В 2013 году Александро-Невская Лавра отметит 300-летний юбилей. Праздничные и реставрационные мероприятия уже давно начались в монастыре. Кроме того, Лавра занимается активной просветительской деятельностью и намерена открыть музей на своей территории. О подготовке к юбилею, а также планах Лавры накануне Нового года и Рождества агентству "Интерфакс Северо-Запад" рассказал ее наместник, епископ Выборгский Назарий.
- Владыка, что бы Вы пожелали петербуржцам в канун Рождества?
- А что можно пожелать, кроме здоровья, успехов и счастья? Это желают все, а я хочу еще пожелать, чтобы люди были более рассудительными. Народ способен разобраться во всем, даже если ему будут "вешать лапшу на уши". Не стоит предъявлять постоянно претензии к окружающим, а надо самим что-то делать, чтобы эти претензии не предъявлять. Посмотрите на наши реальные условия. Просто так критиковать легко. Нужно сравнить свою жизнь буквально десяти лет назад и сегодняшнюю. Исходя из этого видно, что мы живем уже намного лучше, что есть поступательное движение. Мы ведь понимаем, что нереально по мановению руки все радикально изменить и всех осчастливить. Я бы пожелал быть критичнее к самим себе и не забывать, что было вчера, с оптимизмом смотреть в будущее. Может, это не праздничные слова, но, мне кажется, в любой день человек должен быть честен, прежде всего, по отношению к себе.
- Занимается ли Лавра воцерковлением людей?
- В церковь никто не тянет людей насильно. Если у человека есть духовная потребность, нужно остановиться, послушать, что у тебя внутри, что я хочу. И если человек чувствует, что у него духовный голод, у него нет опыта, и если он приходит в церковь и получает ответы на свои вопросы, он останется в церкви. Не надо рассуждать - "не пойду, потому что где-то о них плохо написано". Вопросы веры человеком должны решаться не с бухты-барахты, а при глубоком внутреннем духовном рассмотрении. Очень часто мы ищем на стороне причину, а я, мол, "белый и пушистый". Это неправильная позиция. Если люди будут честными по отношению к себе, они увидят себя со стороны, и поводов для осуждения будет меньше.
- Как Вы оцениваете моральное состояние современного общества и как на него влияет церковь?
- Я не большой оптимист в отношении оценки морального состояния общества. Да, и в церковь приходят грешные люди со своими недостатками и пороками. Если бы мы все были ангелами, то не надо было бы приходить на землю Христу, страдать на Кресте, не надо было бы ничего того, о чем повествует Святое Евангелие. Творец бы смотрел на нас спокойно: "Ой, какое хорошее творение у меня получилось, проблем никаких нет".
Земная церковь не может быть идеалом, потому что это собрание грешных людей, которые хотят стать лучше. На сегодняшний день, какие бы вы ни взяли философские системы, выше и совершенней христианской нет. И если люди, даже не являясь церковными, полагают в основу своей жизни христианские постулаты, все могут спокойно жить друг с другом, они могут видеть перспективу и самое главное - цель в жизни.
Бывает, образуется группа людей, которая выдвигает некую идею и заражает ею общество, и это общество живет, пока эта идея не лопнет, пока она не окажется фикцией. Именно это случилось 80 лет назад, в период безбожной власти Советов. Когда пришли большевики, они ведь очень много чего от Церкви взяли, только выбросили всю основу. Почему в нашем обществе прижилась коммунистическая идея? Да потому что внешняя форма была очень похожа на Православие. Взяли из Библии цитаты, внешние формы крестных ходов, икон и т.д. Но из всего этого выбросили Христа, который принес весть о спасении. Внешняя форма продержалась, конечно, недолго. Вместо святых подвижников появились вожди, партийные боссы. Поэтому все и треснуло. Идея оказалась фикцией.
- А что сегодня нужно делать, чтобы поднять уровень морали?
- Вы думаете морали кто-то может научить? Педагогика в начале советской власти была хороша, потому что она взяла лучшие образцы педагогики старой, потом постепенно прошло два три поколения, и все испарилось. Теперь мы имеем учеников, тех педагогов, которые, потеряли основы настоящей педагогики. Почему сейчас перипетии с бесконечными реформами в школе? Потому что основа педагогики потеряна. Что педагог сейчас? Его дело отчитать курс, а дальше хоть трава не расти. Школа воспитывала нас в свое время. А кто сейчас воспитывает детей? Родители работают, дедушки и бабушки сейчас другие, они не хотят сидеть с внуками, доживают и обеспечивают свою старость. "Зачем мне внуки? Поживу-ка я для себя!"
Семейные традиции не только нарушены, но и во многом потеряны. Приведу пример. Вот на Пасху идут, толпятся молодые дамы, спешат взять кулич. Да что он - лучше того, что ли, который можно дома испечь, когда вся семья бы в этом участвовала? А сейчас - пришел, какой-то мятый кекс взял, да еще освятить не удосужился. А раньше дома ведь это был целый праздник. Готовились, пекли-варили, пошли в храм, дома разговелись. Где это? Это самый простой пример. С потери этих традиций начинается все. Разве в школе и детском саду учат традициям семейным? Все начинается с семьи. Когда человек рождается, он самый счастливый человек. Он еще не подвержен ничему разрушительному. А дальше он не вверх растет, а начинает катиться вниз. Недаром говорят, что человек, родившись, сразу начинает умирать. Вот это проблема.
- Какова просветительская деятельность Лавры?
- В Рождественские дни, 7–8 января у нас будут проводиться детские праздники в Духовно-просветительском центре, но это календарные мероприятия. У нас существует воскресная школа, и даже при наших малых возможностях все-таки там учатся больше 120 детей. Каждый из них пойдет и поделится чем-то хорошим, что он тут услышал. Но для такого огромного мегаполиса этой закваски не хватает. Часто бывает, что ребенок здесь чему-то учится, домой придет, а там все как всегда. Если бы еще и родители поддерживали наши усилия по воспитанию.
Я не хочу сказать, что только религиозное воспитание может исправить положение. Всегда ведь было так, что часть людей была религиозной, а часть нет. Ведь даже нигилисты 19 века все равно жили в христианской среде, и они на генетическом уровне имели те табу, которые не позволяли им совершать из рук вон выходящие поступки. Ведь даже тогда они имели в себе внутренний естественный закон. А сейчас что? Слово "свобода" как понимается? Это все: что хочу, то и творю. Это увлечение гипертрофированным и совершенно не правильным пониманием демократии привело к тому, что народ у нас считает, что демократия это вседозволенность. Хочу - приду голым в храм. Хочу – буду заниматься непотребством, где угодно. И так далее. Это совершенно перевернутое с ног на голову понятие демократии. Ведь демократия это что? Это надлежащее исполнение хороших законов. А у нас демократия понимается, как отсутствие всякого закона. У нас очень много нормальных законов, но они не исполняются. Все демократию понимают так: я буду тогда свободным, когда буду свободен от законов. У меня есть надежда, что люди подобной "свободой" наиграются и поймут, что это пропасть.
- Расскажите о реставрационной деятельности Лавры и планах на юбилейный год.
- Реставрация идет полным ходом. Многие объекты уже отреставрированы, но леса не сняты, потому что не заменены окна. Это наша большая проблема. Сейчас у нас братия замерзает, так как мы смогли в Братском корпусе поменять только одну нитку окон. В течение зимы мы будем ставить внутренние окна, а потом весной закончим менять внешние.
Пока мы еще не сумели закончить работы на южной колокольне. Там сейчас соорудили тепляк, и реставраторы продолжают работу. Идут активные внутренние работы. Мы очень благодарны "Газпрому". Они сдержали свое слово, прямо с Лаврой заключен благотворительный договор и деньги идут напрямую. Но нам было очень сложно освоить 250 млн рублей за один год. Это удается не всякой организации. У нас, конечно, есть переходящий фонд на 2013 год. Остается около 50 млн на окончание работ.
Я очень просил Алексея Борисовича Миллера выделить нам средства на устройство отдельной автономной котельной, потому что мы очень сильно зависим от города. Это огромные деньги. Мы платим один миллион за тепло и 800 тысяч за электричество в месяц. Мне приходится практически сворачивать все работы, которые мы делаем за счет собственных средств, потому что ЖКХ нас душит. Уже сделано три варианта, как и где эту котельную разместить. Подводка газа есть. Петербургское отделение "Газпрома" отослало свои предложения в Москву. Это было бы хорошее дело еще и потому, что летом бывает очень плохая погода, и у нас отсыревает собор, в котором ценная живопись. Мы могли бы протапливать и поддерживать нужную температуру и влажность. Это большое дело, даже не с точки зрения количества денег на отопление, а с точки зрения экономии на реставрации.
Никольская церковь на Никольском кладбище реставрируется сейчас по-настоящему. Ведутся фасадные работы, внутренние работы мы финансируем сами. На внешнюю реставрацию только Никольского храма мы сумели направить более 12 млн рублей.
- А чем занимаются реставрационные мастерские Лавры?
- В реставрации нет поточного метода. Каждая икона должна иметь свой подход, и фактически каждый специалист должен заниматься своей иконой. У нас работают высококлассные специалисты. Сейчас они заняты интерьерными картинами на библейские сюжеты в Троицком соборе, которые расположены очень высоко. Если снимать, мы можем их повредить, поэтому мы осуществляем реставрацию на месте. В Федоровской церкви мы сейчас ведем расчистки живописи. Очень много утрат. Например, в алтаре было устроено междуэтажное перекрытие прямо по ликам апостолов в сюжете "Святая Евхаристия".
Кроме того, мастерские берутся и за исполнение сторонних заказов. Мы платим людям, которые там работают, очень мало денег. Поэтому я даю им возможность делать заказные работы, чем они хоть как-то зарабатывают на жизнь.
А как продвигается решение вопроса о передаче раки Александра Невского Лавре?
- Я за последнее время дважды встречался с Михаилом Борисовичем Пиотровским. После этого я написал обстоятельную докладную записку Святейшему Патриарху. Это вопрос настолько резонансный, что он будет решаться на общецерковном уровне. Я свою личную точку зрения имею, но я не буду ее озвучивать до принятия решения. Меня раздражает и вызывает сожаление поверхностный взгляд блогеров и всех обывателей, не имеющих никакого отношения к Церкви: мол, "Церкви захотелось полторы тонны серебра". Да полторы тонны этого драгоценного металла мы своими силами в нашей ювелирной мастерской перерабатываем.
Предлагается вариант изготовления копии. Я сказал Михаилу Борисовичу: если примут "наверху" решение о создании копии, копия должна соответствовать подлиннику полностью, а не быть пластмассой, покрытой серебром. Михаил Борисович согласился с этой позицией. Самое главное в переговорах то, что мы ищем вариант, который бы устроил и ту, и другую сторону. Верю, что мы не зайдем в тупик, и при любом варианте развития событий разумный компромисс будет найден. Хотя я остаюсь при своем личном мнении.
У нас есть хорошие примеры конструктивных решений, ведь центральное паникадило мы получили из Эрмитажа. Долго обсуждали, но все равно нам его отдали. Из Малого Тронного зала - в собор, представляете? С другой стороны, мы с Гусевым (Владимир Гусев, директор Русского музея – ИФ) долго воевали за картину Григория Угрюмова "Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами". Музей сделал нам копию, и мы им отдали оригинал. Конечно, если бы дело касалось передачи чудотворной иконы, я бы никогда в жизни не согласился. Но картина - это интерьерная вещь. Если работ Угрюмова так мало сохранилось, то, конечно, пусть она будет в музее.
Когда мы говорили с Михаилом Борисовичем, я ему так и сказал: если речь идет о чудотворной иконе или мощах, то они должны быть в Церкви однозначно. И богослужебные сосуды, участвующие в Божественной Евхаристии, должны быть возвращены Церкви. Все остальное – это предмет переговоров. Мы вот тоже создаем свой музей. У нас есть что музеефицировать. Но мы из нашего музея сможем при необходимости забирать экспонаты в храм, а затем снова возвращать их на место хранения. Основные работы в нашем будущем церковном музее уже закончены, остались только отделочные доработки. Но нам нужно будет, конечно, много времени потратить на создание экспозиций. И не только времени, но и средств.