе, это методические требования. Мы регулярно с Жанной Аюповой (первый проректор Академии Вагановой - ИФ) собираем профессионалов, вырабатываем критерии, спорим. Проходит все в творческой атмосфере. Все педагоги с их квалификацией прекрасно понимают, кем являются Аюпова и Цискаридзе в балетном мире как артисты. Тут никто не спорит, потому что все прекрасно понимают, что мы этот путь прошли.
Претензии на тему отличия московской и петербургской школ еще имеют место?
- Да, да, в Москве. Я там недавно услышал: "Знаешь, вот ты со своими ленинградскими штучками…"