27 января. Interfax-Russia.ru - К 70-летию освобождения Ленинграда от блокады ГМЗ "Петергоф" опубликовал открытки из филокартистской коллекции Николая Павловича Шмитта-Фогелевича, изданных в типографиях блокадного города.
Как сообщает пресс-служба музея-заповедника, всего в коллекции порядка 650 открыток.
5 июля 1942 года было принято постановление Военного совета Ленинградского фронта о превращении Ленинграда в город-фронт, в связи с чем, в нем должен был сохранен "только необходимый минимум самодеятельного населения", в который, наряду с трудящимися, обслуживавшими военную, топливно-энергетическую промышленности, транспорт, предприятия питания, входили работники культурно-просветительных учреждений.
К числу таких учреждений, действующих в условиях города-фронта, относились типографии и издательства. За период 1941-1945 годов ими было выпущено более двух миллионов экземпляров книг, журналов, газет, листовок, афиш, открыток, конвертов и другой печатной продукции.
За 900 дней блокады в Ленинграде было издано свыше 800 сюжетных открыток, над выпуском которых работали такие издательства, как "Искусство", "Ленфотохудожник", ОГИЗ им. Ивана Федорова, полиграфическая мастерская Ленинградского Союза художников, Воениздат Народного комитета обороны.
Государственный Русский музей и Государственный Музей истории революции готовили популярные тогда серии репродукций; Управление Кинофикации при Ленгорисполкоме - открытки с кадрами из советских фильмов ("Суворов", "Маскарад","Богдан Хмельницкий").
Открытки печатались тиражами от 5 до 200 тысяч экземпляров, в большинстве своем не отличались высоким качеством полиграфии, издавались в технике автолитографии, цветной автотипии и хромолитографии. На обратной стороне открытки появляется отличительный графический элемент - надпись "Великая Отечественная война" на фоне знаменитых архитектурных памятников города (Смольный, Адмиралтейство и др.).
Продолжают издаваться серии открыток: так к 240-летию Петербурга-Ленинграда в 1943 году в издательстве "Искусство" в формате открытки публикуется серия гравюр с видами города Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой. Среди авторов открыточных изображений: Юрий Васнецов, Владимир Серов, Георгий Верейский, Константин Рудаков, Соломон Юдовин и другие.
Наряду с профессиональными художниками-графиками, в создании образов принимали участие и молодые фронтовые художники. Особое место занимают открытки, сделанные по эскизам художников, работавших на передовой, чьи зарисовки в последствие легли в основу отдельных открыток или целых графических серий.
Коллекция блокадной открытки Н.Шмитта-Фогелевича позволяет выявить несколько типичных для этого времени изображений. Это виды довоенного города и пригородов, памятников архитектуры еще не пострадавших от снарядов; военные сюжеты, изображения, фиксирующие сражения на фронте, оборону Ленинграда и изменения жизни города в кольце блокады; часть открыток имеют традиционную праздничную тематику, в основном, новогоднюю.
В целом во время войны открытка вырывается из идеологического догмата, тематика ее сюжетов расширяется, говоря о том, что волновало каждого - и на фронте, и в тылу. Помимо того, что писали на открытке сами отправители, своими изображениями она рассказывала тылу о жизни фронта, и наоборот.
В 1943-44 годах выходят серии открыток "Ленинград в дни Отечественной войны", они дают представление не только о военном и осажденном положение города, но и об обыденной жизни людей. Бомбежки, налеты, наблюдения, артобстрелы, оборонные сооружения - все это соседствовало картинам с рыбалки на Неве, лыжных катаний, обыденных сюжетов запаса дров, очистке улиц от снега и льда. Шла война, но в тоже время Ленинград жил своей особенной жизнью.
Облик города изменялся, но на открытках сохранял свои прекрасные, нетронутые снарядами виды: Нарвские ворота, Адмиралтейство, решетка Летнего сада. Другие открытки, наоборот, повествуют об уже измененном виде города: у Казанского и Исаакиевского соборов, в Летнем саду засажены огороды, на улицах укрепления, памятники скрыты от бомбежки вражеских самолетов. В серии "Ленинград в годы Отечественной войны" звучит призыв - "Сохраним памятники русской культуры!".
Героями открыточных изображений становятся солдаты всех родов войск и званий, боевые подруги и участники войны, работники тыла. О помощи армии из блокадного Ленинграда повествует серия открыток "Ленинград в годы войны. Помощь фронту". Отдельная серия открыток "Ленинградская серия в тылу врага" (1943 год) посвящена деятельности партизанских отрядов. Особенно используется образ ребенка. В уста детей вкладываются строчки-лозунги, обращенные к ушедшему на войну отцу: "Папа, убей врага!", "Папа, бей фашистов!", "Папа, стойко защищай наше счастливое детство".
Из всех открыток в коллекции Н.Шмитта-Фогелевича, выпущенных в Ленинграде во время блокады, порядка тридцати - новогодние. Изображения по-разному интонированы: от обращения к семейным чувствам (дети пишут новогодние поздравление на фронт отцу) до саркастического высмеивания противника, но главная цель сохранена - укрепление сил человека в тылу и на фронте в борьбе с врагом.
В 1941 году новогодним "подарками" Гитлеру служили снаряды из рук полных сил советских воинов и черепа солдат немецкой армии. А на новогодней открытке 1944 года Гитлер предстает зрителю сутулым, неопрятным, трагически вопрошающим: "Что год грядущий нам готовит?", сама фигура главного врага уходит с картинок, остаются пожелания.
Фигура Деда мороза появляется на открытках, посвященных встрече нового 1944-го года, вместе с ним появляются и другие атрибуты доброго, счастливого нового года: разнообразные звери, зайчики, наряженная новогодняя елка. На тыльной стороне открытки по-прежнему отличительный штамп "Великая отечественная война", но драматические и героические сюжеты начинают уступать место картинам победы, мирного счастья и окончания войны.
Уже в новогодних открытках 1945 года встречаются сюжеты воссоединения семей, возвращения фронтовиков, они уже на родине - герои войны изображаются на фоне Кремля и Адмиралтейства, впоследствии ставшими обязательными атрибутами Новогодней открытки послевоенного времени.
Особая тема ленинградской блокадной открытки - обращение к героическим сюжетам русской и советский военной истории: картины войны 1812 года и русско-финской войны, события 9 января 1905-го года, выстрел крейсера Аврора в 1917 году, штурм Зимнего дворца. На открытке с кадром из фильма "Александр Невский" (1941 г.) приведена фраза, звучащая в киноленте "А кто на Русь с мечом пойдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля".