Москва. 6 марта. ИНТЕРФАКС - Октябрьская железная дорога (ОктЖД) предлагает заменить часть железнодорожных маршрутов в Псковской области автобусными, сообщила ОктЖД (подразделение ОАО "Российские железные дороги") по итогам рабочей встречи начальника дороги Виктора Степова с губернатором Псковской области Андреем Турчаком.
"Реализовать подобный проект планируется в I полугодии 2013 г. Предполагается, что первые перевозки на одном из пилотных маршрутов начнутся с 1 апреля", - говорится в сообщении. Кто именно станет оператором автобусных перевозок, не сообщается.
Кроме того, для сохранения перевозок в малонаселенные пункты, целесообразно заменить используемый сейчас подвижной состав (локомотив + пассажирский вагон) на "рельсовые автобусы", отмечает ОктЖД. Их предлагается закупить в лизинг за счет средств перевозчика - ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (СЗППК) - под гарантии лизинговых платежей Псковской областью. "Проект позволит получить синергетический эффект, (в том числе - ИФ) - ликвидировать дублирование маршрутов", - отметил В.Степов, слова которого приводятся в сообщении.
ОктЖД напоминает, что ежегодно в Псковской области пригородными электричками пользуются около 3,5 млн человек - 21% от общего пассажирооборота на наземном общественном транспорте. Однако в 2013 г. власти региона заказали у СЗППК лишь 11 пар поездов.
Псковская область - не первый регион Северо-Запада РФ, где планируется замена пригородных поездов автобусами. Ранее ОктЖД сообщала, что такой вариант допускает ОАО "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" в Тверской области. Предполагается, что такой шаг станет первым в программе оптимизации движения и замены пригородных поездов. Одновременно планируется сокращать убытки на "тепловозных участках".
Идея замены электричек автобусами на участках с низким пассажиропотоком обсуждается в правительстве РФ уже давно. "Мы ищем наиболее целесообразную модель, исходя из того, на каких маршрутах сегодня выгодно, чтобы продолжали курсировать по 3 вагона, которые тянет большой локомотив, понимая, что при этом высокие издержки. Или (смотрим - ИФ), есть ли необходимость с какой-то территории подвоза автобусами к большой станции, где есть более высокая загрузка", - говорил "Интерфаксу" еще в 2010 г. Андрей Недосеков, занимавший тогда пост замминистра транспорта РФ.
"Если у нас уже существуют альтернативные виды транспорта, и (они - ИФ) имеют выше рентабельность, зачем нам тогда субсидировать РЖД?", - задавался в этой связи вопросом чиновник, уточняя, что говорит о субсидиях именно на малозагруженных маршрутах (железнодорожная монополия сейчас получает из бюджета РФ компенсации за использование инфраструктуры пригородными ж/д перевозчиками).
Позднее о целесообразности заменять электрички автобусами на малозагруженных участках маршрутов и продавая пассажирам единый билет сразу на оба вида транспорта, говорил и начальник центра по корпоративному управлению пригородным пассажирским комплексом РЖД Максим Шнейдер. "Если есть дорога, пригородная компания совместно с регионом может договориться (о доставке пассажиров - ИФ) по этим же билетам автобусами", - отмечал он. При этом автобусами может владеть как сам локальный перевозчик, так и автотранспортное предприятие, услуги которого закажет пригородный перевозчик по схеме аутсорсинга, считает М.Шнейдер.
В то же время власти Удмуртии, например, в 2011 г. открыто заявляли, что готовы развивать автобусное сообщение на маршрутах пригородных железнодорожных перевозчиков, считая чрезмерными суммы, необходимые на покрытие их убытков.