В предстоящем году в Новгородской области, как и в других регионах страны, работа будет строиться в условиях сокращения бюджетных средств. О том, какие меры предпринимаются правительством области для привлечения инвесторов, реализации государственных программ, сохранения социальных гарантий населению, исполнения бюджетной и налоговой дисциплины, в интервью информационному агентству "Интерфакс Северо-Запад" рассказала первый заместитель губернатора Новгородской области Вероника Минина.
- Вероника Витальевна, в октябре Новгородская областная дума внесла изменения в областной закон "О налоге на имущество организаций". Какой эффект для экономики региона ожидается от предоставления налоговых преференций?
- Правительством Новгородской области совместно с депутатами региональной думы, представителями бизнеса проведена работа по оптимизации налоговых льгот, предоставленных областным законодательством. Изменениями, внесенными в областной закон "О налоге на имущество организаций", установлены критерии, при выполнении которых налогоплательщики имеют право воспользоваться льготами. Льготы должны стимулировать организации к увеличению объемов производства, созданию новых рабочих мест и способствовать развитию экономики области, увеличению налоговых поступлений в бюджет области. По нашим оценкам, в 2014 году дополнительные поступления налога на имущество организаций могут составить более 500 млн рублей.
- Насколько привлекательна Новгородская область для инвесторов в настоящее время?
- На сегодняшний день Новгородская область сохраняет свою привлекательность для инвесторов. К факторам инвестиционной привлекательности региона можно отнести выгодное географическое положение, благоприятную инвестиционную среду, в том числе льготное инвестиционное законодательство и сложившуюся структуру поддержки бизнеса, а также развитую транспортную и телекоммуникационную инфраструктуру, наличие сырьевой базы (полезные ископаемые, лесные ресурсы), высококвалифицированных трудовых ресурсов, отсутствие административных барьеров.
У области значительный природно-ресурсный потенциал. Более 50% территории занято лесами. В пределах области добываются нерудные полезные ископаемые. К примеру, балансовые запасы легкоплавких глин составляют более 31 млн кубометров, огнеупорных – 118 млн т, карбонатных пород – 94 млн т, песчано-гравийных материалов – более 180 млн. кубометров. Кроме того, у нас есть такой дефицитный вид минерального сырья, как кварцевые пески, запасы которого оцениваются около 38 млн тонн. Добавлю, что Новгородская область является крупнейшим регионом в СЗФО по наличию месторождений торфа. Его разведанные запасы составляют более 1,7 млрд тонн. Можно сказать и о значительных ресурсах пресных и минеральных подземных вод.
Конечно же, область заинтересована в привлечении инвестиций. Поэтому совершенствуем инвестиционное законодательство и меры государственной поддержки инвесторов. И те, кто приходит в экономику области, всегда могут рассчитывать на взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления. Мы оказываем содействие инвесторам в реализации инвестиционных намерений, организовано сопровождение и мониторинг значимых для экономики области инвестиционных проектов, власти оказывают содействие в привлечении финансовых ресурсов для реализации значимых инвестиционных проектов.
Не могу не сказать о такой существенной мере поддержки инвестиционной деятельности, как система льгот по налогам, зачисляемым в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований. Областным законодательством организациям, реализующим инвестиционные проекты, одобренные правительством Новгородской области на фактический срок окупаемости проекта, но не более расчетного, предоставляется полное освобождение от уплаты налога на имущество, на 50% снижена ставка по транспортному налогу, установлена минимально возможная в соответствии с федеральным законодательством ставка по налогу на прибыль - 13,5% (льгота 4,5% от налогооблагаемой прибыли). А на территориях муниципальных районов, в соответствии с законодательством муниципальных образований, инвесторы вправе воспользоваться льготами по налогу на землю и по арендной плате за землю.
Дополню, что коммерческим организациям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территориях Батецкого, Волотовского, Маревского, Парфинского и Поддорского муниципальных районов (эти территории областным законодательством определены как специальные экономические зоны), возмещается часть затрат, связанных с производством и реализацией товаров, работ, услуг в размере 83,3% налога на прибыль организаций, уплаченного в областной бюджет. Кроме того, они освобождаются от уплаты налога на имущество, а законодательством муниципальных образований указанным организациям предоставляются льготы по уплате земельных платежей. Мы практикуем льготные условия пользования имуществом, находящимся в областной собственности, льготы установлены путем применения понижающих коэффициентов для отдельных видов деятельности;
Инвестиционная привлекательность региона подтверждается тем, что в настоящее время у нас реализуется значительное количество инвестиционных проектов в различных сферах экономики.
- Вероника Витальевна, планирует ли правительство Новгородской области разрабатывать дополнительные меры по привлечению новых компаний в регион?
- Политика по привлечению инвестиций в экономику области нацелена на стимулирование вложений в приоритетные сферы. Наша первоочередная задача - создание правовых, экономических и организационных условий, максимально способствующих укреплению инвестиционного потенциала области. В рамках принятой государственной программы "Обеспечение экономического развития Новгородской области на 2014-2016 годы" разработана подпрограмма "Повышение инвестиционной привлекательности Новгородской области". В рамках подпрограммы будет реализовано обеспечение сопровождения инвестиционных проектов, а также эффективное взаимодействие инвесторов с органами исполнительной власти области, организация работы совета при губернаторе Новгородской области по улучшению инвестиционного климата, где будут рассматриваться значимые для экономики области инвестиционные проекты. Предусмотрена организация деятельности агентства регионального развития Новгородской области для внедрения порядка работы с инвесторами по принципу "одного окна", сокращения сроков реализации инвестиционных проектов, организации участия представителей Новгородской области в инвестиционных мероприятиях, в том числе форумах, выставках, семинарах, других мероприятиях в России и за рубежом. Создано государственное областное автономное учреждение "Агентство развития Новгородской области", которое для упрощения процедурных вопросов будет обеспечивать принцип "одного окна" для инвесторов.
Мы утвердили Стандарт деятельности органов исполнительной власти области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата и "дорожную карту" внедрения стандарта. Разработан регламент, определяющий порядок взаимодействия в сфере инвестиционной деятельности органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и субъектов инвестиционной деятельности, который устанавливает механизм взаимодействия всех структур регионального управления на всех участках инвестиционного процесса, формы сопровождения инвестиционных проектов, порядок получения государственной поддержки инвесторов.
Для стимулирования притока частных вложений в строительство и развитие объектов инфраструктуры будем развивать законодательную базу, регулирующую создание условий для реализации проектов государственно-частного партнерства. Мы понимаем, что крупные инфраструктурные проекты будут способствовать повышению инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности области, а это в свою очередь обеспечит устойчивый рост региональной экономики.
- Многие регионы говорят о сложностях формирования бюджета на следующий год. Удастся ли вам избежать сокращения финансирования или полного сворачивания отдельных региональных программ?
- В течение полугода Министерство экономического развития России уже трижды пересмотрело свой прогноз на 2014-2016 годы в сторону снижения. По их оценке, в 2013 году прирост ВВП составит 1,8%. Новгородская область не оторвана от макроэкономических процессов. В таких условиях наращивать расходы крайне рискованно.
Сейчас на первый план выходит оптимизация, повышение эффективности расходования бюджетных средств на всех направлениях и уровнях, контроль за их целевым и своевременным использованием. Нужно добиться полного использования средств бюджета, с максимальной отдачей.
Эта задача будет решаться в первую очередь с помощью применения программно-целевого принципа планирования. В 2013 году в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ предусмотрено 4,8 млрд рублей. На 2014 год вместо действующих 90 целевых программ в Новгородской области утверждено 25 государственных программ (в их состав вошли подпрограммы, в которых учтены мероприятия ранее действовавших областных целевых программ) с общим объемом расходов 21,8 млрд рублей или 88% от всех расходов областного бюджета. Да, по отдельным мероприятиям программ ассигнования сокращены, но реализация этих мероприятий и их финансирование перенесены на другие периоды.
- Скажите, чем принципиально будет отличаться принимаемый бюджет-2014 от предыдущих? Останется ли он бюджетом развития или речь идет о стагнации?
- Бюджет, как и в предыдущие годы, останется социально ориентированным. На предоставление мер социальной поддержки гражданам мы ежегодно направляем почти 15% от всех расходов областного бюджета. И эти суммы постоянно растут: в 2014 году запланировано 4 млрд рублей - на 18% больше, чем в 2012 году, тогда как рост собственных доходов за этот период составляет 9% .Сохранятся меры социальной поддержки многодетным семьям в виде регионального капитала "Семья", ежемесячной денежной выплаты при рождении (усыновлении) третьего и последующих детей. На 2014 год размер этой выплаты составит 7156 рублей.\
Для поддержки института семьи и воспитания детей, признания заслуг родителей, воспитывающих 4-х и более детей, внесших значительный вклад в развитие и воспитание детей, с 1 января 2014 года областным законом утвержден Почетный знак Новгородской области "За верность родительскому долгу". Одному из родителей, награжденных Почетным знаком, будет выплачиваться единовременная выплата в размере 100 тыс. рублей.
В 2014-2016 годах будет продолжено оказание государственной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в форме социальной выплаты на текущий ремонт находящихся в их собственности жилых помещений в размере 33,3 тыс. рублей в 2014 году, 34,8 тыс. рублей в 2015 году и 36,4 тыс. рублей - в 2016-м.
С 1 января 2014 года предусмотрено увеличение размера вознаграждения приемным родителям до величины минимальной заработной платы - 5205 рублей, на эти цели предусматриваем 20 млн рублей. Увеличивается также размер выплаты на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье до прожиточного минимума для детского населения - 6776 рублей и размер выплаты на содержание в семье опекуна и приемной семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида - до 8131 рублей, на эти цели направляется 31,2 млн рублей. Дополнительно предусмотрено 40 млн рублей на двухразовое питание детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".
Хочу подчеркнуть, что, сохраняя все социальные гарантии и льготы, мы не допускаем существенного сокращения вложений в развитие ведущих отраслей экономики области. В 2014 году сохранится поддержка сельхозтоваропроизводителей, на эти цели из областного бюджета будет направлено 370 млн рублей, планируем получить в 2014 году из федерального бюджета не менее 1 млрд рублей. Не снизится по сравнению с 2013 годом объем дорожного фонда области, он составит 2,8 млрд рублей.
В 2014 году в области планируется построить 340 тыс. кв. м жилья. На ликвидацию ветхого и аварийного жилищного фонда будет направлено 924 млн рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 572 млн рублей, фонда содействия реформированию ЖКХ – 352 млн рублей, что, отмечу, в 5 раз больше, чем в 2013 году. Это позволит построить более 32 тыс. кв. м жилья и расселить 932 семьи.
- Контролирующие органы неоднократно называли Новгородскую область как успешную по бюджетной дисциплине. Не отразятся ли негативно на этой оценке два крупных кредита, взятых регионом в 2013 году?
- Государственный долг Новгородской области по состоянию на 1 декабря 2013 года составил 12,7 млрд рублей или 64,9% от планового объема собственных доходов областного бюджета на 2013 год, что не противоречит требованиям бюджетного законодательства. Формируя бюджет с дефицитом, мы вынуждены предусматривать умеренное увеличение долга области. Мы будем работать над тем, чтобы заимствования были минимальные, будем жестко контролировать объем долга и расходов на его обслуживание. Способствовать снижению заимствований должны меры по усилению бюджетной дисциплины, повышению эффективности расходования средств и государственных закупок.
- Намерено ли правительство области ужесточать налоговую дисциплину в связи с падением промпроизводства. Какие меры уже принимаются?
- Если говорить о ситуации в промышленности области, а это ведущая отрасль экономики - на ее долю приходится более 30% валового внутреннего продукта, то за январь-октябрь 2013 года в промышленном комплексе области объем отгруженных товаров собственного производства составил 117,9 млрд рублей. Индекс промышленного производства по полному кругу предприятий за этот период равен 104,9%. И по этому показателю Новгородская область занимает первое место среди регионов Северо-Западного федерального округа и опережает Российскую Федерацию (100%), Северо-Западный федеральный округ (98,7%), Вологодскую область (102,5%), Мурманскую область (100,1%), Санкт-Петербург (99,4%), другие регионы.
Что касается вопросов своевременной и полной уплаты налогов, они в правительстве Новгородской области находятся на постоянном контроле. К сожалению, на сегодняшний день не все налогоплательщики исполняют свою обязанность по уплате налогов. По состоянию на 1 ноября 2013 года за ними числится недоимка в сумме 603,7 млн рублей, в том числе 117 млн рублей за физическими лицами по имущественным налогам (налог на имущество физических лиц, транспортный и земельный налоги).
Контроль за правильностью исчисления налогов, полнотой и своевременностью их внесения в бюджет находится в компетенции налоговых органов. Правительством Новгородской области перед управлением ФНС России по Новгородской области поставлена задача обеспечить 100-процентную собираемость начисленных налогов на территории области, активизировать работу по применению мер принудительного взыскания задолженности, предусмотренных действующим законодательством.
- Может ли рассчитывать Новгородчина на помощь федерального центра в поддержании анонсированного повышения зарплат?
- Повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, которые определены в Указах президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597, от 1 июня 2012 года №761 и от 28 декабря 2012 года №1688, безусловно, является приоритетным направление деятельности правительства Новгородской области. Таких специалистов в области 22,7 тыс. человек, из них 8,6 тыс. – это педагоги, 10 тыс. - медицинские работники, 3,3 тыс. - работники учреждений культуры и 689 человек - социальные работники. На оплату их труда в консолидированном бюджете области на 2014 год предусмотрено 4,9 млрд рублей, это на 592 млн рублей больше, чем в текущем году. Федерация частично компенсирует дополнительные расходы на повышение оплаты труда бюджетников в сумме 472,1 млн рублей. В течение года мы рассчитываем получить дополнительную дотацию на эти цели в сумме порядка 100 млн рублей.