Северо-Запад / Новости 21 марта 2019 г. 13:25

Картина Нестерова "Святая Русь" из Русского музея отправляется на полугодовую реставрацию

Санкт-Петербург. 21 марта. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Картина Михаила Нестерова "Святая Русь" отправится в четверг на реставрацию, сообщила журналистам главный хранитель Русского музея Ольга Бабина.

"Картина глобально не реставрировалась с 1921 года. Она отправится к лучшим специалистам нашего музея на полгода и затем вернется в состав экспозиции", - отметила О.Бабина.

Ведущий научный сотрудник Русского музея Павел Климов рассказал, что в силу своего состояния картина не может уже давно перевозится на выставки. В последний раз она экспонировалась в Сан-Марино в 2000 году в честь юбилея христианства.

"Картине не везло. Она была впервые показана в 1907 году, и после революционных событий была не очень тепло принята обществом, так как произведение религиозное по характеру. Тем не менее, работа великолепна, замечательно прописан пейзаж, изображены простые русские люди", - добавил П.Климов.

По словам художника-реставратора Русского музея Натальи Романовой, на картине есть небольшие деформации по углам, пожелтели профилактические наклейки на полотне. По всей поверхности крупный кракелюр (трещина - ИФ) горизонтального направления, местами переходящий в изломы. Особенно это заметно на фигуре Христа.

В ходе реставрации картину снимут из подрамника, удалят старые реставрационные кромки и заклейки, укрепят красочный слой. Будет также изготовлен новый подрамник, картину покроют новым слоем лака.

Картина выдающегося художника М.Нестерова "Святая Русь" по праву считается одним из главных живописных произведений Серебряного века русской культуры. Действие происходит на фоне северного зимнего пейзажа. К Христу, окруженному наиболее почитаемыми на Руси святыми заступниками - Николаем, Сергием и Георгием, пришли богомольцы.

На основе натурных этюдов на Соловках и в Хотькове художник сумел создать убедительные образы собравшихся. Здесь можно увидеть и людей, особенно близких автору. Прототипами женских образов стали мать художника (в картине схимо-монахиня), его сестра (женщина в ковровом платке) и няня (женщина в платке в центре картины, с ее обликом мастер связывал свое представление о русской красавице).

Эта работа сыграла важную роль в судьбе живописца. Во время первого показа еще не законченной работы на нее пришла посмотреть Екатерина Васильева, спустя несколько месяцев ставшая женой Нестерова.