Северо-Запад / Эксклюзив 12 декабря 2011 г. 11:25

Первый вице-губернатор Новгородской области В.Минина: "Наша задача-максимум на ближайшие годы - новые производства, рабочие места, зарплаты"

Первый вице-губернатор Новгородской области В.Минина: "Наша задача-максимум на ближайшие годы - новые производства, рабочие места, зарплаты"

По итогам работы за 2008-2010 годы Новгородская область вошла в четверку лучших регионов по уровню финансовой самообеспеченности и приросту налогового потенциала. Данные принятой недавно областной Стратегии социально-экономического развития до 2030 года доказывают уверенность региональных властей в своих силах. Ожидается рост ВРП с 117,5 млрд рублей в 2009 году до 940 млрд в 2030 году. Прогнозируемый рост промышленного производства по отношению к уровню 2009 года - троекратный. Запланированы бездотационность и рост бюджета до 60,1 млрд рублей. О способах достижения таких успехов в области рассказала в интервью "Интерфаксу" первый заместитель главы администрации Вероника Минина.

- Вероника Витальевна, чем объяснить столь неожиданную для многих скептиков победу области и как вы ее оцениваете лично как куратор бюджетного блока?

- До последнего времени Новгородская область получала федеральную дотацию более скромную, чем, к примеру, соседняя Псковская, потому что у нас меньше населения. Этот математический критерий попросту устарел, поскольку никак не поощрял регионы, буквально подсевшие на деньги из "дотационного мешка", к развитию.

Год назад Минфин принял решение о создании Фонда развития для регионов, которые работают над увеличением своего налогового потенциала. В 2011 году на это выделили 10 млрд рублей. В расчет шли 2008-2010 годы. На мой взгляд, методика конкурса прозрачная, открытая, вне политических влияний. Министерство смотрело на уровень самообеспеченности региона, инвестиций в собственные ресурсы, темп роста отраслей экономики и налоговой базы. Энергетика, к сожалению, не учитывалась, хотя у нас хорошие показатели по вложениям в свое энергообеспечение.

По этой методике миллиарды из фонда были распределены по 20 субъектам РФ. Первыми стали Калуга, Тюмень и Ленобласть, получившие преимущества за счет свежепостроенных заводов-кластеров. Наша область разделила четвертое место с Татарстаном - по цифрам ровно копейка в копейку.

Новгородцы, к сожалению, не всегда замечают масштабные изменения на территории области, привычно ругая зарплаты, дороги, но такая серьезная оценка правительства РФ сигнализирует нам о том, что все делается правильно. Администрация региона не распыляется, делает ставку на свое. Думаю, что это будет нашим резервом в условиях возможного кризиса. За достигнутые высокие результаты область получит из федерального бюджета 588,6 млн рублей. Средства еще не поступили, решается вопрос - на что они будут потрачены. Для меня лично и моих коллег эта победа - прекрасный подарок к Новому году.

- Можно ли охарактеризовать перспективный бюджет области как социально ориентированный?

- Я хотела бы начать с основных характеристик уже принятого во втором чтении бюджета области. В целом он составит 27,7 млрд рублей, 17 из которых или 61% расписаны на социально-культурную сферу. Если коротко - в 2012 году все социальные льготы, все публичные расходные обязательства прошлых лет сохраняются. Некоторые даже проиндексированы на возможный размер, зарплату бюджетникам, например, поднимем на 6%. Не забыты и расходы на субсидии по оплате услуг ЖКХ, которые вырастут с 1 июля 2012 года. На сегодня новгородцы оплачивают "коммуналку" в среднем на 89,5% от экономически обоснованного тарифа. В 2012 году на компенсацию разницы в областном бюджете предусмотрено 770 млн рублей.

Непопулярных решений о снижении расходов по каким-либо обязательствам мы на себя не приняли, понимая, что от социалки серьезно зависят практически все новгородцы.

Если брать по картинке бюджета, то он на треть состоит из социальных обязательств, к которым мы добавили новые. В 2012 году, согласно областному закону "О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Новгородской области, на 2011-2014 годы", начнется выплата регионального материнского капитала "Семья" в размере 100 тыс. рублей при рождении третьего и последующего ребенка. Многодетные семьи смогут направлять эти средства на улучшение жилищных условий, газификацию, водоснабжение, установку теплового оборудования...

- Отразился ли мировой финансовый кризис последних лет на доходной части бюджета региона? Удалось ли удержаться в заданных параметрах?

- Определенное влияние МФК на нас оказал - в 2009 году имелось определенное снижение поступления налогов и доходов бюджета. Это было серьезное испытание - мы не выросли, но и не упали, как произошло в некоторых регионах, где власти были вынуждены сокращать бюджетные расходы. Новгородская область преодолела кризисную волну вполне достойно, и уже в 2010 наметилась динамика роста доходов на 6%. Понемногу выходим из стагнации, которая наступила в 2009 году. В 2011 году мы запланировали рост уже в 16,6%.

Говорить о ближайших годах и делать прогнозы на возможный кризис, мне кажется, преждевременно. Мы с достаточной долей уверенности закладываем параметры с ростом доходов в 10-12%.

- Чем принципиально отличается бюджет-2012 от своих "предшественников"? Какие статьи ушли, какие добавились?

- Принципиальных отличий не назову, кроме более четко прописанного курса на развитие. Из новаций, которые вызвали определенную сложность, - законодательная необходимость создания регионального дорожного фонда. Мы сформировали его из имеющихся средств и увеличения доходной базы бюджета, сложившегося из ожидаемого 10%-ного роста ВРП. В итоге вышли на сумму в 2,7 млрд рублей - самую большую расходную часть бюджета области, кроме традиционных сфер образования, медицины.

На эти солидные средства планируется ремонт 14 участков дорог регионального значения, реконструкция автомобильной дороги в Новгородском районе, строительство мостов в Холмском, Чудовском, Волотовском районах. Важно, что средства фонда, которые поступят от акцизов на бензин, транспортного налога, госпошлин, штрафов, будут в гарантированной сохранности. Это позволит работать на перспективу, быть уверенными в источниках финансирования.

- На социально-культурную сферу будет направлено 61% бюджета. Какие проекты в медицине, спорте, образовании можно назвать приоритетными?

- На модернизацию областного здравоохранения на 2011-2012 годы было выделено беспрецедентное финансирование - 2,6 млрд рублей. Ремонты идут практически во всех муниципальных медучреждениях. Наша задача - создать высокоэффективную систему оказания медицинской помощи, поменять демографический минус на плюс. К примеру, в Окуловке буквально с нуля вместо деревянных довоенных бараков, на которые было больно смотреть, появился новый 4-этажный комплекс больницы. В Великом Новгороде строится третья очередь областного онкодиспансера, региональный сосудистый центр, ряд других важных объектов.

В 2012 году планируем начать строительство нового терапевтического корпуса Боровичской муниципальной больницы. Сразу не осилим, поэтапное финансирование заложено на несколько лет вперед. Появятся новые фельдшерско-акушерские пункты в Любытинском и Маловишерском районах. Закупка современного медоборудования идет, подчеркну, в каждом больничном учреждении области.

Изменится и системный подход к здравоохранению. В новом году полномочия по управлению региональной медициной переходят на уровень субъектов. Будет единое финансирование, все муниципальные больницы получат статус областных. По графику Минфина впереди год для передачи медучреждений региону. Мы видим в этом серьезный потенциал развития - появится возможность грамотного регулирования организации и финансирования процесса. Не будет фаворитов и отстающих, все подтянутся до хорошего качественного уровня обслуживания.

Строительство и возвращение в систему образования зданий детских садов позволит до 2014 года ликвидировать очередь в них. В Новгородском государственном университете в скором будущем планируется создать бизнес-инкубатор для оказания помощи в открытии собственных предприятий, в том числе инновационной направленности.

Развитию спортивной инфраструктуры у нас дан зеленый свет. В 2012 году закончится строительство второй очереди спортивного комплекса в Великом Новгороде, в одном из растущих микрорайонов областного центра появится новый спортивный зал с бассейном. Строится мощный ФОК в Старой Руссе, вышли на проектно-сметную документацию по возведению ФОКов в Окуловском, Меревском и Хвойнинском районах.

С учетом федерального финансирования, поддержки "Газпрома" построим большой спортивный комплекс в Валдае, центр гребного слалома в Окуловке. Под Валдаем так же начнется строительство лыжных трасс, которое патронирует наша знаменитая лыжница Елена Вяльбе. Начнется реконструкция гребной базы в Великом Новгороде.

Вот на такие реперные точки мы опираемся. Речь, конечно, идет не об одном годе. Город, область работают на перспективу. И если у нас нет ни нефти, ни газа, безусловно, надо подтягивать туристическую, спортивную инфраструктуру, чтобы стать привлекательными для жизни. Чтобы сами новгородцы гордились своим регионом.

- Можно ли считать принятый документ бюджетом развития с учетом дефицита и долгов? Как Новгородская область выглядит на фоне других регионов? За счет чего будет покрываться дефицит?

- Я пристально слежу за многолетними спорами ученых-экономистов - правильно или нет жить в долг. Считаю, что это дает возможность развиваться. Представьте, что у вас нет возможности брать кредит, а, значит, не купить машину, жилье. Так и область - без кредитной подпитки не ремонтировались бы дороги, замерло строительство. Да, наш бюджет "живет" с дефицитом, но он разрешен бюджетным кодексом. Причем при допустимых 15% от собственных доходов, у нас дефицит всего 7-8%. До критичной массы далеко. Так что я для себя считаю возникающую порой полемику про "правильно-неправильно" закрытой. Кредитование - нормальная финансовая практика. В конце концов, администрация только предлагает нормы бюджета, а принимает решение о расходах областной парламент.

Что касается государственного долга. На покрытие планового дефицита мы берем кредиты либо в Минфине, либо в коммерческих банках. За последний год процентные ставки и у тех, и у других практически сравнялись. Кредиты область брала довольно осмотрительно. В федеральном бюджете - на строительство моста через Волхов, которое пока по ряду причин законсервировано. Было несколько заимствований в коммерческих банках для покрытия расходных обязательств, особенно в начале года, когда плохо приходят налоги.

На сегодня госдолг Новгородской области снижается и находится где-то на уровне 54% от собственных доходов, это примерно 8 млрд рублей. Для сравнения - у Вологодской области этот показатель составляет 71,4%, у Калининграда - 68,2%. Понемногу отходим от практики предоставления госгарантий, что также влияет на величину долга.

А если посмотреть вдаль, то вот кому надо хвататься за голову. Смотрю новости про еврозону, как в Греции, Италии бушует кризис - грустно становится. Вот где долги, когда государство занимает по два своих бюджета или дефицит выше ВРП в несколько раз. Конечно, это не вполне правильное сравнение, но в России и, в частности в Новгородской области, такого сценария представить не могу.

Для информации: по результатам мониторинга Минфином финансового положения и качества управления активами Новгородская область вошла в первую группу регионов с высоким качеством управления региональными финансами. Это весьма высокая оценка. Наша задача-максимум на ближайшие годы - новые производства, новые рабочие места, новые зарплаты.

- А что кардинально меняется в финансировании регионов федеральным центром в наступающем году? В переносе налоговой базы, субсидиях?

- Пока процесс находится в стадии обсуждения рабочих групп при правительстве. Так что информации не очень много. Известно о переходе на уровень региона медицины и, наоборот, уходе на федеральный - полиции. Вместе с ней забрали и федеральную часть акцизов. Эта тема пока вне обсуждения.

- Позади непростые выборы. В областной Думе прошлого созыва нередко звучали выпады в сторону бюджетных трат и перспектив областных финансов. Готовы ли вы к сотрудничеству с обновленным депутатским корпусом?

- Я готова к плодотворной работе с любым составом областной Думы. Если возникнет критика, то пусть эти предложения будут разумными и эффективными. Я только "за". Главное, чтобы вновь не озвучивалась политическая позиция под лозунгом "мы против, потому что против". Это несерьезный подход.

Хочется, чтобы депутаты вникали в тонкости бюджетного строительства. Буду благодарна за критику от профессионалов, которая сможет сделать жизнь новгородцев лучше. Не стоит думать, что мы не видим реальной жизни из больших кабинетов администрации. Мы такие же новгородцы, желаем своей малой родине процветания и делаем для этого все возможное.